№ 1 (67) 2015
№ 1 (67) 2015
Читайте в номере:
СЛОВО РЕДАКТОРА

Асмолов А.Г. Федеральный институт развития образования: кризис 10-летнего возраста?
Ключевые слова: Федеральный институт развития образования (ФИРО), идеология образования, модернизация образования.

ГОСУДАРЕВО ДЕЛО

КАДРЫ ДЛЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Голодец О.Ю. Система профессиональных стандартов — шанс для повышения конкурентоспособности экономики
Аннотация. Обсуждаются цели развития национальной системы квалификаций. Приводятся данные о состоянии этого процесса в России.
Ключевые слова: национальная система квалификаций, современные требования к профессии, повышение конкурентоспособности экономики.

Баталина О.Ю. Профессиональный стандарт: не догма, а руководство к действию
Аннотация. Статья посвящена вопросам доработки правительственного законопроекта о применении профессиональных стандартов работодателями. Выделены моменты, которые должны быть зафиксированы в законопроекте.
Ключевые слова: правительственный законопроект о применении профессиональных стандартов работодателями, требования к квалификации.

Топилин М.А. Нужно повысить роль работодателей при разработке и внедрении профстандартов
Ключевые слова: профессиональные стандарты, квалификационные требования по видам профессиональной деятельности, сертификация квалификаций.

Шохин А.Н. Национальная система квалификаций: ретроспектива и перспектива
Аннотация. Обсуждаются причины несформированности рынка квалификаций и задачи развития национальной системы квалификаций. Рассказывается об истории создания в России профессиональных стандартов как документов нового типа, содержащих требования к квалификациям, необходимым для выполнения конкретных видов трудовой деятельности. Дается представление о состоянии разработки профессиональных стандартов за рубежом. Излагаются функции Национального совета при Президенте Р Ф по профессиональным квалификациям.
Ключевые слова: национальная система квалификаций, профессиональные стандарты.

Свинаренко А.Г. Профессиональные стандарты как основа кадровой инфраструктуры наноиндустрии
Аннотация. Обсуждаются проблемы в области развития квалификаций работников предприятий наноиндустрии. Представлено содержание проектов Фонда инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО, связанных с формированием кадровой инфраструктуры наноиндустрии. Описываются перспективы работы Совета по профессиональным квалификациям в наноиндустрии, связанной с формированием нормативно-кадровых инструментов для оснащения предприятий наноиндустрии высококвалифицированными кадрами.
Ключевые слова: Фонд инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО, развитие квалификаций работников предприятий наноиндустрии, курс на импортозамещение, формирование кадровой инфраструктуры наноиндустрии.

ДИАГНОЗ

Абанкина И.В. Векторы развития дошкольного образования
Аннотация. В основе статьи лежат данные обследования педагогов и руководителей дошкольных образовательных организаций, а также родителей, имеющих детей дошкольного возраста. Обследование было проведено в 2007, 2011 и 2013 гг. в рамках мониторинга экономики образования Высшей школой экономики совместно с Аналитическим центром Юрия Левады при поддержке Минобрнауки России.
Ключевые слова: дошкольное образование, цели политики в сфере дошкольного образования, дошкольное образовательное учреждение (ДОУ).

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

КАДРЫ ДЛЯ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Лейбович А.Н. Вопросы эффективности национальной системы квалификаций
Аннотация. Обсуждаются проблемы создания ядра национальной системы квалификаций — новых профессиональных стандартов. Указываются особенности неизбежной итерации формирования национальной системы квалификаций. Сформулированы основные положения общей модели оценки квалификаций. Рассматривается финансовоэкономический аспект функционирования системы независимой оценки квалификаций.
Ключевые слова: национальная система квалификаций, новые профессиональные стандарты, центры оценки квалификаций, модель системы независимой оценки квалификаций.

Карачинский А.М. Бизнес понимает необходимость участия в подготовке кадров
Ключевые слова: дефицит квалифицированных рабочих, профессиональные стандарты.

Прокопов Ф.Т. Национальная система квалификаций: что мы строим
Аннотация. В статье говорится о том, что такое квалификация, как она подтверждается, какими инструментами измеряется квалификация выпускника.
Ключевые слова: национальная система квалификаций, центры сертификации, инструменты измерения квалификации выпускника.

Смирнова Ю.В. Профессиональные стандарты для бизнеса — наша работа
Аннотация. Материал содержит информацию о текущей работе и новых задачах Центра развития профессиональных квалификаций OOP «РСПП».
Ключевые слова: разработка профессиональных стандартов, Центр развития профессиональных квалификаций OOP «РСПП»

Блинов В.И., Есенина Е.Ю. Наставники на производстве: инженеры опыта
Аннотация. Рассматривается вопрос возрождения института наставничества, обсуждаются проблемные точки наставничества.
Ключевые слова: Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ), проект АСИ «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», проблемные точки наставничества.

Прянишникова О.Д., Козлова Л.В. Независимая оценка и сертификация квалификаций: результаты мониторинга
Аннотация. Рассматриваются вопросы создания и широкого внедрения в практику нового для России инструмента легитимизации профессиональных квалификаций — сертификация профессиональных квалификаций, в том числе распределение центров оценки и сертификации по различным федеральным округам и субъектам Федерации, организационно-правовой статус центров, взаимодействие этих центров с работодателями, документационное обеспечение работы центров оценки и сертификации, их кадровый состав, услуги в области сертификации квалификаций.
Ключевые слова: сертификация профессиональных квалификаций, профессиональный сертификат, центры оценки и сертификации.

