СЛОВО РЕДАКТОРА Асмолов А.Г. Как управлять изменениями в мире дошкольного образования Ключевые слова: ФГОС дошкольного образования, внедрение стандартов дошкольного образования, примерные программы.
ГОСУДАРЕВО ДЕЛО Кудрявцев В.Т. Нестандартный стандарт Аннотация. Дается оценка новому стандарту дошкольного образования. Обсуждаются образовательные задачи дошкольных учреждений. Подчеркивается, что в логике стандарта дошкольного образования собственно его «образовательная ценность» вытекает из самоценности дошкольного детства.
Ключевые слова: ФГОС дошкольного образования, самоценность дошкольного детства, детоцентризм.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ДИАГНОЗ Собкин В.С., Калашникова Е.А. Ученик основной школы: отношение к дополнительному образованию Аннотация. Рассматриваются особенности включенности учащихся основной школы в систему дополнительного образования. Освещаются вопросы, касающиеся возрастной динамики охвата учащихся системой дополнительного образования; платности/бесплатности занятий школьников в различных кружках, студиях, секциях; доступности дополнительного образования для представителей различных социальных страт; своеобразия мотивов, обусловливающих интерес к разным видам дополнительных занятий; влияния дополнительных занятий на учебную деятельность.
Ключевые слова: дополнительное образование, основная школа, платность, академическая успешность, уровень образования родителей, уровень дохода семьи, особенности мотивации.
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА Лейбович А.Н. Национальная система квалификаций: требуется перезагрузка? Аннотация. Рассматриваются вопросы комплексного подхода к формированию национальной системы квалификаций, соответствующей основным международным подходам, разработки новых профессиональных стандартов, синхронизации основных видов работ на этапе введения государственного регулирования национальной системы квалификаций.
Ключевые слова: национальная система квалификаций, система квалификаций, центры профессиональных квалификаций, профессиональные стандарты, оценка и сертификация квалификаций, профессионально-общественная аккредитация, программы, профессиональное образование.
Есенина Е.Ю., Прянишникова О.Д. Национальная рамка квалификаций Аннотация. Анализируется российский опыт разработки и использования уровневого/рамочного инструмента классификации квалификаций — национальной рамки квалификаций. Представлен успешный опыт взаимодействия бизнеса и государства в области формирования современной системы квалификаций.
Ключевые слова: национальная рамка квалификаций, уровни квалификации, инструмент сопряжения сферы труда и сферы образования.
Лейбович А.Н., Блинов В.И., Батрова О.Ф., Есенина Е.Ю., Факторович А.А. Подготовка рабочих кадров и формирование прикладных квалификаций: вчера, сегодня, завтра Аннотация. Представлен анализ основных тенденций развития профессионального образования в России. Рассматривается проблема создания новой модели системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации с учетом международного опыта модернизации системы профессионального образования.
Ключевые слова: модернизация профессионального образования, национальная система квалификаций, качество и доступность профессионального образования, кадры профессионального образования, центры профессиональных квалификаций.
Факторович А.А. Оценка качества профессионального образования в условиях модернизации национальной системы квалификаций Аннотация. Рассматриваются концептуальные и нормативно-правовые аспекты к формированию системы независимой оценки качества профессионального образования. Представлены результаты анализа сложившейся практики профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, оценки и сертификации квалификаций. Обозначены основные противоречия в процессе становления процедур внешней, независимой оценки качества профессионального образования и возможные пути их преодоления.
Ключевые слова: независимая оценка качества профессионального образования, профессионально-общественная аккредитация программ, общественная аккредитация образовательных организаций, сертификация квалификаций.
Ефимова С.А. Региональная практика сертификации квалификаций Аннотация. Представлен опыт создания системы сертификации квалификаций выпускников учреждений профессионального образования на региональном уровне, показаны пути развития независимой оценки качества профессионального образования на уровне региона.
Ключевые слова: сертификация, процедура сертификации выпускников, квалификация, независимая оценка, качество профессионального образования.
Блинов В.И., Есенина Е.Ю. Как рождаются и внедряются профессиональные стандарты Аннотация. Рассматривается проблема подходов к разработке и внедрению профессиональных стандартов в современной России. Авторы, анализируя зарубежный опыт стандартизации в сферах труда и образования, выделяют типы профессиональных стандартов, описывают предпосылки, условия их разработки и механизмы взаимодействия заинтересованных сторон. Делается вывод о роли и перспективах развития профессиональных стандартов как части современной национальной системы квалификаций.
Ключевые слова: национальная система квалификаций, профессиональный стандарт, образовательный стандарт, квалификация.
Факторович А.А. Отраслевые ресурсные центры профессионального образования — мост между образованием и бизнесом Аннотация. Рассматривается история ресурсных центров в современной России. Анализируются различные модели ресурсных центров, обозначаются проблемы и перспективы их развития, а также место ресурсных центров в обновляющейся инфраструктуре профессионального образования.
Ключевые слова: модернизация профессионального образования, ресурсные центры, сетевое взаимодействие образовательных учреждений.
