кафедра. АРСЕНАЛ
Академическая этика: борьба с плагиатом в зарубежных университетах
DOI 10.22394/2078−838Х−2022−3−62−69
  • Семён Васильевич Янкевич
    к. ю. н., замдекана факультета права НИУ ВШЭ по учебной работе, зав. Лабораторией образовательно­го права Института образования НИУ ВШЭ, Москва, РФ. ORCID: 0000−0002−3067−591X; ResearcherID K-7001−2015.
  • Евгений Вадимович Пучков
    аналитик Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ, Москва, РФ. ORCID: 0000−0002−1355−4032; ResearcherID ABF-2814−2021.
  • Виолетта Валерьевна Бальжинимаева
    аналитик Лаборатории образовательного права Института образования НИУ ВШЭ, руководитель проекта Проектной лаборатории развития интеллектуальных состязаний по праву факультета права НИУ ВШЭ, Москва, РФ. ORCID: 0000−0002−3832−7151; ResearcherID H-5960−2016.
Аннотация
В статье представлены различные аспекты практик предотвращения плагиата среди студентов, а также механизмы его выявления и последующих дисциплинарных взысканий в случае выявления плагиата. Статья включает анализ практик отдельных университетов зарубежных стран: Великобритании, США, Швейцарии, Сингапура, Германии и Гонконга. Политики большинства университетов в этих странах сходны и могут отличаться лишь в отдельных аспектах привлечения к ответственности. В завершение представлены лучшие практики и рекомендации из международной практики предотвращения и борьбы со студенческим плагиатом, которые могут быть имплементированы в политики по борьбе с плагиатом российских университетов.

Ключевые слова: Академическая этика; академическое мошенничество; плагиат; ответственность; университет; зарубежные страны.
Понятие плагиата
Плагиат является одним из видов более общего понятия — «академическое мошенничество». Е. Д. Шмелева в диссертационном исследовании приводит пример наиболее широкого понимания академического мошенничества — это «преднамеренное действие, совершая которое, студент стремится получить оценку (кредит) за работу, сделанную другим человеком, или использует несанкционированные материалы или сфабрикованную информацию при выполнении любого учебного задания». Однако наиболее изучаемыми практиками проявления академического мошенничества являются плагиат в письменных работах и списывание.

В большинстве случаев в базовое понимание плагиата входят копирование и парафраз чужих работ без указания авторства. Более детальное понимание зависит от специфики направления образования: факультеты и подразделения дополняют, конкретизируют профильное понимание плагиата. Например, юриспруденция, IT, медицина, математика и т. д.
В Стэнфордском университете (англ. Stanford University) плагиат считается прежде всего нарушением Кодекса чести (англ. Honor Code), где он определяется как использование (без разум­ного и надлежащего упоминания автора или источника) оригинальной работы другого человека, независимо от того, состоит ли такая работа из кода, формул, идей, формулировок, научного анализа, алгоритмов, текста или других форм. Более того, дословный текст из другого источника всегда должен быть заключен в кавычки.

Университет Оксфорда (англ. University of Oxford) в понятие плагиата включает также «тайный сговор»: самовольное, несанкционированное, тайное выполнение одним студентом работы за другого (в том числе в командных проектах).

Школа права Гарвардского университета (англ. Harvard Law School) под термином «источники» при оформлении работ подразумевает не только опубликованные или доступные в электронном формате работы, но и информацию и мнения, полученные непосредственно от других людей.
Наиболее яркие кейсы
Большая часть описываемых кейсов плагиата, включая массовые, и практик его предотвращения в первую очередь относится к американским университетам. Так, в известной американской военной академии Вест-Поинт (англ. West Point), одном из центров обучения будущей американской военной и политической элиты, вопросы нарушения академической этики регламентированы общим Кодексом чести кадет (англ. Cadets Honor Code), сформулированным по‑военному прямолинейно: «Кадет не будет лгать, обманывать и воровать или терпеть тех, кто это делает» (англ. «A Cadet will not lie, cheat and steal, or tolerate those who do»). Для рассмотрения различных случаев нарушения этого Кодекса чести обычно создается комиссия из других кадетов, которые выносят рекомендации руководству академии.

