№ 2 (72) 2016
№ 2 (72) 2016
Читайте в номере:
ГОРИЗОНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. Образование как потенциальный ресурс модернизации общества

ДИАГНОСТИКА

Агранович М.Л., Ермачкова Ю.В., Садыкова Ю.Ж., Селиверстова И.В. Российское дошкольное образование в контексте международных индикаторов
Аннотация. Цель данной статьи — познакомить читателя с некоторыми результатами сравнительного анализа развития системы дошкольного образования в 43 странах — участницах международной программы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Информационной базой статьи являются данные международной программы «Показатели систем образования» (Indicators of Education Systems — INES) и сведения Федеральной службы государственной статистики РФ. Обсуждаются складывающиеся в мире тенденции и модели в сфере дошкольного образования, и в свете этих тенденций и моделей проводится оценка современного состояния системы дошкольного образования в Российской Федерации.
Рассматриваются три основных блока вопросов: проблемы охвата детей дошкольным образованием, вопросы финансирования дошкольного образования и оценка кадрового ресурса.
Основой статьи являются анализ и оценка показателей состояния систем дошкольного образования, рассчитанных по единой методологии, используемой в международной программе INES. В тексте приведены результаты расчетов по России и другим странам по целому ряду показателей, принятых в мировой практике для характеристики системы дошкольного образования. Для анализа используется разделение стран на группы по уровню экономического развития, что позволяет избегать прямого сравнения систем образования стран, находящихся в заведомо разном экономическом и социальном положении. Рассматриваются два подуровня Международной стандартной классификации образования (МСКО) дошкольного образования: МСКО 01 — образовательные программы раннего развития детей и МСКО 02 — дошкольные образовательные программы.
Результаты исследования программы INES ежегодно публикуются в докладах Education at a Glance на английском и французском языках. Уникальность данной статьи состоит в фокусе на дошкольном образовании и в сопоставительном анализе данных международной программы с данными по конкретной стране — России. Статья будет интереcна широкому кругу читателей, поскольку не только представляет результаты оценки системы дошкольного образования Российской Федерации, но и дает возможность более детально ознакомиться с методологией международной оценки образовательных систем.
Ключевые слова: дошкольное образование, оценка, статистика, методология оценки, международные сопоставления.

МЕТОДОЛОГИЯ

Тендрякова М.В. Наука о детстве
Аннотация. Несмотря на то что во все века о детях заботились, кормили, лечили, воспитывали в них добродетели и учили грамоте, гуманитарные науки долгое время мало интересовались детьми и детством. В ребенке видели «исходный материал» и активно «лепили» из него будущего взрослого. Особенности маленького человека, его отношений с миром, детство как самоценный этап в жизни человека, а уж тем более детство как особая сфера социокультурного пространства — все это попросту не замечалось.
В статье идет речь о появлении именно научного интереса к ребенку. Рассматриваются основные вехи «открытия детства» в контексте развития научного знания о человеке и обществе: от социально-педагогических идей Просвещения до истории детства; от педологии и этнографии детства до психологической антропологии и психоистории. Каждое из этих направлений по-своему рассматривает развитие ребенка, способы социализации и усвоения культурных моделей поведения, отношения между детьми и родителями. Но все они ставят в центр своих изысканий ребенка и его отношения с миром, через него рассматривая и фундаментальные вопросы психологии развития, и глобальные культурно-исторические процессы.
Ключевые слова: история детства, этнография детства, социализация, взросление, обряды детского цикла, подростковый кризис, права ребенка, отношения «родители — дети», история науки, педология.

Айламазьян А.М. Становление метода музыкального движения: от свободного танца к свободному действию
Аннотация. Рассматривается история становления метода музыкального движения как развития определенных идей, поиска ответа на вопрос о том, возможно ли обучение импровизационному танцу. Первый шаг в этом направлении был сделан Айседорой Дункан. Она заложила основы техники и сформулировала принципы свободного танца. Ее идеи восприняли и развили участницы студии «Гептахор» (1914−1934 гг., Санкт-Петербург). В ходе их работы постепенно складывается система музыкального движения как метода эстетического воспитания и развития личности. В ней акцентируется внимание на условиях порождения свободного движения в ответ на музыку, таких как: 1) создание смысловой основы движения; 2) варьирование степени неопределенности при постановке музыкально-двигательной задачи в упражнениях; 3) использование техники, увеличивающей степени свободы движения и направленной на регуляцию мышечного тонуса.
Ключевые слова: свободный танец, музыкальное движение, кинестетические ощущения, мышечное чувство, живое движение, спонтанное движение, смысловая основа действия, импровизация, интонация, степени свободы движения, теория построения движений, неопределенность.

