Приведем конкретные примеры, подтверждающие сформулированные во введении тезисы. Важно отметить, что рассматриваемая проблема формальной и избыточной отчетности носит системный характер и в этом смысле конкретные названия вузов особого значения не имеют. Именно поэтому в дальнейшем изложении использована сквозная нумерация вузов, сведениями из отчетности которых иллюстрируются недостатки показателей, применяемых в мониторинге.
Так, один из типичных случаев представления нерепрезентативной информации для проведения мониторинга вузов можно найти в данных, представленных вузом № 1. Характерно, что в 2017 году этот вуз считался выполнившим все без исключения пороговые значения нормативных показателей Минобрнауки, а в 2018 году не выполнил норматив по образовательной деятельности (принял студентов с относительно низкими баллами ЕГЭ). При этом существенно улучшились показатели по научно-исследовательской и финансово-экономической деятельности.
Рассмотрим эти данные подробнее. Из них, в частности, следует, что доходы вуза из всех источников финансирования в 2017 году составили 113,32 млн руб. (причем 100% этих доходов — из внебюджетных источников). Из них:
Как же вузы «добиваются» выполнения пороговых значений показателей мониторинга по научно-исследовательской деятельности? Для этого есть достаточно механизмов. В порядке рабочей гипотезы расскажем лишь о некоторые из них:
Примечательно, что до настоящего момента в статье рассматривались лишь качественные характеристики недостатков показателей мониторинга вузов. Но эти недостатки имеют и вполне осязаемое количественное измерение. На заполнение форм и их проверку, пусть и весьма поверхностную, тратится рабочее время как в вузе, так и в контрольно-надзорных органах. К отмеченным затратам необходимо прибавить и величину ущерба, связанную с формированием в контрольно-надзорных органах и общественном мнении иллюзорных представлений о приемлемом качестве образования в достаточно большом числе вузов.
В терминах оценки регулирующих воздействий [см., например, 6, 7] это означает, что продолжение сложившейся практики сбора информации для мониторинга ведет лишь к непроизводительному расходованию бюджетных средств и доходов вузов, которые, вместо усилий по предоставлению требуемой и, по сути, зачастую избыточной информации, могли бы сконцентрироваться, например, на повышении квалификации своих преподавателей и качества образовательных программ.
В этом контексте возникает следующий закономерный вопрос: что же должно стать целью регуляторной гильотины — отдельные показатели или мониторинг в целом? На первый взгляд, вполне достаточно скорректировать систему показателей с учетом накопленного мирового и отечественного опыта подготовки разнообразных рейтингов и рэнкингов университетов, а также результатов исследований, содержащих соответствующие рекомендации.
Выполненный анализ, однако, показывает, что совершенствование отдельных показателей не поможет принципиальному решению проблемы. Использование инструментария регуляторной гильотины должно выявить недостатки мониторинга в целом, отменить который не только можно, но и нужно. Для того чтобы вместе с водой не выплеснуть ребенка и получить надежную, принятую профессиональным сообществом методику оценки качества образования, представляется целесообразным усовершенствовать саму систему показателей оценки и методику определения их пороговых, исходя из следующих основных принципов: