СЛОВО РЕДАКТОРА Асмолов А.Г. Педагогика достоинства: идеология дошкольного и дополнительного образования Ключевые слова: педагогика достоинства, федеральный государственный стандарт дошкольного образования дополнительное образование детей.
ГОСУДАРЕВО ДЕЛО Толстой В.И. Каждый гражданин России должен иметь возможность культурной самореализации Ключевые слова: культура, проект «Основ государственной культурной политики», культурная самореализация, формирование личности, доступ к культуре.
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА Основы государственной культурной политики (проект) ДИАГНОЗ Ушаков Д.В. Личностные результаты образования и достижения общества Аннотация. Прагматика современного социально-экономического развития предполагает не просто компетентного человека, а личность с ее ценностями, идеалами, идентичностью, которая готова решать задачи в рамках институтов, созданных цивилизацией. Поэтому личностные результаты, получаемые «на выходе» системы образования, становятся «входами» социально-экономических систем общества. В статье обсуждается формирование систем ценностей как важный аспект личностных результатов образования.
Ключевые слова: личностные результаты образования, культурные ценности, социально-экономические достижения.
МЕТОДОЛОГИЯ Тарасова Н.В., Кулаков А.Е. Образование в изменяющемся мире: тенденции и противоречия Аннотация. Анализируются тенденции современного образования, выделяются два глобальных процесса, которые, с одной стороны, противостоят друг другу, а с другой — взаимосвязаны и дополняют друг друга. Это процессы диверсификации и интернационализации образования. Описываются ценностные ориентиры образовательной политики, выработанные в рамках европейской цивилизации. Мировое образовательное пространство рассматривается с позиций сложного, неравномерного, многоуровневого процесса количественных и качественных преобразований, базирующихся на поиске единства в подходах, целеполагании, в содержании образования, в терминологии, категориях и стандартах, в оценке результатов и т. д. в глобальном геополитическом масштабе.
Ключевые слова: мировое образовательное пространство, ценностные ориентиры, тенденции развития образования, международное сотрудничество в области образования, диверсификация и интернационализация образования, образовательная политика.
Загладин Н.В. Россия в современном глобализированном мире: контуры нового учебного знания Аннотация. Констатируются сложности написания единого учебника отечественной истории, связанные с различными парадигмами понимания мирового развития, которые недостаточно учитывались при разработке соответствующих концепций. Отмечается, что идеи Просвещения и основанные на них концепции — от либерально-демократических до марксистских и неомарксистских идей — мало применимы для условий современного глобализированного мира.
Ключевые слова: единый учебник, парадигмы миропонимания, российская цивилизация, Россия и страны Запада, Россия и страны Востока, конфликт цивилизаций, идеи Просвещения и современность.
Собкин В.С., Янбекова Д.В. К вопросу о построении социокультурной типологии региональных образовательных ситуаций Аннотация. Анализируются представленные в государственной статистике индикаторы, фиксирующие разные аспекты состояния регионов РФ: демографическая ситуация, рынок труда, образование, здравоохранение, культура, правонарушения, информационно-коммуникационные технологии и наука. Проводится оптимизация системы индикаторов для анализа социальной ситуации в сфере образования на региональном уровне. Выявляются взаимосвязи между различными индикаторами построения обобщенных комплексных показателей, и на этой основе осуществляется типологизация регионов РФ.
Ключевые слова: социокультурная специфика, программы развития образования, модернизация образования, статистические индикаторы, типологизация регионов, качество школьного образования, образовательная система
ПОЗИЦИЯ Чернобай Е.В. Современный НИИ в системе образования: неоправданная трата средств или шанс на развитие? Аннотация. Описываются подходы к созданию современного научно-исследовательского института, определяются возможные задачи и направления для развития, предлагается структура научной организации, определены принципы формирования научно-исследовательских коллективов.
Ключевые слова: современная система образования, временные научно-исследовательские коллективы (ВНИК), Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО), структура научноисследовательского института, источники финансирования.