Орлов В.И. Образованный человек: личность или фабрикат?
Аннотация. Рассматриваются некоторые фундаментальные аспекты образовательной деятельности, находящиеся в сфере отношения категорий «метод» и «методика обучения» и феномена педагогических технологий, в контексте понимания педагогической технологии, которого придерживается ЮНЕСКО.
Уделяется большое внимание понятию «педагогическая технология». Автор считает, что, несмотря на наличие более 20 разновидностей педагогической технологии и свыше трехсот ее дефиниций, в основе педагогической технологии лежат собственный опыт, принятая концепция обучения, выбранные цели и задачи, возможности педагогических средств, функции и действия педагога в различных учебных ситуациях и др.
Подчеркивается возможность педагогической технологии отразить в педагогической деятельности осознание того, что основополагающим условием развития общества становится обогащение интеллекта, творческой энергии, духовно-нравственных сил личности, что в новом понимании человека педагогикой он перестает рассматриваться как сырье, нуждающееся в обработке, и отношение к нему должно строиться как к субъекту собственной жизни.
Педагогический процесс — это сочетание целенаправленности и непредсказуемого движения мысли, души, чувства учителя и его ученика — личности, способной открыть разные грани своей сущности в ходе даже одного урока. Воздействовать на него при этом с учетом разных технологий нереально. В подобных ситуациях решающую роль играет эмоциональный фон. Передавая знания, педагог не «транслирует информацию» и не является «проводником информации для учащихся», а фактически преподносит, предоставляет, отдает своим ученикам все, чем располагает как человек и личность, как источник информационного, интеллектуального и житейского богатства. Он оказывает незаменимое многообразное воздействие на обучающихся в качестве носителя гуманистического предназначения образования, приобщает их к будущему. Автор подчеркивает, что образованный человек — это личность, а не фабрикат, и что в образовательном общении людей технологические категории неприменимы.
Ключевые слова: образованный человек, образовательная деятельность, метод, технология.

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Поддьяков А.Н. Практики тестирования чужого ума: от регламентированности к свободе
Аннотация. Обсуждается тенденция развития тестирования от максимальной регламентированности деятельности тестируемых (при решении четко сформулированных разработчиком задач с единственным правильным ответом) к диагностическим проблемным ситуациям высокой новизны и неопределенности с открытым началом и открытым концом. Все чаще используемое в тестировании открытое начало предполагает свободу самостоятельной постановки своих собственных исследовательских вопросов изучаемой реальности и поиска ответов во взаимодействии с ней. Появление массовых тестов исследовательского поведения является отражением убеждения: одна из основных способностей, которые потребуются в самом ближайшем будущем, — это способность справляться с неопределенностью и новизной, в том числе путем их активного исследования. Обсуждаются проблемы тестирования интеллекта и креативности в условиях новизны и неопределенности, в том числе «проблема судейства». Констатируется, что любой тест мышления, особенно творческого мышления, — это еще и скрытая (хотя, может быть, и не осознаваемая) претензия его авторов на свою практически непревзойденную мудрость. Ведь предполагается, что интеллект и творчество любого человека, развертывающиеся в новой ситуации, могут быть описаны в рамках модели, созданной творческим интеллектом автора теста, а значит, более мощным «суперинтеллектом». Практически неизбежные при таком подходе ошибки могут корректироваться при диалоге разных групп исследователей или же, наоборот, усугубляться при закрытости от критики. Анализируется принципиальная методологическая ошибка тестирования креативности — заранее составляемый тестологом «стандартный список творческих ответов», на соответствие которому проверяются решения участников. Эта ошибка рассмотрена на примере изобретательского задания международного испытания школьников PISA2012, по результатам которого выстраиваются рейтинги стран в области образования. Выдвигается оптимистический тезис: при любых успехах тестирования человечество всегда будет не вполне готово к определению своего творческого потенциала в силу его опережающего развития. Однако без средств диагностики будет готово принципиально меньше; они — новая и важная часть этого потенциала.
Ключевые слова: психология деятельности в условиях новизны и неопределенности, познавательные способности и умения, интеллект, креативность, исследовательское поведение, развитие тестирования.

