№ 2 (64) 2014
№ 2 (64) 2014
Читайте в номере:
СЛОВО РЕДАКТОРА

Асмолов А.Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение
Ключевые слова: дополнительное персональное образование, эпоха перемен, сотрудничество, сотворчество, самотворение.

ГОСУДАРЕВО ДЕЛО

Концепция дополнительного образования детей в Российской Федерации (проект)

ДИАГНОЗ

Прихожан А.М. Современный младший школьник: социальная ситуация развития и становление «социального Я»
Аннотация. Представлены результаты социологических и психологических исследований особенностей социальной ситуации развития современных младших школьников. Показана общность тенденций в нашей стране и в развитых западных странах, влияющих на развитие младшего школьника, прежде всего на становление его «социального Я».
Ключевые слова: младший школьник, социальная ситуация развития, «социальное Я», внутренняя позиция школьника, картина мира современного ребенка.

Виленская Г. А. Контроль поведения и развитие индивидуальности
Аннотация. Рассматриваются ранние этапы развития контроля поведения как психологического уровня регуляции поведения, основанного на ресурсах индивидуальности. Описана основная линия развития контроля поведения в первые годы жизни, состоящая в постепенной передаче от взрослого к ребенку ведущей роли в управлении собственным поведением и состоянием. Показаны роль генетических и средовых факторов в становлении контроля поведения, их взаимодействие, приводящее к формированию как определенного профиля контроля поведения, так и определенного стиля семейного воспитания. Наиболее успешно контроль поведения развивается при эмоциональной поддержке ребенка родителями вместе с последовательной реализацией ими четкой системы правил для ребенка. Однако темперамент детей по-разному преломляет средовые воздействия, обеспечивая детям различную чувствительность к ним и, в свою очередь, видоизменяясь под их влиянием.
Ключевые слова: контроль поведения, индивидуальность, саморегуляция, развитие индивидуальности, темперамент, генотип, среда, родительское отношение.

МЕТОДОЛОГИЯ

Гусельцева М.С. Дополнительное образование как пространство саморазвития и конструирования идентичности
Аннотация. Прогнозирование в различных отраслях жизни опирается на такие ведущие конструкты в изучении динамики современного мира, как «культура», «глобализация», «информатизация», «индивидуализация», «сеть». Важную роль в современных исследованиях играют сетевые технологии и методологии, соединяющие различные ракурсы и уровни анализа, а также концепции человеческого капитала и представления об информационной социализации. Человеческий капитал — синтетический конструкт, возникший на стыке экономики, психологии и социологии, он наглядно демонстрирует взаимосвязь культуры, гуманизации общества, мощи государства и качества жизни. В транзитивном обществе возникают риски ценностных, психологических и гносеологических разрывов между изменениями социокультурной среды и развитием идентичности, между реальностью и ее осознанием, между системой образования и потребностями информационной социализации молодежи. Одним из прогнозируемых средств преодоления подобных рисков, а также снятия социальной напряженности в обществе служит развитие сети институтов непрерывного дополнительного образования.
Ключевые слова: методология, информационное общество, постиндустриальная культура, информационная социализация, человеческий капитал, дополнительное образование, становление идентичности

Белинская Е.П., Дубовская Е.М. Проблема нормативного поведения современных детей
Аннотация. Анализируется современное состояние исследований нормативного поведения в подростковом возрасте, отмечаются основные трудности эмпирического освоения данной проблемы, выделяются существующие методические решения. Обсуждаются роль и значение известного исследования нормативного поведения в детском и подростковом возрасте (У. Бронфенбреннер), его возможное современное продолжение для изучения закономерностей социализации. Описаны схема и методический инструментарий планируемого исследования становления и развития нормативного поведения младших подростков, позволяющего проследить историческую динамику закономерностей, выделенных У. Бронфенбреннером.
Ключевые слова: подростковый возраст, социальные нормы и ценности, нормативное поведение, социализация, группа членства.

