№ 1 (75) 2017
№ 1 (75) 2017
Читайте в номере:
ГОСУДАРЕВО ДЕЛО

Поручение Президента РФ Правительству РФ по вопросам общего образования

МЕТОДОЛОГИЯ

Степанов С.Ю., Оржековский П.А. О «кольцевой детерминации» естественнонаучного образования
Аннотация. Обсуждаются проблемы кольцевой детерминации негативных процессов в современном естественнонаучном образовании. Выделяются две альтернативные модели организации опыта обучения и познания — репродуктивная (обезличенная) и продуктивная (сотворческая). Первая — традиционная — является причиной появления в образовательной деятельности «порочного круга» — зацикленного воспроизводства процессов обучения по траектории снижающего качества. Альтернативу ей составляет продуктивная модель, которая позволяет наращивать качество естественнонаучного образования, выводя его в «спираль развития». В статье впервые описываются структурная и динамическая модели продуктивного (рефлексивно-сотворческого) развития познания в процессе обучения и определяются пути ее практической реализации.
Ключевые слова: детерминационное кольцо: «порочный круг» и «спираль развития», опыт познания, репродуктивная и продуктивная модели познания в обучении, стереотипы опыта, переосмысление, сотворчество, рефлексия: интеллектуальная, личностная, коммуникативная, кооперативная, ситуативная, ретроспективная, перспективная, экзистенциальная.

ДИАГНОЗ

Собкин В.С., Андреева А.И., Рзаева Ф.Р. Научный сотрудник: отношение к реформированию российской науки в сфере образования (по материалам социологического опроса)
Аннотация. Представлены результаты социологического исследования отношения к реформированию российской науки ученых, предметом изучения которых является образование. По специально разработанной анкете, включающей 72 вопроса, был опрошен 721 научный сотрудник. Опрос проведен в разных городах России среди респондентов с разным уровнем научной квалификации, разным стажем научной деятельности и возрастом. В настоящей статье основное внимание уделено вопросам, касающимся отношения научных сотрудников к наиболее значимым проблемам в сфере наук об образовании, актуальным вопросам реформирования российской науки и введению наукометрических методов оценки качества научных исследований. Полученный в ходе опроса материал анализируется относительно влияния социально-демографических характеристик и показателей социально-профессионального статуса (ученая степень, ученое звание, занимаемая должность, публикационная активность). Результаты исследования показали, что в ряду основных проблем в сфере науки научные сотрудники наиболее часто отмечают «бюрократический способ управления», «слабую материально-техническую базу», «неадекватные критерии оценки труда ученого», «недостаточное финансовое стимулирование» и «трудности публикаций в рейтинговых журналах». При оценивании успешности проводимых реформ в сфере науки доминируют негативные оценки. При этом выявлены две содержательные тенденции: 1) по мере увеличения возраста научных сотрудников среди них явно растет доля негативных оценок проведенной реформы; 2) чем выше профессиональный статус ученого, тем чаще проявляются негативные оценки результатов реформирования. Исследование показало, что использование наукометрических критериев может рассматриваться в качестве особых инструментов «удержания» социально-профессионального статуса, а также накопления, по аналогии с культурным, профессионального капитала. В целом, материалы исследования свидетельствуют о том, что политика реформирования не опиралась на мнение широкого круга специалистов высокой квалификации.
Ключевые слова: науки об образовании, научный сотрудник, отношение к реформе науки, наукометрические показатели, социально-профессиональный статус, возрастная когорта, социологический опрос.

