№ 1 (71) 2016
№ 1 (71) 2016
Читайте в номере:
СЛОВО РЕДАКТОРА

Асмолов А.Г. Искусство жить достойно
Ключевые слова: искусство жить достойно, культура достоинства, журнал «Образовательная политика».

ГОСУДАРЕВО ДЕЛО

Духанина Л.Н. Государство вернулось в воспитание
Аннотация. В конце декабря 2015 г. в Кремле под председательством президента Владимира Путина состоялось очередное заседание Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации. В данной статье подробно разбираются ключевые темы, рассмотренные на заседании, и перспективы выполнения поручений президента, подписанных по его итогам. Особое внимание уделено вопросам обновления содержания образования и сохранения единого образовательного пространства (примерные программы для начальной и средней школы с детализацией предметного содержания), сокращению административной нагрузки и бумажной отчетности учителей (список организаций, запросы которых директор школы имеет право игнорировать, единая система мониторинга, коммуникация с региональными органами управления и т. д.). В фокусе Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования в Российской Федерации — совершенствование воспитательной работы, развитие новых образовательных технологий, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье описаны проблематика и противоречия современной школы, приведены механизмы, позволяющие справиться, где возможно, с трудностями, а в противном случае лишь описаны узкие места образовательного процесса и предложены пути их решения в ближайшем будущем. Кроме того, анализируется динамика развития системы образования Российской Федерации в историческом контексте, с учетом решений Государственного совета по вопросам образования 2001 г., а также в контексте общественных ожиданий и требований, предъявляемых к современной школе; достаточно четко показано, насколько изменился вектор развития системы образования.
Ключевые слова: Государственный совет, Общероссийский народный фронт, единое образовательное пространство, ФГОС, базовое содержание, примерные программы, отчетность, воспитание, Российское движение школьников, Российская электронная школа, дети с ограниченными возможностями здоровья.

ДИАГНОЗ

Адамский А.И., Петряева Е.Ю. Уроки электронного мониторинга
Аннотация. Публикуемая ниже статья посвящена одному из актуальных вопросов образовательной политики: мониторингу развития образования. На современном этапе мониторинг на всех уровнях признан инструментом управления развитием образования. Однако как институт образовательной политики он не достроен. Целью статьи является рассмотрение условий, при которых мониторинг становится инструментом, улучшающим качество образования, эффективность управления и образовательной политики.
Статья основана на анализе многолетней практики ведения федерального электронного мониторинга с уровня общеобразовательных организаций на платформе kpmo.ru, в которую было включено более 43 тыс. школ. Методологической основой статьи являются идеи и положения о данных и их использовании в управлении, выдвинутые австрийским философом Ф. Хайеком.
В первой части статьи описан процессинг данных (от сбора до публикации) на платформе kpmo.ru. Вторая часть статьи содержит аналитические выводы авторов, касающиеся использования данных мониторинга в управлении. Масштабность анализируемых мониторинговых процессов на платформе kpmo.ru, исследования Ф. Хайека и специалистов в области больших данных позволяют утверждать, что: а) данные отдельных организаций индивидуальны и изменчивы, они являются предметом управленческого решения только для источника данных; б) данные по контрольным показателям всегда имеют позитивную динамику и низкую достоверность; в) если мониторинг — это инструмент управления развитием образования, то его организация не может носить ведомственный характер; г) менеджеру необходимо большое количество оперативных периодических данных всех участников мониторинга для анализа трендов, сопоставления развития своей организации с другими подобными организациями, принятия управленческого решения.
Материалы статьи могут быть использованы для организации мониторинговых процессов, в том числе с помощью электронных инструментов, на всех уровнях: от школьного до федерального.
Ключевые слова: электронный мониторинг, развитие образования, управленческие решения.

МЕТОДОЛОГИЯ

Куркин Е.Б. Событийное образование — технология будущего
Аннотация. Событийность — это показатель качества образования, учитывающего необходимость природосообразности содержания и технологий. По мнению автора, за событийным подходом будущее. Но, несмотря на то что событием в образовании интересовались многие, существует определенное количество публикаций, посвященных этому вопросу, настоящая педагогика события в образовании требует разработки.
Ключевые слова: принцип природосообразности, событие, событийность, малая группа, групповое опосредование, мотивация.

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Манифест о цифровой образовательной среде
Аннотация. Манифест о цифровой образовательной среде — это некоммерческая инициатива проекта Edutainme, в работе над которой объединились педагоги, психологи, дизайнеры, информационные архитекторы, IT- проектировщики и разработчики. Цель манифеста — декларировать принципы создания цифровых образовательных сред, где ученик будет не объектом обучения, а субъектом, т. е. будет сам влиять на свое развитие. Это первый подход к снаряду, но авторы манифеста надеются, что к ним присоединится больше профессионалов, которые помогут доработать и развить заложенные в нем идеи, чтобы превратить этот манифест в стандарт.
Ключевые слова: манифест, цифровая образовательная среда, электронное обучение, информационная образовательная среда, информационные технологии, Интернет.



