Образование — основная составляющая социального капитала, которая для отдельного человека ассоциируется с пропуском в достойную жизнь, привлекательной работой, ростом доходов. Уровень образования населения тесно связан с возможностями развития национальной экономики. Но как для отдельного человека, так и для экономики важен не формальный уровень полученного образования, а то, насколько его содержание и качество соответствуют запросу рынка труда. Также необходимо, чтобы структура рабочей силы соответствовала структуре спроса на квалифицированных работников на рынке труда.
Проблема связи образования и занятости интересна с разных сторон. Исследование этого вопроса может прямо или косвенно способствовать решению нескольких задач, в числе которых:
В то же время доля населения с третичным образованием не оказывает сколько-нибудь заметного влияния на шансы на занятость наиболее образованных молодых работников. Эта тенденция может быть результатом нескольких процессов:
Разработанный автором статьи индикатор позволяет проводить корректный международный анализ положения на рынке труда работников с разным уровнем образования и разных возрастных групп на основе данных, собираемых в рамках программы ОЭСР по статистике образования INES.
В данной статье с помощью индикатора относительных шансов на занятость рассматривается положение на рынке труда молодых работников (25−34 года). Проведенный анализ позволил сформулировать некоторые выводы, основные из которых следующие: