№ 3 (73) 2016
№ 3 (73) 2016
Читайте в номере:
ГОРИЗОНТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Асмолов А.Г., Кудрявцев В.Т. Лев Выготский: зона вариативного развития
Аннотация. В текущем году российская и мировая психологическая наука отмечает 120 лет со дня рождения выдающегося отечественного ученого-психолога Л. С. Выготского. С его именем, именами его учеников и многочисленных последователей связаны не только выдающиеся психологические открытия, но и главные прорывы в современном образовании, включая дошкольное. А сами эти прорывы обязаны этим открытиям. Авторы статьи рассматривают те идеи развивающего образования, которые задали четверть века назад ключевой вектор инновационному движению в образовательной практике. Эти идеи являются детищем школы Выготского, хотя и уходят своими корнями в историю психолого-педагогической мысли. Среди них «обучение, ведущее за собой развитие», «зона ближайшего развития», «социальная ситуация развития», «ведущий тип деятельности»… Положения Л. С. Выготского и его последователей определили конструкцию ФГОСа дошкольного образования. Подчеркивается, что культурно-исторический подход Л. С. Выготского к решению фундаментальных проблем психологии человека обозначил направление преобразования социальных практик в практики человеческого развития. Прежде всего это относится к практике образования на всех его уровнях.
Ключевые слова: Л. С. Выготский, культурно-исторический подход, социокультурная среда, зона ближайшего развития (ЗБР).

ГОСУДАРЕВО ДЕЛО

Фурсенко А.А. Учитель в России перестал быть маргиналом
Ключевые слова: учитель в России, образование, ответственность, свобода, активный гражданин.

МЕТОДОЛОГИЯ

Гусельцева М.С. Образы достойного будущего в позитивной социализации детей и подростков: модели успеха
Аннотация. Цель данной статьи — обсудить роль образов будущего в позитивной социализации современных детей и подростков. Под позитивной социализацией здесь понимается комплекс культурных инструментов конструирования идентичности, социальных компетенций и гуманистических практик, включающий рефлексивную сложность, научную рациональность, навыки критического мышления, готовность к самостроительству жизненного пути и социальному активизму. Продуктом позитивной социализации являются социализированность и перспективы развития человека в том или ином типе общества. В основу статьи положена трансдисциплинарная методология опирающегося на достижения социогуманитарной постнеклассической науки культурно-аналитического подхода, с позиции которого рубеж ХХ-ХХI вв. показан как время осмысления значимости факторов культуры в социальной, политической, экономической, образовательной жизни. В постнеклассической эпистемологии на передний план анализа вышли культурные факторы и постматериалистические ценности, связанные с самоосуществлением человека, в том числе эмпирически исследуется динамика от «ценностей выживания» к «ценностям самовыражения» (международный проект World Values Survey). Научная новизна статьи обусловлена трактовкой культуры с позиции культурно-аналитического подхода в качестве сложной и разноуровневой реальности, затрагивающей разные слои идентичности человека, а также рассмотрением вопросов позитивной социализации подрастающих поколений в контексте актуальных проблем модернизации российского общества. Практическая значимость статьи определяется возможностями ее использования в образовательной политике и практике социокультурной модернизации образования. Данная статья продолжает серию публикаций о феномене культуры в качестве многослойной и разноуровневой реальности, о неочевидной, но приоритетной значимости идеи культуры и культурно-психологического анализа в образовательной политике; о роли культурных образцов и образов достойного будущего в позитивной социализации современных детей и подростков. В фокусе внимания данной статьи — модели успеха и особенности позитивной социализации детей и подростков в тех обществах, которые продуктивно осуществили трансформации в современность.
Ключевые слова: методология, культурно-аналитический подход, постматериалистические ценности, социокультурная модернизация, позитивная социализации, образы успеха, образы достойного будущего.

