Политики различных университетов говорят о том, что важную роль в предотвращении плагиата и академического мошенничества играет раннее формирование необходимых навыков и подходов: обучение правилам цитирования, объяснение причин недопустимости плагиата, правил его выявления и возможных негативных последствий при выявлении нарушений академической этики, а также постоянное напоминание студентам об этом.
Причем немаловажно объяснить студентам, что плагиат опасен не потому, что за него предусмотрены санкции, а потому, что он противоречит высокой цели академического образования. Так, в разделе сайта, посвященном предупреждению плагиата в Университете Оксфорда, дается
следующее объяснение недопустимости плагиата в рамках обучения: «Вы пришли в университет, чтобы научиться формировать и высказывать свое собственное мнение, а не просто воспроизводить мнение других людей — по крайней мере, не без указания авторства. Формирование своих собственных взглядов поначалу может показаться очень сложным процессом, и сначала вы, вероятно, обнаружите, что перефразируете труды ученых, пытаетесь понять и усвоить их аргументы. Однако очень важно научиться развивать свое собственное мнение, свой собственный голос (англ. to develop your own voice). Вы не обязаны стать оригинальным мыслителем, но от вас ожидают, что вы будете независимы — научитесь критически оценивать работу других, взвешивать аргументы и делать собственные выводы».