ПОЗИЦИЯ

Русаков А.С. Детские сады: чтение и письмо
Аннотация. Цель данной статьи — представить читателям особенности сегодняшнего положения дел с методиками обучения дошкольников письму и чтению. Данная тема обсуждается в контексте реализации распространенных в стране комплексных дошкольных программ, требований ФГОС дошкольного образования и выбора приоритетов региональной и местной образовательной политики.
Основой статьи является обзор наиболее успешных практик освоения грамоты в дошкольном возрасте. Проанализированы их общие и особенные черты. Показана глубина различий между адекватными возрасту методиками обучения грамоте дошкольников и привычными школьными методами обучения.
Исследование опирается на методологию анализа социокультурного образовательного пространства (работы А. М. Цирульникова, В. И. Слободчикова, Е.Е. Шулешко). Методика и ключевые идеи исследования связаны с традициями педагогики сотрудничества (работы С. Л. Соловейчика, Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова и других), теорией познавательного развития ребенка, разработанной учеными НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (работы Н. Н. Поддьякова, А. В. Запорожца, Л. А. Парамоновой, Т. В. Тарунтаевой, Е.Г. Самсоновой), идеологией социокультурной модернизации образования (работы А. Г. Асмолова, А. М. Цирульникова, И.М. Реморенко).
В первой части статьи рассматриваются характерные особенности положения дел с изучением детьми чтения и письма в системе российского дошкольного и начального образования; традиционный школьный метод обучения сопоставляется с требованиями к адекватным дошкольному возрасту методическим подходам. Анализируются причины частичного или полного отказа от образовательной работы с детьми в области освоения грамоты в детских садах; обсуждаются неслучайность такого положения дел и трудности, связанные с его преодолением.
Во второй части статьи сравниваются пять успешных подходов к освоению дошкольниками грамоты русского языка. Каждый из них системно проработан теоретически и методически, за два десятилетия хорошо зарекомендовал себя на практике и распространен в России. Анализируются общие идеи, принципиальные особенности, характерная атрибутика и особенности занятий последователей этих подходов.
Сопоставительный анализ представленных в статье педагогических практик осуществляется впервые. В целом тематика современного положения дел с грамотой в детских садах и способов ее организационно-управленческой поддержки (насколько известно автору) более двух десятилетий не анализировалась в нашей стране.
Одним из результатов работы служит обоснование важности комплексной поддержки со стороны органов управления образованием представителей тех дошкольных практик, которые способны обеспечить адекватное возрасту освоение детьми грамоты. Доказывается как недопустимость формально-административного, приказного подхода к данной проблеме, так и чрезвычайная значимость управленческих усилий по созданию условий для распространения лучших практик дошкольного образования.
Ключевые слова: грамотность, дошкольное образование, политика в сфере дошкольного образования, поддержка инновационных педагогических практик, преемственность образования.

МЫ И МИР

Лейбович А.Н. Механизмы развития профессионального образования и обучения в зеркале международных сравнительных исследований
Аннотация. Статья базируется на материалах исследований, проведенных рядом международных организаций (ЮНЕСКО, ОЭСР и др.) в области развития систем профессионального образования и обучения. Автор подчеркивает, что профессиональное образование и обучение охватывает каждый сектор экономики и опирается на эффективный диалог и взаимодействие между представителями образования и различными учебными заведениями, стейкхолдерами рынка труда, включая работодателей, представителей рабочих и служащих, а также других заинтересованных лиц; кроме того, оно способствует реализации социально-экономических целей (иногда противоречащих друг другу), среди которых обеспечение полной занятости, повышение производительности труда и конкурентоспособности компаний, социальной ответственности, устойчивого развития. Показано, что в попытках преодолеть трудности при формулировании, планировании, управлении, реализации и оценке эффективных политик, стратегий и планов в области профессионального образования и обучения правительства разных стран уделяют значительное внимание механизмам координации, необходимым для успешного планирования, управления, мониторинга и оценки профессионального образования и обучения. Отмечается, что большинство систем общего образования неэффективны в обучении навыкам, необходимым молодым людям для трудоустройства. Поэтому с конца 1980-х гг. правительства ряда стран стали уделять внимание роли образования в эффективной подготовке учащихся к рынку труда. В этих странах стали появляться программы и курсы профессионального образования, разработанные совместно с предприятиями; возросли возможности обучения со стажировками на рабочем месте.
Рассматривается вопрос методологии развития российской системы профессионального образования и обучения в контексте решения аналогичных задач в развитых странах. При этом особое внимание уделено сильным и слабым сторонам взаимодействия основных стейкхолдеров профессионального образования с учетом политических задач, решаемых правительствами стран. На основе анализа зарубежных источников выявлены общие закономерности национальных образовательных политик в сфере профессионального образования и обучения и сформулированы основные характеристики (неформальный стандарт) современной системы профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональное образование, профессиональное обучение; образовательная политика, координация, государственно-частное партнерство.

Аннотации на английском языке