МЕТОДОЛОГИЯ

Гусельцева М.С. Образы достойного будущего как фактор позитивной социализации
Аннотация. Рубеж ХХ-ХХI вв. стал временем осознания значимости роли культуры в социальной, политической, экономической, образовательной жизни. В постнеклассической эпистемологии на передний план анализа вышли культурные факторы и постматериалистические ценности, связанные с самоосуществлением человека, ориентацией в деятельности не на прагматизм, а на достоинство и самоценность творчества. Данная статья открывает серию публикаций о феномене культуры в качестве многомерной и многослойной реальности; о неочевидной, но приоритетной значимости идеи культуры и культурно-психологического анализа в образовательной политике; о роли культурных образцов и образов достойного будущего в позитивной социализации современных детей и подростков. В рамках предложенного контекста также обсуждаются идеи модернизации, множественных модерностей и гуманизации образования.
Ключевые слова: методология, культурно-аналитический подход, идея культуры, позитивная социализация, образы будущего, постматериалистические ценности, модернизация образования.

Куприянов Б.В. Персонализация дополнительного образования детей
Аннотация. Представлена попытка раскрыть сущность персонализации дополнительного образования детей, идеи, утвержденной в сентябре 2014 г. правительственной «Концепцией развития дополнительного образования детей». Опираясь на данные масштабного социологического исследования, проведенного Левада-Центром в рамках программы фундаментальных исследований Высшей школы экономики, автор излагает представления о результате, процессе и социальном фоне персонализации дополнительного образования. В тексте сформулированы противоречия, являющиеся основой для дальнейших исследований.
Ключевые слова: персонализация дополнительного образования, индивидуальные образовательные траектории, результаты, процесс и социальный фон персонализации дополнительного образования.

ИННОВАЦИИ

Прутков К. Проект о введении единомыслия в России

Реморенко И.М. Учебники против Конституции
Аннотация. Публикуемый ниже текст представляет собой отклик на новый законопроект № 789 680−6, касающийся вопросов кардинального изменения федеральных государственных образовательных стандартов и введения так называемых общих линеек базовых учебников. Кратко сформулированы основные идеи, заложенные в законопроект, а также его основные недостатки.
Ключевые слова: законопроект о единых школьных учебниках, базовые учебники

Семёнов А.Л. Вариативная математика
Аннотация. Обсуждается проблема вариативности учебников. Автор восстанавливает исторический контекст издания школьных учебников в советское время. Дается оценка влияния ЕГЭ на содержание образования.
Ключевые слова: вариативность учебников, обновление учебников, развивающее обучение.

Леонтьева М.Р. В школе нет важных и неважных предметов
Аннотация. Публикуемый ниже текст представляет собой отклик на новый законопроект № 789 680−6 о единых школьных учебниках. Автор критикует идею сквозных линеек учебников по предметам «Математика», «История России», «Русский язык» и «Литература», поскольку она разрушает систему обучения в начальной школе. Обсуждается также вопрос владения Российской Федерацией исключительными правами на учебники.
Ключевые слова: законопроект о единых школьных учебниках, базовые учебники.

ПОЗИЦИЯ

Болотов В.А., Лавренюк Е. Н., Никитин И.В. Демонополизация системы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций как фактор развития
Аннотация. Рассматриваются проблемы, лежащие перед существующей системой профессионального развития педагогического корпуса. Авторы выделяют группы актуальных задач в области повышения профессионального уровня педагогических работников. Выводятся рекомендации в отношении развития системы повышения квалификации педагогов.
Ключевые слова: модернизация педагогического образования, повышение квалификации педагогических кадро

Зуев С.Э. Понятие профессии становится условным
Ключевые слова: высшее образование в России сегодня, программы Liberal Arts, роль науки в современном вузе.

СУД СОВЕСТИ

Юнг К.Г. Послевоенные психические проблемы Германии
Аннотация. Вниманию читателей предлагается интервью К. Юнга, которое было опубликовано 11 мая 1945 г. в газете «Die Weltwoche» (Цюрих) под заглавием «Обретут ли души мир?». Само интервью состоялось несколько ранее.
Ключевые слова: послевоенные психические проблемы Германии, нацистская психология, коллективная вина, коллективное безумие, признание своей вины, воспитание личности.

МЫ И МИР

Русаков А.С. Об уважении к правовым основам образования
Аннотация. Раскрывается фундаментальное значение для российского образовательного права, образовательной политики и педагогической практики международно признанных представлений о правах человека — вне зависимости от тех или иных идеологических предпочтений и политической конъюнктуры.
Ключевые слова: воспитание, права человека, образовательное право, международное право.

НАША ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Мацкевич В.В. Образование
Аннотация. Анализируются функции образования. Рассматривается, как понималось образование в древности. Выделяются три основные образовательные парадигмы: естественная педагогика, эзотерическая и педагогика массовой социализации и окультуривания; дается характеристика эгалитарной и элитарной педагогик. Утверждается, что трактовка понятия образования зависит от подхода к идее человека. Затрагивается проблематика методов образования и аксиологии образования.
Ключевые слова: функции образования, образование в древности, основные образовательные парадигмы: естественная педагогика, эзотерическая и педагогика массовой социализации и окультуривания, эгалитарная педагогика, элитарная педагогика, идея человека, методы образования, аксиология образования.