№ 4 (60) 2012
4 (60) 2012
Читайте в номере:
СЛОВО РЕДАКТОРА

Асмолов А.Г. Детство ради детства
Ключевые слова: детство ради детства, детоцентризм, стандарт дошкольного образования.

ГОСУДАРЕВО ДЕЛО

Болотов В.А. Психолого-педагогический факультет: общее пространство для диалога
Ключевые слова: педагогическое образование в России, психолого-педагогический факультет Красноярского государственного университета, развивающее обучение.

Ленская Е.А. Учитель в стране чудес
Ключевые слова: десятая международная конференция «Тенденции развития образования: кадры решают все?», педагогические кадры, отечественное образование, подготовка будущих учителей.

МЕТОДОЛОГИЯ

Куркин Е.Б. Процессы и среды — ресурсы образования
Аннотация. Образование как процесс передачи социального опыта является функцией социальных сред. Полноценным и качественным оно может стать только при условии реализации целей многочисленных образовательных процессов, в условиях концентрации формирующих сред, позволяющих управлять процессами. Управляемое образование — это качественное образование для каждого, что является требованием времени и общественного развития.
Ключевые слова: процессы в образовании, концентрация образовательных ресурсов, формирующие среды образования, образовательный опыт, социальная группа, территория образования.

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Митрофанов К.Г. Профессионализация профессионала: как растить учителя
Аннотация. Рассмотрены вопросы становления учителя как профессионала. Проанализированы особенности учительской профессии и выделены этапы профессионального (карьерного) развития педагога. Обозначены критерии профессионализма, признаки зрелости профессий. Обсуждаются категория «профессиональное развитие», понятие «профессиональный возраст», способы планирования и реализации педагогических действий. Автором разработана матрица профессионализма учителя, в которую вписывается большинство задач, решаемых им в процессе педагогической деятельности. Кратко представлены специальные программы для разных групп учителей.
Ключевые слова: профессионализация учителя, карьера учителя, учительская профессия, образование, стандарты профессионального мастерства.

Решетникова О.А. Что мешает эффективной оценке учебных достижений
Аннотация. Рассмотрены проблемы организации массовых оценочных процедур в системе оценки качества образования, факторы влияния на эффективность их проведения. Даны определения и выделены основные группы нарушений, раскрыты их особенности и причины возникновения. Обозначены основные пути решения проблем, связанных с нарушениями процедур оценивания. Ключевые слова: система образования, система оценки качества образования, процедуры оценивания, деловая репутация, нарушения.

Авдеева С.М. О подходах к оценке информационно-коммуникационной
компетентности выпускников основной школы

Аннотация. Рассматривается модель информационно-коммуникационной компетентности, в основу которой положены семь когнитивных навыков работы с информацией. Описываются процесс тестирования ИК-компетентности, процедуры разработки тестовых заданий и обработки результатов тестирования, а также некоторые обобщенные результаты тестирования в школах нескольких регионов РФ, полученные с помощью данного инструмента. Показано, что уровень ИК-компетентности учащегося в большей степени определяется наличием интеллектуальной среды в семье, чем факторами ее материального благополучия.
Ключевые слова: информационно-коммуникационная компетентность (ИК-компетентность), компетентностная модель решения информационных задач, тестовые задания.

ИНОВАЦИИ

Балыхина Т.М., Балыхин М. Г. Инновационный характер метода самонаправляемого обучения
Аннотация. Излагаются основные характеристики метода самонаправляемого обучения. Описываются свойства и преимущества электронного самонаправляемого обучения. На основе модуля «Школа русской фонетики» обозначен перечень компонентов, встроенных в самонаправляемое обучение.
Ключевые слова: самонаправляемое обучение, обучение русскому языку, электронное самообразование.

ЛЕТОПИСЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Смирнова-Сеславинская М.В. Цыганский язык в рамках языковой образовательной политики России XIX—XXI вв.
Аннотация. На основе комплекса материалов по языковой образовательной политике России XIX—XXI вв. делается попытка осмысления истории и проблематики цыганско-русского двуязычия в образовании. Показаны преемственность и динамика языковой образовательной политики РФ и социальные и экономические механизмы, определяющие реализацию законодательства в области школьного двуязычия. На примере проблем развития цыганско-русского двуязычия в школе рассматривается необходимость выделения вспомогательного языка как особого учебного статуса.
Ключевые слова: языковая образовательная политика, цыганский язык, двуязычие в образовании, устный язык, младописьменный язык, статус языка, учебный статус языка, вспомогательный язык.

ТЕХНОЛОГИИ

Терещенко И.Г., Гусев А. И., Гусева А. В. Медиация в школе: история развития технологии
в южных регионах Украины (из опыта работы Одесской областной группы медиации)
Аннотация. В статье обобщен многолетний опыт сотрудников Одесской областной группы медиации (ООГМ) по развитию школьной медиации в южных регионах Украины. Рассмотрены этапы развития, различные техники и программы медиации в школе. Рассказано о семинарах, проходивших в рамках этих программ.
Ключевые слова: медиация в школе, медиация ровесников, история развития медиации, школьные психологи.

ПОЛИТИКА В ДЕЙСТВИИ

Прохорова С.Ю. Традиции регионального образования: выставка-ярмарка инновационных образовательных проектов
Аннотация. Рассматривается опыт Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования по организации и проведению выставки-ярмарки инновационных образовательных проектов. Обозначены цели и задачи проведения подобных мероприятий.
Ключевые слова: инновации, педагогические инновации, инновационный образовательный проект.

БЕССМЕРТНЫЕ

Шувалов А.В. Народный печальник
Аннотация. Статья посвящена психопатологическому анализу личности швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци. Деятельность Песталоцци рассматривается с патографической позиции, исследуется влияние психических расстройств ученого на его деятельность.
Ключевые слова: Песталоцци, патография, педагогическая деятельность, психические расстройства.