Золотарёва А.В. Условия техносферного развития дополнительного образования детей
Аннотация. Цель статьи — раскрыть авторский взгляд на понятие «техносфера» применительно к организации образования, показать результаты исследования условий развития техносферы дополнительного образования детей. Использованы методы теоретического и эмпирического анализа состояния проблемы развития техносферы, метод моделирования техносферы. Показаны результаты теоретического анализа степени разработанности проблемы в историческом, философском, культурологическом, социальном и научно-техническом аспектах. Представлены результаты эмпирического исследования, в ходе которого изучалось состояние общеобразовательных программ дополнительного образования детей в требованиях реализации техносферы, а также результаты моделирования техносферы дополнительного образования детей. Проанализировано понятие «техносфера образовательного учреждения». Показаны особенности техносферы как сферы техники и как сферы деятельности человека. Раскрыты структура техносферы, включающая материальные орудия и технику, совокупность технологий организации деятельности и технологий формирования качеств человека как продукта и субъекта техносферы, а также качества человека, отвечающие требованиям технического и технологического развития современной цивилизации. Описано содержание техносферы дополнительного образования детей и содержание образования в условиях техносферы. Предложена система ресурсного обеспечения техносферы, состоящая из технических, технологических, научно-методических, кадровых, информационных ресурсов. Выявлены наиболее часто встречающиеся проблемы разработки и реализации программ дополнительного образования детей в условиях техносферы. Раскрыты условия техносферного развития дополнительного образования детей: исследование социального заказа, запроса регионального рынка труда, государственно-общественных потребностей на создание программ дополнительного образования детей, формирование региональной инфраструктуры учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей, организация сетевого взаимодействия образовательных организаций разных направленностей, ведомственной принадлежности, форм собственности в рамках развития техносферы дополнительного образования детей.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, техносфера, техносферное развитие, общеобразовательная программа, система ресурсного обеспечения, социальный заказ, заказ рынка труда, инфраструктура образования, сетевое взаимодействие образовательных организаций.

ПОЗИЦИЯ

Ямбург Е.А. Воспитание правдой (Нужно ли рассказывать детям о мрачных страницах нашей истории?)
Аннотация. В статье предпринимается попытка осмысления спорных, вызывающих неоднозначную реакцию в обществе, проблем воспитания. Связаны они в первую очередь с необходимостью передачи следующим поколениям одновременно героического и трагического опыта отечественной истории истекшего века. Правомерно ли в целях патриотического воспитания будущих граждан сосредоточиваться исключительно на воспевании ратных подвигов и достижениях СССР в сфере научно-технического прогресса, упоминая лишь вскользь о неимоверной цене, заплаченной за эти победы? Где, как и в какой форме, не травмирующей психику ребенка, вести речь о темных страницах нашего прошлого, метастазы которого по сей день проявляют себя в общественном сознании? По сути дела, речь идет об извлечении вступающими в жизнь поколениями уроков истории во всей их полноте и противоречивости.
С точки зрения автора статьи, воспитание — это история, опрокинутая в будущее. Нашим детям и внукам неизбежно предстоит решать проблемы, оставленные им в наследство отцами. Для решения сложных, запутанных проблем потребуются сложные, а не примитивные, люди, обладающие большой внутренней свободой. Раб в лучшем случае — добросовестный исполнитель, страх мешает ему принимать решения и брать на себя ответственность. Такие серьезные педагогические цели, как воспитание подлинного патриотизма и формирование гражданской идентичности, не достигаются пропагандой лозунгов и проведением массовых акций. Научная и педагогическая честность не может быть принесена в жертву внешним сиюминутным обстоятельствам, включая меняющуюся политическую конъюнктуру. Осознание этого непреложного факта означает реализацию на деле принципов и подходов культурно-исторической педагогики.
Статья была впервые опубликована в «Новой газете» 13 марта 2016 г.
Ключевые слова: воспитание правдой, патриотическое воспитание, охранительная позиция в отношении детей и юношества, адаптация к социуму, разрушение шкалы нравственных ценностей, сталинизм, клерикализм.

Мелихов А.М. Если соль перестанет быть соленой: наука и власть
Аннотация. Влияние ученых всегда было основано не на их политической активности, а на авторитете науки. Авторитет же ее основывается не на том, что она создает полезные вещи, а на том, что она поражает воображение. Городу и миру нужны не просто ученые-профи — нужны «ученые-поэты», не только способные изложить суть открытий, но и умеющие сначала пережить, а потом и изобразить их чарующей грезой. Нужны не просто крупные открытия, нужны открытия-легенды, люди-легенды. И было бы не так уж сложно систематически освещать драматичные судьбы нынешних ученых — наших современников и сограждан. Нужно всего лишь привлечь к этому не только «специалистов по пиару», но и настоящих художников. Научное сообщество как искусственное образование требует постоянной поддержки, ибо оно есть результат стечения материальных и психологических обстоятельств, которые, однажды распавшись, могут вместе больше и не собраться. А между тем главная ценность научного слоя заключается не в том, что он производит, но в том, что он любит то, к чему стремится.
Ключевые слова: наука, аристократия, истина, легенда, эффективность.

