№ 1 (76) 2018
№ 1 (76) 2018
Читайте в номере:
МЕТОДОЛОГИЯ

Боргоякова Т.И., Субраков А.Д. Роль НИИ Национальных школ в развитии методики преподавания родного языка в национальных школах Российской Федерации

Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Куртеева Л.Н., Сазонов Б.А О формировании перечней профессий и специальностей в период становления новой системы квалификаций
Аннотация. В статье раскрываются особенности описания квалификаций выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования. Для описания квалификаций выпускников СПО предлагаются альтернативные подходы, учитывающие сложившиеся традиции и новые аспекты, связанные с изменениями в нормативном регулировании рынка труда.
Цель. Разработка методологии актуализации перечней рабочих профессий и специальностей среднего профессионального образования с учетом наличия постоянно пополняемых реестров профессиональных стандартов и квалификаций.
Методология и методики исследования. Анализ ретроспективы трансформации определений термина «квалификация» в сопоставлении с современными представлениями о нем.
Результаты. Предложены рекомендации по описанию квалификаций при формировании обновленных перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования. Рекомендации учитывают, что на протяжении еще ряда лет будут действовать нормативные документы и общероссийские классификаторы, регулирующие сложившуюся систему квалификаций. В то же время нельзя игнорировать находящуюся в стадии становления новую систему квалификаций. В статье предлагаются три альтернативных подхода описания квалификаций выпускников СПО в этой непростой ситуации. Для принятия окончательных решений результаты работы предполагается обсудить с привлечением представителей образовательного сообщества в лице учебно-методических объединений СПО и работодателей в лице Советов по профессиональным квалификациям.
Научная новизна. Предложенные рекомендации учитывают возрастающее влияние на рынок труда находящейся в стадии становления новой российской системы квалификаций.
Практическая значимость. Предложенные подходы будут способствовать установлению соответствия между квалификацией в системе образования и квалификацией, очевидной для рынка труда.
Ключевые слова: квалификация, национальная рамка квалификаций, профессия, профессиональный стандарт, среднее профессиональное образование.

Гасанова П.-М.А., Буйских Т.М. Интерактивные методы обучения в малой группе (на примере преподавания речеведческих дисциплин)
Аннотация. В статье рассматриваются способы организации продуктивного обучения в малых группах. Указывается, что реализация компетентностной парадигмы обучения возможна при использовании интерактивных методов. Кратко характеризуются модель, способствующая формированию необходимых компетенций в процессе изучения речеведческих дисциплин, ее основные стадии, реализующиеся через различные интерактивные приемы и методы обучения и, прежде всего, через обучение сообща. Обобщен опыт использования интерактивных методов обучения в малых группах: «Зигзаг» и «Карта концепции». Подчеркивается, что учебная цель при работе в малой группе достигается только путем осмысленной пошаговой реализации определенного интерактивного метода обучения. В статье делаются выводы: 1) интерактивные методы обучения в малой группе, реализующие модель обучения «вызов — осмысление содержание — размышление», позволяют сформировать у будущего специалиста необходимые компетенции; 2) объединенные единой целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, студенты активно контактируют друг с другом на занятии, развивая все виды речевой деятельности и их разновидности, приобретая навыки социально-психологической адаптации, создают специфический продукт группового взаимодействия, который не является суммой индивидуальных решений.
Ключевые слова: интерактивный метод, малая группа, модель обучения, вызов, осмысление содержания, размышление, метод «Зигзаг», метод «Карта концепции».

ДИАГНОЗ

Радионова О.Р., Алиева Э.Ф. Деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации по развитию развивающей предметно-пространственной среды
Аннотация. В статье раскрываются вопросы, касающиеся деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации и методы решения его профессиональных задач по развитию развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации с учетом потребностей родителей (законных представителей), связанных с вопросами развития, воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: федеральный государственный стандарт дошкольного образования, развивающая предметно-пространственная среда, основная образовательная программа, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, дошкольная образовательная организация.

Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Куртеева Л.Н., Сатдыков А.И., Сергеев И.С. Национальная система квалификаций России и перспективы развития преемственности общего и профессионального образования
Аннотация. Статья посвящена проблемам преемственности общего и профессионального образования, его роли в процессе становления и функционирования национальной системы квалификаций. Особое внимание уделено фактам, характеризующим современный этап развития системы квалификаций в Российской Федерации. За каждым из этих фактов стоят определенные тенденции, которые могут оказать влияние на подходы к построению содержания и процесса общего образования и системы требований к его результатам и условиям.
Ключевые слова: система квалификаций, профессиональные стандарты, преемственность, конвергенция профессий, общие компетенции, профессиональная подготовка, профессиональная компетенция, дидактическая логика, сетевое сообщество, синергетический эффект.

