В последние годы Рособрнадзор вел активную борьбу с «фабриками дипломов» — университетами, предоставляющими некачественное или фиктивное образование. За 2015−2017 годы число университетов в России сократилось
на 30%. В ходе массовых проверок использовались два инструмента для прекращения деятельности университета: приостановление/прекращение действия лицензии или приостановление/лишение государственной аккредитации. Вопросы адекватности использования данных инструментов вызвали общественные и экспертные споры. В отношении лицензирования были высказаны предложения об упрощении лицензионных требований и объединении с процедурой государственной
аккредитации. Система государственной аккредитации получила больше нареканий, по мнению многих экспертов, данный инструмент давно
устарел.
Новые дискуссии вокруг системы оценки качества образования начались после того, как государственной аккредитации была лишена Московская высшая школа социальных и экономических наук («Шанинка»).
Из заключения Рособрнадзора по результатам аккредитационной экспертизы от 19 июня 2018 г. следует, что формальными основаниями для отказа в государственной аккредитации стало: отсутствие материально-технического обеспечения учебного процесса, отсутствие выездного способа проведения производственной практики, недостаточное число преподавателей-практиков и преподавателей, имеющих ученую степень, отсутствие необходимой квалификации заведующих кафедрами, а также утверждение, что некоторые дисциплины университета «
не формируют профессиональных компетенций».
Однако среди абитуриентов, студентов, экспертного и научного сообщества «Шанинка» была известна как университет с высоким качеством образования. Как могло получиться, что позиция органа контроля и надзора так сильно отличается от экспертного и научного? Гипотеза состоит в том, что это следствие противоречия декларируемых законодательством целей государственной аккредитации и фактически проводимых процедур.
Пункт 2 ст. 92
Закона об образовании устанавливает, что целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам. Это значит, что получить государственную аккредитацию (в виде свидетельства о ней) можно, если деятельность по программам соответствует стандартам. Проверка такого соответствия проходит путем аккредитационной экспертизы. Экспертиза, в свою очередь, направлена на проверку того, соответствует ли содержание образования (в некоторых случаях) и качество подготовки обучающихся стандартам. Детально то, как проходит такая экспертиза, регулируется двумя административными регламентами:
—
Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций;
—
Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля качества образования.
Если первый регламент регулирует процедурные моменты (сроки, способы направления заявлений), то второй касается конкретных полномочий проверяющих органов (п. 6 Регламента):
- анализ и экспертиза документов и материалов, характеризующих деятельность организации, средств обеспечения образовательного процесса по вопросам, подлежащим проверке (в том числе учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов) (при проведении документарных и выездных проверок);
- анализ использования в образовательном процессе объектов, необходимых для осуществления образовательной деятельности (зданий, строений, сооружений, помещений и территорий), учебно-методической документации, учебной, учебно-методической литературы и иных библиотечно-информационных ресурсов и средств обеспечения образовательного процесса (при проведении выездных проверок);
- экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ (при проведении выездных проверок);
- анализ результатов текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, итоговой аттестации выпускников организации (при проведении документарных и выездных проверок).
Университет может лишиться аккредитации, если орган контроля и надзора выявит нарушения в ходе аккредитационной экспертизы (связанных с получением, переоформлением свидетельства о государственной аккредитации) или в ходе плановых или внеплановых проверок.