Авдулова Т.П. Психология младших школьников в контексте детско-родительских отношений
Аннотация. Анализируется влияние таких параметров детско-родительских отношений, как стиль семейного воспитания, тип эмоциональной привязанности, семейная сплоченность на познавательное, эмоциональное и личностное развитие младших школьников. Приводятся результаты эмпирических исследований.
Ключевые слова: младший школьник, детско-родительские отношения, тип эмоциональной привязанности, эмпатия, познавательное развитие, стиль семейного воспитания, агрессивность, импульсивность, тревожность.

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА: МОТИВИРУЮЩИЕ МИРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Стенограмма заседания рабочей группы по обсуждению Концепции дополнительного образования
Ключевые слова: Концепция дополнительного образования, система оценки качества образования, региональные стандарты доступности услуг дополнительного образования, принципы долгосрочной стратегии развития дополнительного образования, предпрофессиональное образование.

Загладина Х.Т. Неформальное образование как важнейший фактор социализации детей и подростков в современной России
Аннотация. Раскрываются причины повышенного внимания к неформальному образованию, связанные с глобальными переменами и ростом научно-технического прогресса; показано, что потребность в неформальном образовании была обусловлена необходимостью быстрой адаптации человека к меняющимся условиям жизни, приобретению им новых навыков и компетенций в течение всей жизни (lifelong learning). Дана характеристика трех видов образовательной деятельности, способствующих освоению человеком социально-культурного опыта и составляющих суть непрерывного образования (формальное, неформальное и информальное образование). Рассмотрены подходы, виды учебно-образовательной и воспитательной деятельности и принципы, лежащие в основе неформального образования детей и подростков. Отмечены рост востребованности неформального образования педагогами, родителями и обучающимися, а также его роль в гражданском воспитании молодежи, приводятся примеры эффективных образовательновоспитательных практик, методик и технологий.
Ключевые слова: неформальное образование, социализация детей и подростков, непрерывное образование, информальное образование, качество жизни, информационное общество, технологическая культура, глобализация, информационная социализация, трансформация общества, некоммерческие организации, фонды, межсекторное взаимодействие, добровольчество, дополнительное образование, гражданское сознание, самообразование, инновационные методики.

ПОЗИЦИЯ

Русаков А.С. Конформизм и экстремизм — собратья, а не антиподы, или Почему так важно учить каждого при помощи всех
Аннотация. Представлены размышления создателя разноуровневой системы обучения Е. В. Яновицкой о грамотных и неграмотных подходах к организации коллективного обучения. Эта тема рассматривается в связи с педагогическими предпосылками таких социальных проблем, как конформизм и экстремизм. Обсуждаются их взаимная обусловленность, важность и возможность такой практики обучения, которая опирается на взаимное сотрудничество школьников, на формирование их ответственной позиции, а не на бездумное послушание, на адекватную самооценку и самоуважение ребят во всех ситуациях школьной жизни.
Ключевые слова: разноуровневое обучение, социализация, противодействие экстремизму.

Пастернак Н.А. Надо ли из всех детей делать «творцов»: новая жизнь начальной школы
Аннотация. Рассматривается деятельностный аспект образования в младшей школе. Приводятся примеры практических заданий, которые предлагают авторы учебников, ставится вопрос о соответствии этих заданий индивидуальным и возрастным возможностям ребенка, а также о правомерности введения системы научных понятий в младшей школе; сравнивается система развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова с практикой введения научных понятий в обычной школе.
Ключевые слова: деятельностный аспект образования, индивидуальные и возрастные возможности ребенка, система научных понятий.

Николаева С.Н. Экологическое воспитание детей в свете «Стандарта дошкольного образования»
Аннотация. Рассматривается возможность осуществления экологического воспитания детей в детском саду в рамках нового документа ФГОС дошкольного образования. Анализируются главные положения документа — образовательные области, образовательная среда учреждения, рассматривается их потенциал содержательного и развивающего влияния на ребенка в процессе общения с природой.
Ключевые слова: экологическое воспитание дошкольников, «Стандарт дошкольного образования», образовательные области, предметно-развивающая среда.