ИННОВАЦИИ Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологическое содержание цифрового разрыва между российскими подростками и их родителями Аннотация. Анализируются некоторые психологические аспекты проявления цифрового разрыва между поколениями подростков и их родителей (в сфере знаний, умений, мотивации, эмоциональных переживаний и образа себя в Интернете), а также различные культурные формы передачи опыта и взаимодействия между поколениями в сфере использования цифровых технологий. Представлена часть результатов всероссийского исследования цифровой компетентности подростков и их родителей, проводившегося в 2013 г. Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. В исследовании участвовали 1203 подростка 12−17 лет из 45 регионов 8 федеральных округов РФ и 1209 родителей, имеющих детей того же возраста. Получены следующие эмпирические результаты: 1) префигуративная модель передачи опыта (от детей родителям) распространена так же, как и передача опыта от родителей детям (постфигуративная модель), и во многом «уступает» самостоятельному обучению и кофигуративной модели; 2) различия в цифровой компетентности между подростками и родителями характерны в отношении умений и ответственности и в наибольшей степени проявляются при сопоставительном анализе сфер деятельности в Интернете; 3) несмотря на то что общий паттерн изменений един и для подростков, и для взрослых, между ними выявлены различия в насыщенности эмоциональных переживаний в Интернете и степени изменения образа Я в виртуальной жизни по сравнению с жизнью реальной.
Ключевые слова: цифровой разрыв между поколениями, концепция М. Мид, деятельность в Интернете, цифровая компететность подростков и их родителей, поколения X, Y, Z.
Марченко Ф.О. Информальное онлайн-образование и российский школьник Аннотация. Понятие информального образования является одним из ключевых в концепции обучения в течение всей жизни. Вопрос влияния современных информационных технологий на этот процесс до сих пор не стал предметом отдельного исследования в России. В статье представлена классификация образовательных ресурсов российского сегмента Интернета. Приведены общие рекомендации по использованию новых медиа в педагогическом процессе.
Ключевые слова: обучение в течение всей жизни, информальное образование, самообразование, образовательные онлайн-ресурсы.
ЛЕТОПИСЬ ОБРАЗОВАНИЯ Монахов С.В., Валеева Е.Х. Трансформация облика российского учительства (по материалам социологического исследования эффективности Интернет-образования) Аннотация. Представлены некоторые, имеющие интерес для современного читателя, материалы сравнительного социологического исследования, проведенного Автономной некоммерческой организацией «Федерация Интернет Образования» в мае-июне 2004 г. Данное исследование было направлено на выяснение изменений в социокультурном, педагогическом и поведенческом портретах школьных учителей, прошедших и не прошедших обучение в региональных центрах АНО «Федерация Интернет Образования». Опрос проводился в этих центрах, работавших в то время в Биробиджане, Иркутске, Петрозаводске, Нижнем Новгороде, Орле, Самаре, Санкт-Петербурге, Томске, Тюмени, Воронеже, Ростове-на-Дону и Москве. Всего было опрошено 1600 российских учителей (750 человек, не прошедших обучение, и 850 человек, прошедших обучение).
Ключевые слова: Федерация Интернет Образования, Интернет, Интернет-образование, Интернет-технологии, Интернет-культура, учителя, учительство.
ПОЛИТИКА В ДЕЙСТВИИ Запалацкая В.С. Проектирование региональной системы поддержки молодых талантов (опыт Московской области) Аннотация. Описывается опыт создания в Московской области региональной системы выявления и развития молодых талантов на основе интеграции деятельности учреждений образования, науки, культуры, спорта, молодежной политики и других ведомств. Предлагается соответствующая организационная структура, обеспечивающая формирование обогащенной образовательной среды.
Ключевые слова: одаренные дети, региональная система, выявление, развитие, поддержка молодых талантов, обогащенная образовательная среда.
МЫ И МИР Кутейницына Т.Г. Как готовят выпускников профессионального образования (обзор зарубежного опыта и проблемы российской практики) Аннотация. Рассматриваются цели, методы, формы и способы организации взаимодействия учреждений профессионального образования с выпускниками в американской практике (поскольку здесь зародилось и обрело поистине национальный масштаб «движение выпускников»), далее показан европейский опыт Центрального европейского университета и, наконец, обсуждаются немногочисленные российские модели работы с выпускниками. Автор приходит к выводу, что сотрудничество с выпускниками — это значимое направление работы и существенный ресурс, который не используется в российской системе профессионального образования.
Ключевые слова: профессиональное образование, выпускники учреждений профессионального образования, движение выпускников, ассоциации выпускников, клубы выпускников.