Марцинковская Т.Д. Профилактика экстремистских установок подростков и молодежи
Аннотация. Раскрываются основные психологические основания профилактики экстремизма в молодежной среде. Описывается влияние кардинальных трансформаций, происходящих в современном социуме, на восприятие мира и себя, характер общения между людьми и взаимодействи я между различными группами. Доказывается, что эти изменения актуализируют вопрос о социальных и личностных параметрах процесса социализации современной молодежи, ее связей с окружающим миром и окружающими взрослыми, а также ее ценностных ориентаций и идентичности. Необходимым условием психолого-педагогической работы по преодолению экстремизма должно стать развитие у подростков и юношей адекватных представлений о себе и мире, гибкой самооценки и гармоничной идентичности. Важным моментом в процессе общей социализации подростков и молодежи является формирование гражданской социализации и социализированности в основных социальных группах. Так как противодействие экстремистскому мировоззрению представляется сложным и многогранным процессом, то и программа психологической профилактики экстремизма должна быть многоаспектной и включать три блока: информационный, ценностный и поведенческий. Первый блок дает возможность расширения кругозора подростков и молодежи в самых разнообразных сферах социальной жизни. Второй, основной, блок направлен на осознание некоторых общих ценностей, объединяющих людей. Третий блок предполагает использование активных форм обучения и воспитания. Приводятся данные эмпирических исследований ценностных ориентаций школьников и студентов. Показывается, что эмоциональное отношение подростков к школе детерминируется совпадением ценностей родителей и педагогов, а социализированность в ней — совпадением ценностей учащихся и учителей. Изучение вопроса социализированности, ценностных ориентаций и экстремистских установок у студентов показало, что даже косвенная профилактика экстремизма, связанная с повышением у молодых людей уверенности в себе и своем будущем, а также с актуализацией их интереса к творчеству и своей профессиональной деятельности, существенно снижает риск появления экстремистских установок.
Ключевые слова: профилактика экстремизма, социализация, ценностные ориентации, установки, профессиональная деятельность, творчество.

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Любимов Л.Л. Образование как изменение самого себя
Аннотация. В Российской Федерации действуют новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), новый закон об образовании. В московских школах проведена огромная и сложная реорганизация образовательных организаций. Она привела к созданию многих крупных школьных комплексов (до 6 тыс. детей), включила в них детские сады, дома творчества детей, интернаты и центры для детей с оппозиционно-вызывающим расстройством (ОВР) и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), позволила создание многопрофильных структур старшей ступени, предметных кафедр, реально вывела принцип «деньги следуют за ребенком» (причем равные деньги). Вместе с тем сотни школьных комплексов в силу ряда причин оказались небольшими, без домов творчества, некоторые без детских садов. Новые нормативные акты и новые материальные оргусловия неизбежно поставили задачу развертывания новой школьной модели. Эту модель предложила для московских школ НИУ ВШЭ. Концепция школы основана на культурно-исторической, деятельностной модели Л. С. Выготского (нового ФГОС). Она акцентирует цели ФГОС в их нормативной (актуальной и верной) иерархической последовательности: 1) личностное развитие ребенка; 2) когнитивные (или внепредметные) компетенции; 3) предметные знания. Это целостная (с 18 месяцев до 17 лет) концепция развития личности, интеллекта, языка, поведенческих навыков, формирования компетенций и знания навигации в предметных полях Интернета, онлайна, дистанционного образования и СМИ, применения открытых программ, формирования образа жизни ребенка с самообучением и саморазвитием, воспитания патриотичности, гражданственности, национальной идентичности, ответственности, трудолюбия и других добродетелей. Эта концепция была принята школами, вошедшими в Университетско-школьный кластер НИУ ВШЭ — добровольное объединение десятков (сейчас свыше 50) московских школ. Концепция отвечает на вопросы «что?», «почему?» и «как?». Она втягивает школы в постепенное преобразование старой модели школы в модель Л. С. Выготского и нового ФГОС.
Ключевые слова: ФГОС, дидактическая («знаниевая») модель, деятельностная (аутентичная) модель, родители и школа, журнал «Культура. Наука. Образование», личностное и интеллектуальное развитие, когнитивные компетенции, оценивание (в частности, формативное), навигация в предметных полях Интернета, профессиональное развитие учителя, социализация, научение (learning).