Случаи нарушения академической этики периодически происходят в данном учебном заведении, а при их массовости становятся достоянием общественности. Так, в мае 2020 года был обнаружен массовый плагиат и списывание в рамках письменного экзамена по математике в онлайн-формате. Данный случай интересен как системой дисциплинарных разбирательств, примененных в этом случае, так и попытками дифференциации последствий для нарушителей.
Всего было заподозрено 73 кадета, из них шестеро покинули учебное заведение самостоятельно, разбирательство в отношении двоих было прекращено из‑за недостатка доказательств, четверо кадет, не признавших свою вину, были оправданы в рамках заседаний комиссии по чести, состоящей целиком из обучающихся академии. Восьмерых основных нарушителей, распространявших ответы на письменные задания, исключили из академии. 59 кадетам, признавшим свою вину, изначально было предложено участие в существовавшем в Вест-Поинте процессе «самостоятельного признания вины» (англ. willful admissions process), в рамках которого, помимо пересдачи экзамена, кадеты должны были пройти дополнительный курс по академической этике, а также понести некоторые дисциплинарные наказания, принятые в академии (например, патрулирование территории). Однако в результате общественного давления со стороны выпускников академии 51 из них в итоге пришлось полностью повторить год обучения, а сама программа «признания» была закрыта.

Отметим, что это не единственный случай массового исключения из академии за нарушение академических норм. Так, в 1976 году за массовые списывание и плагиат были исключены более 151 учащихся, хотя 96 из них впоследствии смогли продолжить обучение из‑за систематических административных ошибок при расследовании данного случая.
Еще один достойный внимания случай, также объединяющий в себе элементы плагиата и списывания, произошел в Бруклинском колледже системы Городского университета Нью-Йорка (англ. Brooklyn College, City University of New York). Преподаватель психологии был добавлен в групповой чат курса в одном из онлайн-мессенджеров, созданный студентами. Прочитав их переписку в середине курса, он обнаружил, что более 70 студентов из 100 постоянно нарушали академические нормы, допускали списывание и плагиат чужих работ. Поскольку это открытие произошло в процессе преподавания курса, преподаватель сначала попробовал изменить подход к преподаванию, увеличив число индивидуальных письменных работ и серьезно усложнив промежуточную аттестацию. В результа­те те из студентов, кто допускал нарушения академической этики, не смогли успешно сдать промежуточный экзамен.

В этот момент преподаватель оповестил администрацию университета о нарушении академических норм и предложил всем студентам, в отношении кого у него были доказательства плагиата и списывания, пройти ускоренную альтернативную версию курса, которая позволяла выучить необходимый материал, так как нормы по академической этике университета позволяли преподавателю применять различные дифференцированные решения. Кроме того, он попросил этих студентов написать дополнительное краткое эссе на тему академической этики. Впрочем, даже в этом эссе, а также в новых заданиях некоторые студенты допустили плагиат — и были впоследствии вынуждены заново пройти данный курс в другом семестре. При этом большинство из тех, кто допускал нарушения академических норм в начале курса, прошли курс успешно.
Интересны также и инициативные меры по предотвращению плагиата в университетах. Так, Университет Кент в штате Огайо, США (англ. Kent State University), предлагает студентам, непреднамеренно совершившим нарушение академических норм в университете, пройти специальный курс по правилам и нормам академического цитирования и этике академического письма. В рамках этого курса, который преподается каждому нарушителю персо­нально, студент узнает больше о конкретных проблемах в рассматриваемом задании, о политике университета в отношении плагиата и примерах плагиата. Помимо этого, студент должен обнаружить примеры плагиата в предоставленных текстах. Основными задачами такого подхода, по мнению администрации университета, являются помощь студентам в улучшении навыков письма и увеличение шансов избежать непреднамеренного плагиата в будущем.