Чубик П.С., Чучалин А.И., Гашева Ю.В. Система сертификации и регистрации профессиональных инженеров Аннотация. В ряде развитых стран двухступенчатая модель обеспечения качества подготовки инженерных кадров, предполагающая профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ в качестве первой ступени и сертификацию инженеров в качестве второй, зарекомендовала себя как надежный инструмент повышения потенциала инженерного корпуса страны и, в итоге, национальной конкурентоспособности. В России АИОР и РосСНИО при поддержке Минобрнауки Р Ф, Рособрнадзора, Торгово-промышленной палаты РФ, Российской академии наук, Ассоциации технических университетов, Государственной думы РФ, Агентства стратегических инициатив и других организаций сформировали значительный задел для создания национальной системы сертификации и регистрации профессиональных инженеров, интегрированной в соответствующие международные структуры. В статье освещаются принципы развития системы и первые результаты сертификации профессиональных инженеров в России.
Ключевые слова: сертификация, профессиональный инженер, аккредитация, Российский мониторинговый комитет профессиональных инженеров.
ПОЗИЦИЯ Безруких М.М., Жадько Н.В. Есть ли будущее у педагогического образования? Аннотация. Рассматриваются проблемы и возможные условия развития российского педагогического образования. Среди проблем, сдерживающих модернизацию, выделены: ограничение структуры и организации педагогического образования исключительно как «учительского», противоречия в определении содержания педагогических компетенций в ФГОС высшего профессионального образования по направлению подготовки 50 100 «Педагогическое образование» (квалификация (степень) бакалавр и магистр), надежды на то, что техническое переоснащение является технологическим развитием. В качестве возможных условий развития педагогического образования предложены: необходимость расширения границ педагогического образования за пределы только учительской подготовки, корректировка границ содержания компетенций на уровнях магистратуры и бакалавриата, изменение организационно-правового обеспечения разработки и реализации новых педагогических технологий.
Ключевые слова: российское педагогическое образование, модернизация учительской подготовки, компетенции.
ТЕХНОЛОГИИ Водопьян Г.М. Модель освоения цифровых учебно-методических материалов в условиях школы Аннотация. Рассматривается проблема освоения новых результативных педагогических практик, которые представлены в виде цифровых учебно-методических материалов. Описана логика освоения новой образовательной практики в условиях образовательного учреждения, рассмотрены ключевые компоненты новой педагогической практики, а также модель процесса распространения и ее ключевые составляющие как составная часть процесса информатизации школы. Модель внедрена в школе ОРТ1, которая является экспериментальной площадкой ФИРО.
Ключевые слова: цифровой учебно-методический материал, информатизация школы.
МЫ И МИР Есенина Е.Ю. Зарубежные практики управления системой квалификаций и компетенций Аннотация. Анализируется международный опыт модернизации национальных систем квалификаций. Автор прослеживает изменения в трактовке термина «квалификация» составляющих его понятий (уровень, учебная нагрузка, качество, профиль), соотношение понятий «квалификация» и «компетенция». Представлен успешный опыт использования национальной рамки квалификаций в целях обеспечения гарантии качества образования со стороны государства, систематического мониторинга потребностей рынка труда, управления рынком квалификаций.
Ключевые слова: национальная рамка квалификаций, квалификация, компетенция, результаты обучения, Болонский процесс, Копенгагенский процесс.
Черных П.П., Тымчиков А.Ю. WorldSkills — инструмент профессионального образования Аннотация. Обсуждается текущая ситуация в системе отечественного профессионального образования. Дается краткое представление о международном движении WorldSkills International (WSI) как об уникальном эффективном инструменте разработки и развития профессиональных образовательных стандартов, а также комплексной проверки качества профессионального образования на различных уровнях его организации. Обобщаются итоги деятельности движения WorldSkills на территории России за прошедший год (с мая 2012 г.).
Ключевые слова: WorldSkills, профессиональное образование, профессиональное мастерство
Загвоздкин В.К. Методологические аспекты систем управления качеством образования в школах: международный опыт Аннотация. Рассматривается тема, актуальная в условиях обсуждения новой концепции ОСОКОО (Общероссийской системы оценки качества общего образования), — международный опыт разработки и внедрения систем управления качеством в образовании. Создание национальных систем оценки — важная тема образовательной политики всех экономически развитых стран. Система оценки только тогда имеет смысл, если она работает на улучшение качества работы образовательных организаций. В основе современных систем менеджмента качества лежит теория развития школы, базирующаяся на анализе опыта реформ в разных странах. Особенно важен анализ неудавшихся реформ на предмет того, что блокирует позитивные изменения. В статье обсуждаются две основные модели системы оценки ка- чества — внешняя и внутренняя, условия позитивных изменений — политика доверия, а также элементы, блокирующие развитие.
Ключевые слова: качество образования, система оценки, менеджмент качества, внешняя оценка, школьная инспекция, самооценка, политика доверия, пошаговая модель.