Соломатина Г.Н., Суменко Л.В. Трудности детей-сирот в образовательном пространстве
Аннотация. Статья посвящена одной из остроактуальных проблем — образовательным трудностям детей-сирот, воспитывающихся в условиях замещающих семей. Являясь особой категорией, дети-сироты имеют выраженные особенности психического и личностного развития, оказывающие влияние на адаптацию в детских (особенно школьных) коллективах, и представляют собой группу риска по девиантному поведению. Трудности, возникающие в процессе обучения детей-сирот, только начали обозначаться в научной литературе. Среди проблем школьного обучения детей-сирот в литературе выделяются главным образом неготовность педагогов работать с этим контингентом, а также отсутствие согласованных действий между учителем, администрацией школы и органами опеки и попечительства. Авторы выделяют следующие основные образовательные трудности детей-сирот, воспитывающихся в условиях замещающей семьи: отсутствие качественной дошкольной подготовки; психологические особенности, препятствующие успешному обучению; неконструктивное взаимодействие учителей с приемным ребенком без учета специфики его развития и психологических особенностей; отсутствие психолого-педагогических знаний у замещающих родителей. Выделенные в статье образовательные трудности приемного ребенка отражаются на успешности его обучения, а также создают негативный образ проблемного ребенка в детских коллективах.
Авторами обозначены некоторые пути решения этих проблем, которые могут снизить социальные риски детей-сирот: создание в каждом органе опеки единой базы по учету школ, где обучаются приемные дети; мониторинг факторов благоприятного/неблагоприятного обучения приемного ребенка; обязательное обучение педагогов, работающих с приемными детьми; предоставление дополнительного образовательного ресурса приемному ребенку школой для ликвидации пробелов обучения; вовлечение представителей органов опеки в реальные проблемы и в оказание реальной помощи в трудных ситуациях; создание комплекса мероприятий по включению приемных детей в активную социально значимую деятельность. Обоснована необходимость привлечения представителей органов опеки к конструктивному разрешению проблем приемного ребенка и приемной семьи и к оказанию им реальной помощи в трудных ситуациях.
Ключевые слова: дети-сироты, замещающая семья, приемный ребенок, трудности обучения, образовательное пространство.

Агранович М.Л., Ермачкова Ю.В., Селиверстова И.В. Насколько различаются регионы в странах ОЭСР по показателям образования
Аннотация. В наше время образование и экономическое развитие тесно взаимосвязаны. Доступность и качество образования зависят от уровня благосостояния стран и территорий, а их инвестиционная привлекательность, уровень и темпы экономического роста — от человеческого капитала, который определяется уровнем образования населения и качеством этого образования. Субъекты Российской Федерации в высокой степени дифференцированы по социально-экономическим показателям, значительно, хотя и в меньшей степени, варьируют по регионам и показатели образования. Это создает угрозу увеличения межрегиональной дифференциации, роста средств, необходимых для поддержки депрессивных регионов. Данная проблема не уникально российская и проявляется в целом ряде стран. В 2016 г. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) инициировала исследование субнациональной дифференциации показателей образования. В этом исследовании помимо России приняли участие 17 стран, из которых наибольший интерес для сопоставительного анализа представляют для нас три — Бразилия, Канада и США. Результаты исследования дают возможность провести сравнительный анализ внутристрановых различий образования, попытаться понять, какие факторы определяют эти различия. При этом надо отметить, что обследование пока носит пилотный характер, и количество стран участниц, как и количество рассчитываемых показателей, не позволяет провести полноценный статистический факторный анализ.
В статье представлены первые результаты анализа вариации уровня образования населения и безработицы по уровням образования и по регионам, а также взаимосвязи этих показателей. Рассмотрены также внутристрановые различия в охвате образованием детей младших возрастов и финансировании образования. Сделана попытка выявить связь указанных показателей с социально-экономическими и демографическими характеристиками стран — участниц обследования. Обсуждается также методология самого обследования, формулируются предложения по его совершенствованию и развитию.
Ключевые слова: показатели образования, межрегиональная дифференциация, анализ вариации, международные сравнения.

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Клячко Т.Л. Организационно-экономические реформы российской системы образования
Аннотация. В статье рассматриваются основные идеи, результаты, последствия и риски проводимых в России с начала 1990-х гг. реформ образования. Последовательно анализируются основные реформы российского образования: реструктуризация сети образовательных организаций, разгосударствление системы образования, создание в ней частного сектора, развитие конкуренции и квазирынка в образовании, а также платности образовательных услуг, введение нормативного подушевого финансирования образовательных организаций, единого государственного экзамена, уровневой системы высшего образования, эффективного контракта. Большое внимание уделяется исследованию последствий реализации в образовании бюджетной реформы и возникновению трех типов государственных и муниципальных организаций. Подобный подробный анализ организационно-экономических реформ в российской системе образования не проводился, их эффективность с точки зрения достижения поставленных целей не оценивалась. Показано, что в России до сих пор делаются попытки в области образовательной политики решать новые задачи старыми методами.
Ключевые слова: система образования, организационно-экономические реформы российской системы образования, опыт реформ, оценка результатов, последствий и рисков образовательных реформ