Один из видов дисциплинарных мер, принятых в американских университетах, — внесение специальных отметок в приложение к диплому (транскрипт), где отмечаются все случаи нарушения академических норм или случаи временного исключения из университета. Так, студенты Гарвардского университета в ходе серьезного скандала 2012 года называли такую отметку «академическим поцелуем смерти», который не позволяет продолжать дальнейшее развитие в выбранной сфере. При этом такие отметки проставляются в дополнение к стандартным дисциплинарным наказаниям.
Основные этапы борьбы с плагиатом
Информирование и профилактика
Политики различных университетов говорят о том, что важную роль в предотвращении плагиата и академического мошенничества играет раннее формирование необходимых навыков и подходов: обучение правилам цитирования, объяснение причин недопустимости плагиата, правил его выявления и возможных негативных последствий при выявлении нарушений академической этики, а также постоянное напоминание студентам об этом.

Причем немаловажно объяснить студентам, что плагиат опасен не потому, что за него предусмотрены санкции, а потому, что он противоречит высокой цели академического образования. Так, в разделе сайта, посвященном предупреждению плагиата в Университете Окс­форда, дается следующее объяснение недопустимости плагиата в рамках обучения: «Вы пришли в университет, чтобы научиться формировать и высказывать свое собственное мнение, а не просто воспроизводить мнение других людей — по крайней мере, не без указания авторства. Формирование своих собственных взглядов поначалу может показаться очень сложным процессом, и сначала вы, вероятно, обнаружите, что перефразируете труды ученых, пытаетесь понять и усвоить их аргументы. Однако очень важно научиться развивать свое собственное мнение, свой собственный голос (англ. to develop your own voice). Вы не обязаны стать оригинальным мыслителем, но от вас ожидают, что вы будете независимы — научитесь критически оценивать работу других, взвешивать аргументы и делать собственные выводы».
Установление процедуры
Одна из наиболее часто встречающихся практик постоянного напоминания обучающимся о недопустимости плагиата и ответственности за него — подписание при сдаче работы «Декларации оригинальности», где студент подтверждает, что выполнил эту работу самостоятельно и не нарушил нормы академической этики в ходе ее выполнения. Такая практика повсеместно распространена в вузах Великобритании и Австралии, а также встречается в вузах других стран. Например, в Швейцарской высшей технической школе Цюриха (англ. и далее — ETH Zurich) и немецком университете Тюбингена (англ. University of Tubingen). В большинстве случаев это правило распространяется не только на курсовые и выпускные работы, но и на все письменные домашние задания в целом.
Выявление и привлечение к ответственности
Обобщив практики зарубежных университетов, процедуру привлечения к ответственности за плагиат можно представить следующим образом.

 — Выявительный характер случая плагиата: по результатам проверки в специальной системе (например, в России это «Антиплагиат»), когда превышен определенный процент оригинальности. Инициаторами выступают специальный сотрудник, преподаватель.

 — Заявительный характер случая плагиата: по жалобе от других лиц (например, студентов).

По статистике Стэнфордского университета, практически обо всех случаях плагиата сообщают преподаватели или технические специалисты. О нескольких случаях плагиата преподавательскому составу сообщили студенты (в связи с тем, что их работа была заимствована).
Рассмотрение каждого случая плагиата является сложным и регламентированным процессом. В ETH Zurich, если подозрение в плагиате подтверждается, о нарушении немедленно сообщается ректору. Ответственный проректор (по программам обучения, докторантуре или непрерывному образованию) возбуждает дисциплинарное производство от имени ректора. О случаях плагиата необходимо сообщать в течение трех месяцев с момента их обнаружения, поскольку они подпадают под трехмесячный срок давности.

В Стэнфордском университете дело о плагиате рассматривает коллегия университета, состоящая из четырех студентов, одного преподавателя и одного сотрудника. При рассмотрении дела учитывается прошлая практика, обстоя­тельства дела и индивидуальные обстоятельства студента.
Форма вины обучающегося учитывается не всегда
В Университете Оксфорда при рассмотрении дела о плагиате определяется форма вины: плагиат может быть умышленным или неосторожным.