ДИАГНОЗ

Собкин В.С., Рзаева Ф.Р. Наукометрические индикаторы исследований в сфере образования
Аннотация. Целью работы, выполненной в рамках исследования проблем, связанных с реформированием комплекса наук об образовании в РФ, было определение возможностей использования методов математической статистики для построения типологии публикационной активности научных организаций и вузов. В настоящей статье предпринята попытка структурного анализа публикационной активности педагогических вузов и научно-исследовательских институтов, специализирующихся в сфере образования. В качестве источника необходимой информации использовалась база данных Российского индекса научного цитирования (РИНЦ). Содержащиеся в этой базе наукометрические сведения о вузах и научно-исследовательских институтах, ориентированных на исследования в области образования, были подвергнуты специальному статистическому анализу. В качестве основного математического метода обработки данных, наряду с частотным анализом по отдельным 24 индикаторам, используется факторный анализ данных о публикационной активности организаций (педагогических вузов и НИИ) за последние пять лет (с 2011 по 2015 г.). Проанализированы данные по 63 организациям (23 из которых являются научно-исследовательскими организациями, а 40 — педагогическими вузами). В результате выделены обобщенные факторы (показатели), характеризующие публикационную активность: «публикационная активность организации» (интенсивность); «качество публикационной активности организации» (статус публикаций); «средняя публикационная активность сотрудника организации». Проведенное исследование позволило выявить существенные различия в публикационной активности вузов и НИИ, а также определить разные типы публикационных стратегий организаций на основе сочетания трех выделенных обобщенных показателей. Полученные результаты могут быть использованы для оценки эффективности публикационной активности организаций, проводящих исследования в сфере образования.
Ключевые слова: реформа наук об образовании, научные организации, вузы, РИНЦ, публикационная активность, наукометрические индикаторы, обобщенные показатели публикационной активности, факторный анализ.

Скрипкина Т.П., Ничипорюк Е.А., Алиева Э.Ф. Доверие к себе — условие профессиональной самореализации воспитателей дошкольных образовательных организаций
Аннотация. Целью работы стало изучение возможностей самореализации педагогов дошкольных образовательных организаций (ДОО). Авторы статьи исходят из концептуальных положений о том, что высокий уровень доверия к себе является гарантией способности личности к саморазвитию и самоорганизации. Теоретически выделены типы личностно-профессиональной самореализации, в основе которых лежат разные уровни выраженности доверия к себе и разная степень значимости внутренней мотивации профессиональной деятельности. Теоретический анализ позволил построить идеальную модель профессиональной самореализации педагога, включающую следующие показатели: высокий или средний уровни доверия к себе в профессиональной сфере, самоактуализации, удовлетворенность профессиональным выбором, удовлетворенность самореализацией в жизни в целом, приоритетность внутреннего мотива профессиональной деятельности. В эмпирической части исследования были использованы следующие диагностические методики: «Оценка доверия к себе» Т. П. Скрипкиной; «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир (в модификации А.А. Реана); «Удовлетворенность избранной профессией» А. А. Реана (модификация методик В. А. Ядова и Н.В. Кузьминой); «Методика исследования самоотношения» С. Р. Пантилеева; «Вопросник САМОАЛ» Н. Ф. Калины. Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что наиболее полная самореализация возможна только в случае, когда человек удовлетворен одновременно профессиональной реализацией и реализацией жизни в целом. Эмпирические результаты также подтвердили предположение о том, что составляющими профессиональной самореализации педагогов ДОО являются значимость ценности самоактуализации в профессии, высокий уровень доверия к себе и значимость внутренней мотивации профессиональной сферы. Эмпирически подтверждено, что педагоги разных типов различаются мерой доверия к себе в профессиональной сфере. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые возможности самореализации личности в профессиональной сфере рассматриваются через уровень выраженности доверия к себе. Результаты исследования позволят прогнозировать изменения личности и профессиональной деятельности педагогов, определять направления наиболее эффективного сопровождения профессионального развития педагогов и моделировать программы повышения квалификации и развития личности педагогов ДОО.
Ключевые слова: профессиональная самореализация, удовлетворенность профессиональной самореализацией, удовлетворенность жизнью в целом, доверие к себе, внутренняя мотивация, внешняя мотивация.