ПОЗИЦИИ

Русаков А.С. Оценка управленческих стратегий в дошкольном образовании
Аннотация. Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования подчеркнуто ориентирует педагогов и управленцев не только на научно-психологические и нормативные измерения своей работы, но и на гораздо менее привычный язык социально-педагогических измерений мира детства. Сами цели дошкольной программы осмысляются в новых ФГОС прежде всего с точки зрения социальной ситуации развития ребенка. В связи с этим в центре внимания должны теперь оказаться взаимодействие с местным сообществом, партнерство с родителями, сетевое взаимодействие с другими организациями, содержательное сотрудничество между педагогами, придерживающимися близкой педагогической направленности работы. Добиться качественных изменений такого рода через формальный контроль и административное давление невозможно; но их можно достичь, создавая адекватные возможности для педагогических коллективов. Это, в свою очередь, предполагает существенные перемены в принципах взаимодействия системы управления образованием с детскими садами: переход от стратегии предъявления требований, транслирования инструкций и контроля за исполнением к созданию качественно новой инфраструктуры поддержки дошкольного образования на муниципальном, региональном и межрегиональном уровнях.
Автор рассматривает альтернативные варианты восприятия нового стандарта профессиональным сообществом и управленцами, педагогическими коллективами, родительскими сообществами. Основой противоположных стратегий служит выбор из двух типичных управленческих позиций. Первая отталкивается от привычного восприятия слова «стандарт» и традиционных механизмов внедрения нормативных актов; вторая опирается на основные содержательные положения новых ФГОС и на стремление к реальным позитивным переменам. Обсуждаются вопросы о том, что требования к условиям реализации образовательной программы должны быть предъявляемы не только к педагогам и руководителям дошкольных организаций, а также о том, что ответственность необходимо распределить между коллективами и руководством образовательных организаций, учредителями (в том числе муниципалитетами) и региональными органами власти. Порядок адекватного распределения ответственности за реализацию требований ФГОС дошкольного образования может послужить значительным шагом к укреплению взаимного доверия всех участников образовательных отношений.
В статье подчеркнута важность создания учебно-методических объединений в системе дошкольного образования и других механизмов регулярного взаимодействия педагогов-практиков с исследователями, авторами программ, методистами; обозначена возможная динамика в поддерживающем обеспечении процесса освоения ФГОС дошкольного образования в двух-трехлетней перспективе на региональном или муниципальном уровне.
Ключевые слова: поддержка многообразия, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования, экспертная позиция, социальная ситуация развития, социокультурный подход, культура достоинства.

Сторожев А.Н. «Не нашего ума дело» или основа любой успешной работы?
Аннотация. В статье рассматривается парадоксальность того, как воспринимается понятие о содержании образования в современной образовательной ситуации; предложена типология подходов к этому понятию. Обсуждаются проектные ходы, которые позволяют сделать содержание образования важным рабочим инструментом в руках не только учителя, но прежде всего самих учеников.
Содержание образования — не рядовой инструмент образовательной политики. За каждым типом содержания образования — своя «философия», своя онтология человека, свое мировоззрение. Пока мы работаем «на вторичном рынке» образования, развивая методики, укрупняя школы, переписывая учебники, мы не создаем принципиально новых моделей, не обеспечиваем возможностей развития. Такие масштабные государственные задачи, как переход страны на новый технологический уклад, как построение инновационной экономики, невозможно решить, не произведя пересмотр целей и содержания образования. Фактически сегодня вопрос содержания образования становится вопросом национальной безопасности и не может решаться узковедомственно.
Вместе с тем в настоящее время создаются образовательные концепции, в которых не методика преподавания, а именно управление содержанием является центральной идеей. Более того, принятие решений относительно содержания здесь постепенно передается ученикам.
Для того, чтобы данный инструмент был осознан как ресурс развития, необходимо разобраться с его устройством и типологией.
Методология проектирования и разработок в области содержания образования пока не выстроена, экспериментирование ведется практически на ощупь, на уровне частных проектов. НПО «Лаборатория целостного образования» выстраивает собственную версию содержания. Первые результаты пересмотра целей и содержания образования обнадеживают: резко повышается эффективность обучения, 11-летняя школьная программа осваивается за 7−8 лет, снимаются психические и физические перегрузки, повышается мотивация учащихся. Но главное — начинают выстраиваться новые смыслы образования, отвечающие на социальные вызовы ближайшего будущего.
Ключевые слова: содержание образования, субъектность образования, индивидуальный учебный план.