В Гарвардской школе права форма вины в учет не берется: студенты, которые отправляют работы без указания ссылок на все источники, даже если это произошло непреднамеренно, подвергаются дисциплинарному взысканию. В Национальном университете Сингапура (англ. National University of Singapore) обращают внимание на то, что неосознанное совершение плагиата не может использоваться в качестве оправдания. Студентам рекомендуют обращаться за разъяснениями к кураторам или руководителям, если они не уверены в отсутствии плагиата в своей работе. В Кодексе поведения студентов закреплено, что каждый студент, уличенный в плагиате, будет подвергнут дисциплинарным взысканиям со стороны университета.
Соучастник тоже несет ответственность
В Национальном университете Сингапура дисципли­нарную ответственность несет не тольк­о учащийся, уличенный в плагиате, но вместе с ним и учащийся, являющийся пособником — например, если один студент передал другому свою прошлогоднюю письменную работу.
Виды ответственности
В Стэнфордском университете действует стандартное наказание только за первое нарушение — это отстранение от занятий на один семестр и 40 часов общественных работ.

В Университете Оксфорда нет однозначного вида ответственности. Каждый случай «расследуется» индивидуально. Ответственность варьи­руется: от снижения оценки до отчисления из университета.

В Национальном университете Сингапура студент может не получить оценку за соответствующее академическое задание или проект, получить неудовлетворительную оценку за дисциплину.

В Гонконгском университете (англ. University of Hong Kong) очень подробно описаны виды ответственности за плагиат, как и за иные дисциплинарные нарушения:

 — образовательные меры — преподаватель курса может потребовать от студента переписать и повторно отправить часть работы, сделать устное или письменное предупреждение, посоветовать студенту обратиться к специально­му сотруднику за дополнительными рекомендациями по надлежащей академической практике написания, цитирования, оформления ссылок в тексте и т. д.;
- академические последствия — при выявлении плагиата работа студента будет оцениваться на основе установленных академических критериев, и иногда это приводит к неудовлетворительной оценке;

 — дисциплинарные меры — могут также применяться дисциплинарные взыскания, такие как выговор, штраф, временное отстранение от занятий и даже отчисление из университета. Может быть применено лишение каких‑либо академических или иных привилегий, льгот, прав или возможностей, кроме права проходить курсы обучения и сдавать экзамены. В период отстранения студент не имеет права находиться на территории университета. Дисциплинарные меры могут применяться даже после окончания учебы и могут привести к лишению уже присвоенной академической квалификации.
Лучшие практики для российских университетов
В большинстве российских университетов действуют внутренние политики и локальные нормативные акты, направленные на противодействие плагиату и привлечение студентов и аспирантов к ответственности за нарушение норм академической этики.

Можно выделить несколько групп рекомендаций для совершенствования таких политик: нормативные и информационные мероприятия, изменение порядка промежуточной аттестации и изменение принципов привлечения к ответственности за нарушение академической этики.
Нормативные и информационные мероприятия:
- разработка общего онлайн-курса по академической этике и правилам цитирования источников (который доступно и интересно объяснит, что понимается под плагиатом, каковы правила оформления ссылок и цитирования), а также аналогичного онлайн-курса для преподавателей и сотрудников;

 — создание конкретных гайдов по цитированию, применимых для конкретной области науки, и их размещение на сайтах факультетов или образовательных программ. Сейчас такие гайды есть не у всех, а их публикация — скорее жест доброй воли. Такие гайды должны доводиться до сведения преподавателей и иных сотрудников университетов, чтобы не возникало локальных норм цитирования, применимых на отдельных образовательных программах или курсах;
- обновление понятия плагиата в локальных нормативных актах университетов и рассмотрение возможности разработки Кодекса академической этики, включающего в себя запрет нарушения академической этики;

