№ 3 (59) 2012
3 (59) 2012
Читайте в номере:
СЛОВО РЕДАКТОРА

Асмолов А.Г. Государственная программа «Развитие образования» на 2013−2020 гг.: сценарий упущенных возможностей

ГОСУДАРЕВО ДЕЛО

Кравцов С.С. Система сдержек и противовесов в управлении общим образованием

МЕТОДОЛОГИЯ

Петровский В.А. Коучинг «могу и хочу»
Аннотация. Рассматриваются четыре уровня взаимодействия с консультируемым, а также проанализировано, как работает логика успешного человека «могу, что хочу», «хочу, что могу». Автор подробно останавливается на той стратегии, которой придерживается, используя модель внутренней состоятельности личности на практике.
Ключевые слова: креатив-партнерство, поле-контакта, трансактный анализ, самотестирование, новая драматургия общения, матрица игнорирования, деконтаминация.

Гусельцева М.С. Информационная социализация средствами истории: методологические аспекты
Аннотация. В статье проанализирована познавательная ситуация, сложившейся в психологии и смежных с ней отраслях знаний и социокультурного контекста в целом. Феномен информационной социализации рассмотрен исходя из культурно-аналитического подхода. Сформулированы основные риски социолизации в «электронной культуре» такие как, бедность эмоционального развития и технократическое мышление.
Ключевые слова: постиндустриальная цивилизация, рефлективная современность, методологическая оптика, аналитика повседневности, опыт сопротивления, механизм подавления индивидуальности, массовая и элитарные культуры.

Куркин Е.Б. Деятельность, общение и социальное управление в школе
Аннотация. Представлена технология управляемости образования, выделены элементы управленческих отношений в массовой школе, эффективные факты управления индивидуальной деятельностью, преимущества проектной деятельности и особенности побуждающей среды. Прогнозированный результат достигается благодаря формуле: деятельность — ситуация общения — стимулирование — подкрепление.
Ключевые слова: руководство, контроль, метод проектной деятельности, мотивация школьников.

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Фельдштейн Д.И. Преобразование образования в пространственно-временной ситуации XXI в.: вызовы информационной эпохи
Аннотация. Рассмотрены трудности, связанные с характеристикой некоторых моментов состояния детства в обществе, которая свидетельствует о явном неблагополучии и дисгармонизации отношений общества и детства. Автор анализирует освещение темы изменений, происходящих с человеком в современном мире, и приходит к выводу, что проблема развития самого человека, его особенностей, новых возможностей, способностей и потребностей практически не затронута в работах коллег.
Ключевые слова: человеческий потенциал, самореализация, активный деятель, конвергенция.

Марцинковская Т.Д. Феноменология современного детства
Аннотация. Раскрывается содержание процесса социализации современных детей и подростков, показывается специфика задач взросления в условиях неопределенности и изменчивости, характерных для настоящей социокультурной ситуации развития. Выявляется феноменология, характеризующая разные стороны формирования психики детей и подростков: личностного и когнитивного развития, становления нравственности и общения со сверстниками и взрослыми, регуляции поведения и структурировании представлений об окружающем мире.
Ключевые слова: современное детство, социализация, психологическая феноменология.

Поливанова К.Н. Взросление в современном мире
Аннотация. Автор рассматривает детство как социльно-исторический феномен и называет основной закономерностью происходящих изменений диверсификацию форм и моделей взросления. Каналы социализации — школа и семья — креолизируются, а свободное место занимают культура сверстников, молодежные субкультуры, досуг и досуговые образования, интернет и масс-медиа. Исчезновение взрослого как центральной фигуры отечественной психологии развития, идеальной формы как образа будущего, возраста — вызовы культурно-историческому и деятельностному отечественным подходам.
Ключевые слова: пространство взросления, опыт семейственности, креолизация, субкультура, детство.

ПОЗИЦИЯ

Русаков А.С. Что такое педагогическое открытие? И как с ним быть?
Аннотация. Рассмотрена специфичность подхода к воспитанию детей на основе методики реабилитации глухих и слабослышащих детей Э. И. Леонгард. Также проанализированы изменения, произошедшие со школой в течение последних десятилетий. На примере деятельности Леонгард показана судьба педагогиеских новшеств в современных реалиях. Отмечена тенденция, что в больших городах динамику серьезных поисков, экспериментов, нововведений задает частое образование.
Ключевые слова: нормальное развитие, открытие, педагогическая революция, реабилитация.

ТЕХНОЛОГИИ

Патяева Е.Ю. Мотивационный диалог как основа тренинга самоопределения для старшеклассников

ПОЛИТИКА В ДЕЙСТВИИ

Монахов С.В. Поколение.ru: опыт Интернет-образования учительства
Аннотация. Статья опирается на опыт реализации некоммерческого образовательного проекта ФИРО «Поколение.ru» 2000-го года, целью которого было обучение школьных педагогов новым информационным технологиям. В результате были созданы интернет-центры образования в 32 регионах России, инфраструктура разработки электронного образовательного ресурса.
Ключевые слова: интернет-образование, информатизация, электронный образовательный ресурс.

БЕССМЕРТНЫЕ

Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение?
Поппер К. Иммануил Кант — философ Просвещения
Фуко М. Что такое Просвещение?