№ 2 (68) 2015
№ 2 (68) 2015
Читайте в номере:
СЛОВО РЕДАКТОРА

Асмолов А.Г. Эпоха турбулентности
Ключевые слова: конструирование возможностей, мобилизация, инновация, неопределенность, сложность, разнообразие, образование.

ГОСУДАРЕВО ДЕЛО

Информационное письмо о I Всероссийском съезде дефектологов «Особые дети в обществе»
Ключевые слова: социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, самореализация, Всероссийская ассоциация дефектологов, инклюзивное образование.

МЕТОДОЛОГИЯ

Гусельцева М.С. Образы достойного будущего как фактор позитивной социализации детей и подростков: идея модернизации
Аннотация. Рубеж ХХ-ХХI вв. стал временем осознания значимости роли культуры в социальной, политической, экономической, образовательной жизни. В постнеклассической эпистемологии на передний план анализа вышли культурные факторы и постматериалистические ценности, связанные с самоосуществлением человека, ориентацией в деятельности не на прагматизм, а на достоинство и самоценность творчества. Данная статья продолжает серию публикаций о феномене культуры в качестве многомерной и многослойной реальности; о неочевидной, но приоритетной значимости идеи культуры и культурно-психологического анализа в образовательной политике; о роли культурных образцов и образов достойного будущего в позитивной социализации современных детей и подростков. В рамках предложенного контекста также обсуждаются идеи модернизации, множественных модерностей и гуманизации образования. В фокусе данной статьи — идея модернизации.
Ключевые слова: методология, культурно-аналитический подход, антропологический поворот, постматериалистические ценности, идея культуры, культурная травма, модернизация образования.

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования
Ключевые слова: примерная основная образовательная программа дошкольного образования, образовательная деятельность, направления развития ребенка, коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка, развивающая предметно-пространственная среда.

МЫ И МИР

Луо М.Э., Бутенко В. В., Полунин К.Е. Новый взгляд на образование: раскрывая потенциал образовательных технологий
Аннотация. Текст представляет собой отчет, написанный проектной группой Всемирного экономического форума (швейцарской неправительственной организацией, известной проведением ежегодных встреч в Давосе) в сотрудничестве с The Boston Consulting Group (BCG) по результатам проведенного ими совместно исследования. В отчете дан подробный анализ научной литературы и представлен список из 16 важнейших «навыков XXI века». Исследование почти 100 стран обнаружило большие разрывы в уровне владения многими из этих навыков между развитыми и развивающимися экономиками, странами, относящимися к одному кластеру по уровню доходов, и даже между уровнями развития разных навыков внутри одной страны. В отчете приводятся аргументы в пользу того, что для полной реализации потенциала образовательных технологий их необходимо интегрировать в систему преподавания. Перечисляются образовательные и институциональные инструменты, которые укрепляют существующую систему преподавания и поддерживают внедрение замкнутого образовательного цикла. Согласно выводам отчета, для полной реализации потенциала замкнутого образовательного цикла, который подразумевает активное использование образовательных технологий и поможет устранить пробелы в навыках XXI в., необходимо эффективное сотрудничество политиков, сотрудников сферы образования, провайдеров образовательных технологий и фондов, предоставляющих финансирование.
Ключевые слова: образование, навыки XXI в., базовые навыки, компетенции, личностные качества, повышение квалификации преподавателей, новые технологии.

СУД СОВЕСТИ

Беттельгейм Б. О психологической привлекательности тоталитаризма
Аннотация. Автор статьи — классик детской психотерапии ХХ в., прошедший сквозь ад фашистских лагерей — обсуждает психологические проблемы, неизбежно возникающие у граждан тоталитарных государств. Он считает, что привлекательность тоталитаризма заключается в его обещании согласия с окружающим, разрешающего самые суровые внутренние конфликты мира с собою и дающего чувство собственной безопасности. Автор раскрывает психологический смысл нацистского приветствия. На конкретных примерах взаимоотношений внутри семей во времена нацистской Германии он показывает, что для противников режима эти согласие и мир достигаются лишь утратой самостоятельности, самоуважения и человеческого достоинства. Практически каждый сегодняшний нонконформист стоит перед выбором: или выказать себя врагом этой власти, подвергшись преследованиям и чаще всего уничтожению, или исповедовать на людях то, что глубоко ненавидишь и презираешь втайне. Царящее в тоталитарных государствах спокойствие оплачено гибелью души.
Ключевые слова: привлекательность тоталитаризма, тоталитарный режим, нацистская Германия, нацистское приветствие, внутренний конфликт личности, целостность личности, самоуважение, образы сверх-Я.

ПОЛИТИКА В ДЕЙСТВИИ

Захарова М.Б. Реализация Концепции математического образования в Московской области
Аннотация. Автор рассказывает о реализации в Московской области концепции развития математического образования в РФ, о различных мероприятиях, в том числе математических олимпиадах, проведенных в 2014—2015 гг.
Ключевые слова: Концепция развития математического образования в РФ, математическое образование в Московской области, олимпиады по математике.

Байханов И.Б. Образование в Чеченской Республике: от восстановления — к развитию
Аннотация. Статья посвящена теме восстановления и развития системы образования в Чеченской Республике. Подчеркивается важная роль русского языка в системе общего образования, выделены проблемы развития общего образования, на решение которых необходимо обратить особое внимание.
Ключевые слова: повышение качества и модернизация образования, русский язык в поликультурной школьной среде, проблемы качественного обучения русскому языку.