 — закрепление общих правил установления объема плагиата в университетах, при этом предоставив возможность закрепления отдельных аспектов на уровне факультетов с целью учета особенностей образования и письменных работ на конкретной образовательной программе по конкретной области знания.
Изменение порядка промежуточной аттестации
В настоящее время к непосредственному образованию академической задолженности ведет лишь плагиат в курсовых работах и, при определенных формулах оценивания, в письменных экзаменационных работах. При этом пересдача дисциплины в целом в случае серьезных нарушений академической этики является общепринятой формой наказания в зарубежных университетах. Предлагается внести изменения, которые бы позволяли неудовлетворительно оценивать весь курс в случае серьезных нарушений академической этики в письменных работах на курсе. Данное решение также может приводить к лишению студента скидки, если студент обучается по договору об оказании платных образовательных услуг.
Изменение принципов привлечения к ответственности за нарушение академической этики
Решение вопросов о привлечении к ответственности за нарушение академической этики представляется важным передать специальным комиссиям, создаваемым на уровне факультетов — это позволит всесторонне рассматривать каждый случай с большей достоверностью, а также уменьшить возможные споры о предвзятости решения. В состав такой комиссии должны быть включены представители факультета и представители студенческого самоуправления. Эта комиссия обязана будет заслушивать позицию руководства факультета и студента, возможно, также преподавателя, который осуществлял научное руководство работой, где был обнаружен плагиат. Комиссию следует уведомлять о наличии нарушений лишь тогда, когда преподаватель будет уверен, что данные заимствования действительно являются нарушением академических норм — для этого в случаях плагиата преподаватели должны проверять не столько формальное превышение процента, сколько отсутствие технических ошибок в отчетах (например, учета большого объема цитирования законодательных актов и / или включения в объем плагиата библиографического аппарата).
Решение такой комиссии может стать основанием для привлечения студентов к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор) либо вынесения рекомендации к отчислению:

 — отсутствие дисциплинарных взысканий, связанных с нарушением академических норм при выполнении письменных работ, может быть дополнительным критерием для предоставления скидки на обучение (в настоящий момент таким критерием в большинстве локальных нормативных актов университетов является отсутствие выговоров в целом). В то же время вынесение дисциплинарного взыскания, связанного с нарушением академических норм при выполнении письменных работ, может вести к лишению уже действующей скидки и соответствующего перерасчета стоимости обу­чения за оставшийся период (возможна дифференциация — так, снятие скидки может осуществляться в случае выговора, но не замечания);

 — соучастие в нарушении академической этики также должно приводить к наказанию — принцип ответственности не только для списавшего, но и для того, кто дал списать (например, студент старшего курса передал свою курсовую работу другому студенту). В случае соучастия в нарушении академических норм другого студента, при условии наличия прямого умысла в его действиях, в его отношении не может быть назначено взыскание ниже, чем студенту, допустившему изначальное нарушение академических норм;