ПОЗИЦИИ

Голуб Г.Б. Содержание процесса и результата воспитания
Аннотация. В статье рассматриваются задачи современной школы в области воспитания и социализации обучающихся сквозь призму происходящих в социуме изменений как основания построения системы воспитания в общеобразовательных организациях. Показана возможность управления системой образования школы по результатам, которую дают требования ФГОС общего образования к личностным и метапредметным образовательным результатам обучающихся.
Ключевые слова: образовательный результат, личностные результаты, метапредметные результаты, социализация обучающихся.

ПОЛИТИКА В ДЕЙСТВИИ

Фиофанова О.А. Развитие общественного участия в управлении образованием: актуальный вектор образовательной политики
Аннотация. В статье анализируются основные направления образовательной политики по реализации реформы государственно-общественного управления образованием и ее результаты, раскрывается логика исторического развертывания общественного участия в управлении образованием через инструменты проектирования целевых показателей эффективности госпрограмм развития образования, приоритетных национальных проектов образования, ведения законодательных и правовых норм государственно-общественного управления образованием.
Ключевые слова: государственно-общественное управление образованием, управляющие советы образовательных организаций, реформа образования, развитие институтов общественного участия в управлении образованием и повышении качества образования.

Тарасова Н.В. Анализ региональных правоприменительных практик установления, взимания и возмещения родительской платы за присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
Аннотация. В статье проанализированы принятые правовые акты установления, взимания и возмещения родительской платы за присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на региональном уровне на предмет их соответствия требованиям федерального законодательства, описаны критерии оценки эффективности региональных правоприменительных практик.
Ключевые слова: правоприменительные практики, установление, взимание и возмещение родительской платы за присмотр и уход за детьми, критерии, образовательная организация, образовательная деятельность.

ТЕХНОЛОГИИ

Никуличева Н.В. Методические аспекты использования массовых открытых онлайн-курсов в процессе непрерывного профессионального развития педагога
Аннотация. Статья посвящена описанию методических аспектов использования массовых открытых онлайн-курсов в процессе непрерывного профессионального развития педагога, а также результатам опросов педагогических работников системы общего образования и специалистов региональных институтов повышения квалификации, проведенных в мае 2018 года.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционный курс, массовые открытые онлайн-курсы (МООК), непрерывное профессиональное развитие.

МЫ И МИР

Артеменко О.И., Петрухина Д.В. Общероссийское и этническое сознание: формирование и принципы интеграции
Аннотация. В статье рассматриваются основные механизмы языковой политики федерального и республиканского уровней, направленные на формирование общероссийского гражданского сознания. Авторы анализируют блок нормативно-правовых документов, регламентирующих современную языковую образовательную политику в России, а также взгляды научного сообщества на роль школьного образования в полиэтничном российском обществе. В статье выявляются условия формирования идентичностей обучающихся, а также рассматривается современное состояние и роль русского языка в формировании общероссийского гражданского сознания на принципах интеграции с этническим сознанием.
Ключевые слова: языковая образовательная политика, общероссийское гражданское самосознание, этническое сознание, государственный язык РФ, родные языки.

ИННОВАЦИИ

Подольская О.Н. Современные модели и методы диагностики инновационных процессов в образовательных средах
Аннотация. Известно, что инновации — важнейший фактор развития всех сфер человеческой деятельности, в том числе и образования. Также известно, что образование — социальный институт, играющий решающую роль в развитии государства. Инновационные процессы в образовании стали объективной реальностью, требующей научного осмысления. Современные модели инновационных процессов в образовании — научная основа для выделения и обоснование уровней инновационной деятельности в образовательных средах. Автором выделены и охарактеризованы уровни инновационной деятельности, а также обосновано, что проблема обеспечения устойчивого инновационного развития социально-педагогических систем неразрывно связана с проблемой эффективности образовательных учреждений.
Ключевые слова: инновационные процессы, диагностика, образование, модель, уровни.

Ванданова Э.Л., Алиева Э.Ф. Стратегии и механизмы реализации Концепции дополнительного образования детей
Аннотация. Одной из приоритетных задач модернизации системы образования в Российской Федерации является переход образовательных организаций на новые ФГОС общего образования, которые призваны формировать наряду с предметными и метапредметными личностные образовательные результаты обучающихся. Механизмом достижения этих результатов является реализация программ воспитания и социализации, входящих в структуру основной образовательной программы. Зачастую конкретной формой реализации таких программ является организация внеурочной деятельности учащихся. В настоящее время значительное количество учащихся участвует во множестве образовательных программ дополнительного образования различной направленности. В большинстве случаев программы общего и дополнительного образования разрабатываются и реализуются абсолютно независимо, не являясь частями единого целого. Личностные компетенции, формирующиеся в процессе реализации программ общего образования, не дополняются и не развиваются в программах дополнительного образования. Необходимо в основу обеспечения реализации Концепции дополнительного образования детей потенциально эффективных стратегий развития, способствующих межведомственному взаимодействию организаций реализующих программы дополнительного образования детей.
Ключевые слова: воспитание, дополнительное образование, стратегии развития, программы.

Аннотации на английском языке