ИННОВАЦИИ

Плахова Л.М., Звягин А.С. Администрирование и менеджмент в образовательном учреждении
Аннотация. Представлен основанный на системно-деятельностном подходе анализ взаимодействия администрирования и мотивационного менеджмента, направленных на эффективное управление введением ФГОС в практику учреждений общего образования.
Ключевые слова: ФГОС, ценностно-смысловые установки, мотивация, управление, администрирование, менеджмент, мотивационный менеджмент.

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ

Асмолов А.Г. Конструирование образов образования в науке и культуре (предисловие к брошюре Л. С. Берга «Борьба за существованиеи взаимная помощь»)
Аннотация. Предлагается рассмотрение образования как конструирования картин мира у подрастающего поколения. Отмечается, что конкуренция за формирование картин мира в процессе социализации детей связана с ролью образования в социальной стратификации общества, процессов идентификации и самоидентификации личности в разных социальных группах. В истории науки и культуры данная конкуренция обостряется при выходе исследователей за границы наук и образовательных дисциплин и обращении к философии науки. Подчеркивается недопустимость сведéния движущих сил эволюции (Ч. Дарвин, К. Маркс, З. Фрейд) к конфликту как единственному источнику развития природы, общества и человека. Обращается внимание на концепцию взаимопомощи как фактора эволюции в исследованиях П. А. Кропоткина и Л. С. Берга.
Ключевые слова: образование, наука, культура, картина мира, эволюция, конфликт и взаимопомощь как движущие силы развития.

Берг Л.С. Борьба за существование и взаимная помощь
Аннотация. В классическом публицистическом трактате Л. С. Берга развивается представление о взаимопомощи как движущей силе эволюции. Обращается внимание на то, что не только борьба за существование (Ч. Дарвин), но и взаимопомощь оказывает огромное влияние на эволюцию органического мира. Данный текст печатается по изданию: Берг Л. С. Борьба за существование и взаимная помощь. Петроград: Книгоиздательство «Время», 1922. 36 с.
Ключевые слова: борьба за существование, взаимная помощь, естественный отбор, война, факторы эволюции, прогресс, норма, номогенез, регресс.

Стругацкий Б.Н. Фашизм — это очень просто. Эпидемиологическая памятка
Аннотация. Предлагаемый читателю текст впервые был опубликован в Петербургской газете «Невское время», 8 апреля 1995 г. Широко известный советский писатель-фантаст Борис Стругацкий излагает в нем свои представления о сущности фашизма, выделяет его признаки. Он пишет о том, как легко заразиться тем, что казалось давно побежденным. Его предостережения о разрастании фашизма не утратили своей актуальности и в наши дни.
Ключевые слова: фашизм, феодальный менталитет, патриотизм, диктатура, национализм.

ПОЛИТИКА В ДЕЙСТВИИ

Болотов В.А., Реморенко И. М., Шалашова М.М. Университеты и рынок повышения квалификации учителей
Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы реализации дополнительных профессиональных программ в условиях изменения нормативно-правовой базы и перехода на подушевое финансирование системы повышения квалификации педагогических работников. Цель статьи заключается в раскрытии современных подходов к разработке и реализации программ повышения квалификации педагогических работников, отвечающих новым задачам российского образования в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты и профессиональный стандарт «педагог». Представлены методология и технологии разработки и реализации современных программ повышения квалификации, отвечающих вызовам времени, которые успешно апробированы в Московском городском педагогическом университете (МГПУ). В основе статьи лежат данные социологического опроса педагогов, которое проводилось специалистами МГПУ, анализа сложившейся практики реализации дополнительного профессионального образования в столице и регионах РФ. При подготовке материалов статьи использовались методы анкетирования, изучения передового опыта, педагогический эксперимент и статистический анализ полученных данных. В статье показан опыт проектирования программ повышения квалификации, способствующих совершенствованию трудовых действий в соответствии с требованиями профессионального стандарта «педагог». Новизна и практическая значимость предлагаемых решений состоят в представлении новых моделей профессионального развития педагогов (обучение школьных команд), технологий разработки и реализации дополнительных профессиональных программ с учетом актуальных требований к педагогу и условиям достижения образовательных результатов обучающихся.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, подушевое финансирование, направления развития системы повышения квалификации педагогов, модели и траектории профессионального развития педагогических работников.

Резолюция I Всероссийского съезда дефектологов «Особые дети в обществе»
Ключевые слова: I Всероссийский съезд дефектологов, особые дети в обществе, дети-инвалиды, интеграция в общество.

МЫ И МИР

Ефимова С.А. Организация оценки и аттестации обучающихся по программам профессионального образования и обучения за рубежом

Аннотации на английском языке