 — в отношении групповых работ может быть введено обязательное декларирование студентами объема вклада каждого участника группы, а также обязательное peer-review деятельности каждого из участников группы. При этом подлог объемов вклада может квалифицироваться как нарушение академических норм.
Выполнено в рамках проекта «Этика и право: соотношение и механизмы взаимовлияния» НИУ ВШЭ.
Шмелева Е. Д. Академическое мошенничество среди студентов российских вузов: масштаб и факторы: дис. канд. наук об образовании. НИУ ВШЭ, 2021. Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
Harvard Law School Handbook of Academic Policies 2021−2022. Harward Law School. Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
Plagiarism — Questions and Answers. Stanford University. Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
Plagiarism. University of Oxford. Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
Harvard Law School Handbook of Academic Policies 2021−2022. Harward Law School. Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
United States Military Academy West Point. Honor Code. United States Military Academy West Point. Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
Browne R. West Point faces worst cheating scandal in decades. CNN. Ссылка (дата обращения 31.08.2022).
Shanahan E. West Point Scraps Second-Chance Program After Major Cheating Scandal. The New York Times. Ссылка (дата обращения 31.08.2022).
United States Military Academy West Point. West Point Concludes Honor Code Investigations, Discontinues Willful Admission. United States Military Academy West Point. Ссылка (дата обращения 31.08.2022).
Feron J. Two-thirds of Ousted Cadets Are Returning to West Point. The New York Times Archives. Ссылка (дата обращения 31.08.2022).
Bailey J. What Happens When 75% of Your Class is Caught Cheating. Plagiarism Today. Ссылка (дата обращения 31.08.2022).
Kent State University. Plagiarism School. Kent State University. Ссылка (дата обращения 31.08.2022).
См., напр.: Dahlgren Memorial Library of Georgetown University. A Guide to Understanding and Avoiding Plagiarism Policy. Georgetown University. Ссылка (дата обращения 31.08.2022).
Cook M. R., Robbins R. D. Ad Board’s Educational Mission Under Scrutiny. The Harvard Crimson. Ссылка (дата обращения 31.08.2022).
Plagiarism. University of Oxford. Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
См. форму, применяемую в Школе естественных наук Университета Глазго: Ссылка; см. также онлайн-форму декларации при подаче текстов дипломных работ факультета политологии университета Лейстера: ссылка (дата обращения 20.08.2022).
См. пример декларации, включенной в текстовый файл дипломной работы: Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
Plagiarism — Information Notice for Students. ETH Zurich. Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
University of Tübingen. Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
Plagiarism — Questions and Answers. Stanford University. Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
В соответствии с подпунктом b статьи 2 Дисциплинарного кодекса ETH Zurich: RSETHZ 361.1. Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
Disciplinary Procedures. ETH Zurich. Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
Plagiarism — Questions and Answers. Stanford University. Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
Plagiarism. University of Oxford. Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
Harvard Law School Handbook of Academic Policies 2021−2022. Harward Law School. Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
Plagiarism. National University of Singapore. Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
National University of Singapore. Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
Stanford University. Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
University of Oxford. Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
National University of Singapore. Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
Consequences of Plagiarism. The University of Hong Kong. Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
См. Пункт 4 ст. 31 Устава Университета Гонконга: Ссылка (дата обращения 20.08.2022).
Один из видов дисциплинарных мер в американских университетах — внесение отметок в приложение к диплому (транскрипт), где отмечаются случаи нарушения академических норм или случаи временного исключения из университета
Academic ethics: anti-plagiarism practices at foreign universities
  • Semyon Vasilyevich YANKEVICH
    Candidate of Law, Deputy Dean of the Faculty of Law of the HSE University for Academic Affairs, Head Education Law Laboratory of the HSE University, Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000−0002−3067−591X; ResearcherID K-7001−2015.
  • Evgeny Vadimovich PUCHKOV
    Analyst of the Educational Law Laboratory of the HSE University, Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000−0002−1355−4032; ResearcherID ABF-2814−2021.
  • Violetta Valeryevna BALZHINIMAEVA
    Analyst of the Educational Law Laboratory of the HSE University, Project Manager of the Project Laboratory for the Development of Intellectual Competitions in Law of the Faculty of Law of the HSE University, Moscow, Russian Federation. ORCID: 0000−0002−3832−7151; ResearcherID H-5960−2016.
Abstract
This article presents various aspects of plagiarism prevention practices among students, as well as mechanisms for its detection and subsequent disciplinary action in case of plagiarism. The article includes an analysis of the practices of individual universities of foreign countries: Great Britain, USA, Switzerland, Singapore, Germany and Hong Kong. The policies of most universities in these countries are similar, and may differ only in certain aspects of accountability. In conclusion, the best practices and recommendations from the international practice of preventing and combating student plagiarism are presented, which can be implemented in the anti-plagiarism policies of Russian universities.

Keywords: Academic ethics; academic fraud; plagiarism; responsibility; university; foreign countries.
Funding
Performed within the framework of the project "Ethics and Law: Correlation and mechanisms of mutual influence" of the Higher School of Economics.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!