ПОЛИТИКА В ДЕЙСТВИИ

Деркачев П.В., Зиновьев А.К. Был ли успешен переход на эффективный контракт в организациях профессионального образования Московской области?
Аннотация. Целью исследования стало сравнение условий труда, размера заработной платы и результатов труда педагогических работников образовательных организаций, которые перешли на эффективный контракт, по сравнению с педагогическими работниками организаций, которые не перешли на эффективный контракт. Объектом исследования выступали педагогические работники 83 образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО), подведомственные Министерству образования Московской области. Для получения информации непосредственно от педагогических работников был использован метод социологического опроса. С помощью анкеты, включающей 31 вопрос, были опрошены 253 педагогических работника; из них 105 респондентов вошли в экспериментальную группу и 148 — в контрольную.
Результаты исследования показывают, что у педагогов, которые работают в организациях, перешедших на эффективный контракт, субъективная оценка собственного материального положения, ожидание будущих доходов, доверие к системе оплаты труда, оценка престижности учительской профессии выше, чем в организациях, не перешедших на эффективный контракт. Единственным параметром, который нельзя трактовать как однозначно позитивный результат, является повышение частоты оценки деятельности педагогов в организациях, внедривших эффективный контракт. Удалось также установить наличие умеренной связи между индивидуальным характером трудового договора и доверием педагогов к системе оплаты труда. Кроме того, была обнаружена умеренная связь между информированностью и доверием педагогов к системе оплаты труда.
Таким образом, можно рекомендовать внедрение эффективного контракта во всех организациях СПО Московской области, так как он положительно влияет на нематериальную мотивацию и материальное положение педагогических работников. Проведение дополнительных мероприятий по повышению информированности педагогов об эффективном контракте может привести к повышению доверия к нему.
Ключевые слова: эффективный контракт, среднее профессиональное образование, заработная плата, педагогические работники, мотивация.

МЫ И МИР

Кривцова С.В., Шапкина А.Н., Белевич А.А. Буллинг в школах мира: Австрия, Германия, Россия
Аннотация. Актуальность проблемы школьного буллинга (систематической травли одного человека в ученической среде) сохраняется и даже возрастает во многих странах мира. Это ставит перед исследователями ряд задач, начиная от четкого определения понятия буллинга и заканчивая разработкой практических рекомендаций по профилактике и противостоянию буллингу. Решение этих задач является залогом успешной борьбы с данной формой психологической травли в образовательных учреждениях. В настоящей статье основное внимание уделяется понятийной дифференциации и вопросам диагностики буллинга. Коротко описываются история возникновения понятий «моббинг» и «буллинг», а также история изучения стоящих за ними феноменов; раскрываются значение этих терминов и специфика их употребления в разных странах. Рассматривается отличие буллинга от других сходных проявлений (агрессии, насилия, виктимизации). Дается краткое описание нескольких наиболее известных на сегодняшний день исследований распространенности буллинга и их основных результатов, а также приводятся данные ОЭСР о распространенности буллинга в 27 странах мира. Дается подробная характеристика опросника «Smob», разработанного Х. Каспером (Германия), с описанием количественных критериев и выделенных на их основе двух форм буллинга (буллинг I и буллинг II). Подробно описываются исследования распространенности школьного буллинга, проведенные с использованием опросника «Smob» в ряде регионов Германии и Австрии. Статистические данные по результатам этих исследований сопоставляются по следующим пунктам: какова частота встречаемости буллинга I и буллинга II, кто осуществляет буллинг и каково число буллеров, к кому обращаются пострадавшие от буллинга, какие действия буллинга осуществляются чаще всего (приводится 10 наиболее часто встречающихся враждебных проявлений). В конце статьи представлены результаты первого в Российской Федерации исследования по выявлению степени распространения буллинга в подростковой среде, проведенного авторами статьи осенью 2015 г. в школах Московской области, в котором также использовался опросник «Smob». Анализируются особенности проведения данного мониторинга, полученные результаты сопоставляются с данными европейских коллег.
Ключевые слова: моббинг, буллинг, проявления буллинга, формы буллинга, опросник «Smob».

«РАЗУМ В ОБЩЕСТВЕ: КУЛЬТУРНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОВОРОТ» (МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕТЕВОЙ КОНГРЕСС К 120-ЛЕТИЮ Л.С. ВЫГОТСКОГО)

Иванов Вяч.Вс. О Льве Семёновиче Выготском

Методология культурно-исторического познания школы Выготского: форумы, конференции, семинары
Ключевые слова: научно-практическая конференция, приуроченная к 120-летию Л. С. Выготского, научное и педагогическое сообщество разных стран, международные научные и культурные связи, культурно-исторический подход, вариативное развивающее образование.