Пастернак Н.А. Игры, в которые играют дети
Аннотация. Обсуждаются увлечения подростков ролевыми играми в Интернете, участие в играх по мотивам аниме. Рассматривается проблема аниме-индустрии, которая может использовать детских персонажей как средство для создания атмосферы насилия, страха, ужаса. Автор рассказывает о том, как отражается увлеченность ролевыми играми по сюжетам аниме на психическом развитии подростка. Ставится вопрос о влиянии на поведение подростка в реальной жизни ролевых персонажей, на которых он фиксирован в игре.
Показывается, что увлеченность аниме часто свойственна думающим и рефлексирующим подросткам. Представляются материалы форума любителей аниме, ответы подростков на вопросы: «Что значит психиатрическая норма?», «Можете ли вы убить? Есть ли для вас так называемые плохие люди?», «Может ли аниме спровоцировать суицид?», «Что такое идеальная личность?», «В чем заключается смысл жизни?»
Ставится вопрос: «Почему подростки так любят аниме?» На примерах реальных жизненных случаев показывается, что причиной интернет-зависимостей являются нерешенные проблемы подростка в реальной жизни, в том числе, коммуникативные неудачи. Рассматривается проблема навязывания со стороны взрослых подростку той модели будущего, которую он не разделяет, которая приводит к подавлению его природных способностей. Обсуждаются вопросы, касающиеся тех подростков, которые составляют в Интернете группу риска, кем легко манипулировать в преступных целях, а также роль семейного воспитания в психической уязвимости подростка.
Делается предположение о том, что между миром подростков и миром аниме в нашей культуре должен быть посредник — психолог, который вместе с подростком будет не только решать его насущные психологические проблемы, но и проговаривать смысл тех событий, с которыми подросток может сталкиваться в аниме.
Ключевые слова: ролевые игры, подросток, аниме, суицид, психическое расстройство, посредник взрослый.

ДИСКУССИИ

Николаева С.Н., Рыжова Н.А. Экологическая культура в дошкольном детстве
Аннотация. В статье показана роль экологического образования населения России для развития его экологического сознания и экологической культуры. Особое внимание уделено дошкольному образованию как первой ступени системы непрерывного экологического образования и проблемам его организации в детских садах. Анализируются и обсуждаются международные и российские документы в области экологии и экологического образования, в частности, основополагающие для дошкольного образования документы — Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) и Санитарные правила и нормы (СанПиН). Отмечается, что эти документы в настоящий момент во многом определяют возможность реализации эффективного экологического воспитания детей в дошкольных образовательных организациях.
Авторы обращают внимание на особенности истории развития экологического образования дошкольников в России — от ознакомления с природой к образованию для устойчивого развития — и отмечают, что достижения нашей страны как в теории, так и в практике экологического образования признаны на международном уровне. Подчеркивается, что для эффективного развития экологического образования дошкольников необходимо внести ряд дополнений и изменений, в частности, добавить раздел «Экологическое развитие» и «включить» природу в Федеральные государственные образовательные стандарты. Отдельное внимание должно быть уделено развивающей среде детского сада и созданию возможностей для общения детей с природой.
Ключевые слова: экологическое образование, образование для устойчивого развития, экологическое воспитание дошкольников, экологическая культура, ФГОС ДО, СанПиН, экологическое развитие, эколого-развивающая среда детского сада.

