№ 3 (69) 2015
№ 3 (69) 2015
Читайте в номере:
СЛОВО РЕДАКТОРА

Асмолов А.Г. Тест на человечность: особые дети в обществе
Ключевые слова: тест на человечность, I Всероссийский съезд дефектологов, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), особые дети, социализация.

ГОСУДАРЕВО ДЕЛО

Третьяк Н.В. Задачи системы образования: 2015/16 учебный год
Аннотация. 2015/16 учебный год — это третий год работы по новому закону «Об образовании в Российской Федерации» и четвертый год работы по решению приоритетных задач, поставленных в майских указах Президента. Автор статьи анализирует ход реализации основополагающих документов в развитии положений закона и указов — стратегий, концепций, стандартов и программ, призванных повысить доступность качественного образования, а также рассказывает о том, что еще предстоит сделать.
Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), воспитание, ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), национальная идентичность, доступность, концепция математического образования, историко-культурный стандарт.

ДИАГНОЗ

Абанкина И.В. Введение ФГОС дошкольного образования: результаты опроса руководителей и педагогов
Аннотация. Рассматриваются вопросы введения федеральных государственных образовательных стандартов в дошкольном образовании (ФГОС ДО) на основе анализа данных социологического опроса руководителей и педагогов государственных (муниципальных) и частных детских садов. Результаты показывают высокую степень осведомленности педагогов о содержании новых стандартов, активное участие в программах повышения квалификации для освоения новых принципов работы, ожидание повышения качества дошкольного образования при переходе на ФГОС ДО. Особое внимание уделено анализу рисков при введении ФГОС ДО и возможностям их нивелирования за счет внесения изменений в нормирование педагогического труда в дошкольных организациях.
Ключевые слова: дошкольное образование, федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДО), нормирование педагогического труда работников дошкольных образовательных организаций

Монахов С.В., Валеева Е.Х. Критерии оценки результатов Федеральной программы развития образования (2011−2015)
Аннотация. Представлены некоторые материалы, представляющие практический интерес при решении задач повышения эффективности программ в области развития образования, выполняемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. При написании статьи были использованы в том числе результаты проведенного АНО «ГРП „Информэкспертиза“» комплексного исследования по теоретическому обобщению научных результатов, полученных в ходе реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011−2015 гг.
Ключевые слова: Федеральная целевая программа развития образования, целевые индикаторы и показатели эффективности, критерии оценки, научно-исследовательская работа, управление программами.

Ясвин В.А., Рыбинская С.Н. Рейтинг школьных организаций и качество образования
Аннотация. Обоснована необходимость расширения критериальной базы для оценивания качества работы школьных организаций в контексте реализации новых приоритетов образовательной политики РФ. Авторы подчеркивают, что комплексная оценка школ должна отражать наряду с уровнем образовательных достижений обучающихся также и уровень организации образовательных условий и возможностей. Представлены методология и технология комплексной оценки школьных организаций, разработанная и успешно апробированная в рамках городских сетевых инновационных проектов Департамента образования г. Москвы. Статистически доказана связь учебных достижений обучающихся с различными характеристиками школьной среды. Представлен сравнительный анализ официального рейтинга и экспериментального комплексного рейтинга школ.
Ключевые слова: качество образования, оценка школьных организаций, рейтинг школ, образовательная среда, параметры оценки школьной среды, организационно-образовательная модель школы, образовательные условия, личностно развивающие возможности, корреляционный анализ, организационные механизмы экспертизы качества образования.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цирульников А.М. Общество и образование: когда игроки меняются местами
Аннотация. Раскрываются феномены, лежащие в основе социокультурного подхода к развитию образования. Приводится описание образовательной экспедиции как социокультурной технологии, соединяющей логику жизнедеятельности в условиях незапрограммированного и непредсказуемого путешествия с традиционными и нетрадиционными формами научно-педагогического исследования и развития образования в местных сообществах. Обосновывается, что триада «эпос, путешествие, образовательная экспедиция» представляет собой одну из важнейших образовательных сред личностного развития. Показывается, что образы культуры, с которыми сталкивается движущийся в этих средах человек, не только являются своеобразными «маркерами», но и концентрируют в себе содержание образования и инструментарий его развития.
Ключевые слова: социокультурный подход к развитию образования, феномены, культурные практики, эпос, путешествие, образовательная экспедиция.

Русаков А.С. Образование и революция
Аннотация. Рассматриваются альтернативные подходы к пониманию грамотности в связи с опытом развития отечественного образования. Раскрывается взаимная обусловленность системных связей между альтернативами в понимании элементарных основ образования, неформальными стратегическими целями начального и среднего образования, приоритетами в выборе механизмов организации школы и характером общественного развития.
Ключевые слова: грамотность, доступность образования, природосообразность, содержание образования, социальный капитал, социальная мобильность.