ТЕХНОЛОГИИ

Гринько И.А., Шевцова А.А. Тема войны в музее и школе
Аннотация. Интеграция и кооперация музеев с системой образования с каждым годом становится все более актуальным вопросом для Российской Федерации. В школьной программе существует масса тем, полноценное понимание которых без посещения музея практически невозможно. Одна из таких тем, безусловно, — война. Музей в данном случае может использовать свое основное конкурентное преимущество перед другими формами образования — заполнить абстрактный образ конкретным предметным рядом. Однако при работе с детской аудиторией возникает множество нюансов, особенно когда тема настолько сложна и противоречива. К сожалению, в отечественных музеях эти нюансы учитываются далеко не всегда.
Взаимоотношения военных музеев и их детской аудитории в целом можно охарактеризовать как односторонние. Безусловно, военные музеи являются, пожалуй, самыми популярными среди детей, однако именно с этой наиболее благодарной аудиторией военные музеи расположены работать в последнюю очередь — их экспозиции почти никак не адаптированы под нужды детей, игровые моменты минимальны, а учебные пособия зачастую отсутствуют как класс.
С целью исправить данную ситуацию авторы на основе полевых материалов из российских и европейских музеев анализируют два ключевых момента в представлении военной темы для детской аудитории. Первый — практический: проанализировать практику «малых дел», то есть удачный опыт того, как без глобальных затрат адаптировать военный музей для детской аудитории. Второй — концептуальный: как донести до маленького посетителя «трудные моменты», связанные с войной, и сам феномен войны. Оба эти направления важны не только для музейной педагогики, но и для преподавания военной истории в целом, поэтому их описание может оказаться полезным широкому кругу специалистов.
Ключевые слова: музеи, музейное проектирование, музейная педагогика, экспозиция, детская аудитория, война, военная история, дополнительное образование, конфликтология.

ПОЛИТИКА В ДЕЙСТВИИ

Низова Л.М., Данилова М.И. Инклюзивное образование как форма социализации инвалидов (на примере Республики Марий Эл)
Аннотация. Инклюзивное образование и дистанционное образование рассмотрены авторами в качестве ведущих направлений интеграции инвалидов в социум, элементов реализации их международных и конституционных прав на получение образовательных услуг. На основе мониторинга выявлены приоритеты и проблемы, обобщен опыт, рассмотрены модели, принципы, ступени, условия образовательной среды на мезоэкономическом и корпоративном уровнях. Определены пути дальнейшего совершенствования инклюзивного и дистанционного образования инвалидов всех возрастов в условиях как образовательных, так и социальных учреждений.
По мнению авторов, социально-педагогические услуги имеют различную методологию в зависимости от состояния здоровья, физиологических особенностей, уровня развития их получателей. Наибольшую практическую значимость имеет многокомпонентная модель социально-образовательной интеграции обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях массовой школы, включающая три формы такой интеграции: комбинированную, частичную и временную. Для инвалидов старших возрастов особую актуальность приобретает их социокультурная реабилитация в условиях социального учреждения.
Ключевые слова: инвалиды, инклюзивное образование, инклюзия, дистанционное обучение, образовательное учреждение, социальное учреждение, интеграция, социализация.

Монахов С.В., Валеева Е.Х., Комаров С.Н. Федеральные целевые программы развития образования: проектирование и преемственность
Аннотация. В статье представлен краткий обзор нормативных правовых условий проектирования, хронологии создания федеральных целевых программ развития образования и некоторых их особенностей. Уделено внимание также преемственности федеральных целевых программ развития образования как одного из важных факторов их эффективности.
Ключевые слова: федеральная целевая программа развития образования, ФЦПРО, финансирование, мероприятия, комплексные проекты, преемственность, цели, задачи, результаты.

НАШИ КЛАССИКИ

Геллерштейн С.Г. Можно ли помнить будущее?
Ключевые слова: Л. Кэрролл, психологическое (субъективное) время, парадокс «вспоминать будущее»

Аннотации на английском языке