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Белявский Б.В. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и риски
Аннотация. Дается характеристика действующей в настоящее время в Российской Федерации системы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, рассматриваются причины сокращения количества специальных (коррекционных) образовательных организаций и числа обучающихся в них, указаны возможные риски неподготовленного перевода детей с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивное обучение.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инклюзивное образование, ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

Ларикова И.В. Особые дети и взрослые, оставшиеся без поддержки семьи: настоящее и будущее
Аннотация. Статья посвящена нормализации жизни особых детей в ДДИ (детский дом-интернат для умственно отсталых детей), защите интересов тех, кто живет в ПНИ (психоневрологический интернат), сопровождению выпускников интернатов, организации службы для защиты прав пациентов психиатрических стационаров, а также необходимым для этого законодательным изменениям.
Ключевые слова: особые дети и взрослые, недееспособность, интернаты, опека, государственное учреждение, Конвенция ООН, волонтеры.

Алёхина С.В. ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: трудности перехода
Ключевые слова: закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Профессиональный стандарт педагога.

Соловьева И.Л. ГИА специальных школ: методические рекомендации
Аннотация. Рассмотрены лингвистические особенности формирования словесной речи обучающихся с нарушениями слуха, учет которых необходим для построения процедуры государственной итоговой аттестации этой категории школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Изложены методические рекомендации по подготовке глухих и слабослышащих школьников к написанию изложения.
Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), государственная итоговая аттестация (ГИА), обучающиеся с нарушениями слуха.

Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Харисов Ф.Ф., Сухарева Л.М., Соколова С.Б. О Всероссийском конкурсе школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся, 2014−2015 гг.
Аннотация. В материале рассказывается об этапах Всероссийского конкурса школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся. Осенью 2014 г. проводились региональные конкурсы, с 15 декабря 2014 г. по 15 марта 2015 г. — всероссийский этап и определение победителей в номинациях. Завершающий этап конкурса, обсуждение результатов, награждение победителей проходили 1−3 апреля в г. Белгород и г. Строитель Белгородской области в рамках II Международной научно-практической конференции «Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации». В статье представлен анализ материалов, присланных на всероссийский этап конкурса.
Ключевые слова: Всероссийский конкурс школ, содействующих укреплению здоровья обучающихся, достижения школ, победители в номинациях.

ИННОВАЦИИ

Алиева Э.Ф., Радионова О.Р. Навыки толерантного общения в дошкольном и начальном образовании
Аннотация. Освещается опыт работы экспериментальных площадок Федерального института развития образования (ФИРО) по развитию навыков толерантного общения старших дошкольников и младших школьников. Результаты экспериментальной работы имеют практико-ориентированный характер и отражают требования федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного и начального образования.
Ключевые слова: толерантное общение, эмоции, гражданская идентичность личности, практико-ориентированные материалы, старшие дошкольники, младшие школьники, ФГОС ДО.

Кавтарадзе Д.Н. Искусство управления сложными системами: обучение через игру
Аннотация. Рассматривается проблема подготовки управленцев. Описывается разработанный автором образовательный интерактивный модуль «Искусство управления сложными системами». Обучение занимает 36 аудиторных академических часов, 22 часа самостоятельной работы, 12 часов контактных встреч и охватывает ряд базовых курсов. Модуль включает психологическую поддержку принятия управленческих решений (самоотчеты, протоколы игр). Показано, что работа с имитационными управленческими системами позволяет каждому студенту и группе применить полученные теоретические знания, представления об управлении системами, персоналом в обстановке, приближенной к реальной.
Ключевые слова: имитационная модель, компетенция, сложная система, образование, модуль «Практикум по управлению моделями сложных систем».

ПОЗИЦИЯ

Плахова Л.М., Овчинникова Н.В. Управление образовательными организациями в условиях введения ФГОС: конфликт между мотивами и ресурсами
Аннотация. Представлен основанный на системно-деятельностном подходе анализ ресурсно-технологических и мотивационно-целевых проблем введения ФГОС в практику учреждений общего образования.
Ключевые слова: ФГОС, системно-деятельностный подход, ресурсно-технологические проблемы, ценностно-смысловые установки, мотивационный менеджмент, компетентность педагогических и управленческих кадров.

Тютюнникова Т.Э. Что делать: особенности внедрения ФГОС в регионах России
Аннотация. Статья в полемической форме обозначает трудности, с которыми сталкиваются реальная педагогическая практика при внедрении ФГОС дошкольного образования. В ней также указаны самые насущные и простые способы решения этих проблем.
Ключевые слова: отсутствие доверия, чрезмерный контроль, страх, проблемы ФГОС дошкольного образования.

ПОЛИТИКА В ДЕЙСТВИИ

Новикова Н.Г., Фролова С.Н. Педагогическое проектирование — технология формирования информационной компетентности младших школьников
Аннотация. Описывается опыт работы экспериментальной площадки ФГАУ «ФИРО» по разработке и внедрению материалов к учебно-методическому комплексу «Мой друг Компьютер», реализуемому в III-IV классах по модулю «Практика работы на компьютере» в рамках учебного предмета «Технология». Содержание учебно-методического комплекса направлено на формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий, развитие навыков использования информационно-коммуникационных технологий для решения социально-коммуникативных, познавательных и творческих задач в учебной и внеурочной деятельности.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, универсальные учебные действия, педагогический проект, учебно-методический комплекс.