№ 4 (66) 2014
№ 4 (66) 2014
Читайте в номере:
СЛОВО РЕДАКТОРА

Асмолов А.Г. Граждане или подданные: государственная идеология воспитания Ключевые слова: воспитание, гражданское общество, свобода, культура, достоинство.

ГОСУДАРЕВО ДЕЛО

Какими качествами должен обладать современный учитель
Ключевые слова: качества современного учителя, подготовка учителей в педвузах, привлечение выпускников педвузов на работу в школу

Кравцов С.С. Об итогах проведения ЕГЭ в 2014 г.
Аннотация. Описано, как в 2014 г. была решена задача обеспечить проведение ЕГЭ максимально честно и объективно. Представлены данные о результатах ЕГЭ 2014 г. по конкретным предметам в сравнении с данными 2009 и 2013 гг. Обозначены меры, необходимые для совершенствования преподавания в школах отдельных предметов, а также для проведения ЕГЭ в 2015 г.
Ключевые слова: образование, итоги проведения ЕГЭ в 2014 г., контрольно- измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ.

МЕТОДОЛОГИЯ

Уваров А.Ю. Об описании компетенций XXI в.
Аннотация. Формирование у выпускников школы компетенций XXI в. заявлено во многих странах в качестве ориентира национальных программ развития образования. Вместе с тем описания этих компетенций зачастую сильно разнятся. Значимым шагом на пути согласования описаний стала модель KSAVE, которая была разработана в рамках продолжающегося сегодня международного проекта ATC21S. Статья содержит краткое описание компетенций XXI в., которое предлагают авторы данной модели, а также предпринятого в рамках проекта демонстрационного оценивания компетентности учащихся в области ИКТ.
Ключевые слова: компетентностный подход, описание компетенций, компетенции ХХI в., проект ATC21S, модель KSAVE.

Кравцова Е.Е., Максимов А.А. Чему мешает и чему помогает игра
Аннотация. Рассматривается проблема компьютерно-игровой зависимости с позиции культурно-исторического подхода к общей теории игры. Описываются критерии игровой деятельности, условия и особенности ее становления, а также роль игры в жизни человека. Авторы показывают, что люди, зависимые от компьютерных игр, не умеют полноценно играть в психологическом смысле этого слова. По мнению авторов, эта неспособность зависимых играть является, с одной стороны, причиной реализации ими на компьютере деятельности, не имеющей к игре никакого отношения, а с другой — причиной возникновения у них компьютерно-игровой зависимости.
Ключевые слова: игровая деятельность, компьютерно-игровая зависимость, культурно-исторический подход, критерии игры, виды игры, мотивы игры.

Арон И.С. Понятие «социальная ситуация развития» и проблемы профессионального самоопределения личности
Аннотация. Анализируются методологические возможности предложенного Л. С. Выготским понятия «социальная ситуация развития» в изучении различных аспектов проблемы профессионального самоопределения. Методологическую ценность указанного понятия автор статьи усматривает в том, что в нем сконцентрированы основные принципы методологических подходов, представленных в науках о человеке, — системного, динамического, деятельностного, человекоцентрического, акмеологического. На основании теоретического анализа понятия «социальная ситуация развития», а также результатов собственных экспериментальных исследований автор обозначает источники и детерминанты профессионального самоопределения, определяет их психологическое содержание и структуру, а также критерии эффективности данного процесса.
Ключевые слова: социальная ситуация развития, профессиональное самоопределение личности.

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
Аннотация. Проект «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» разработан по поручению Минобрнауки Р Ф в рамках Плана первоочередных мероприятий Правительства Р Ф по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей. В разработке документа принимают участие известные государственные и общественные деятели, ученые, работники образования и культуры, депутаты Госдумы Р Ф, члены Совета Федерации, специалисты заинтересованных министерств и ведомств, а также руководители или представители целого ряда педагогических, научных, родительских и других общественных объединений и сообществ, средств массовой информации.
Ключевые слова: проект «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года», государственная политика в области воспитания детей, формирование российской идентичности подрастающего поколения.

Загладина Х.Т. Волонтерство и реализация социального потенциала детей и молодежи в контексте российской образовательной политики
Аннотация. Волонтерство — социально значимый феномен российского образования, позволяющий рассматривать добровольчество как эффективный ресурс успешной социализации детей и молодежи, инструмент укрепления гражданского общества, инновационного и модернизационного развития страны. Автор отмечает значительное влияние волонтерства на личностное и профессиональное самоопределение, возможности его противодействия возникновению деструктивных по отношению к современному обществу и государству тенденций в молодежной среде.
Ключевые слова: волонтерство, дети, подростки, молодежь, самореализация, самоактуализация, инициатива, социализация, добровольческие практики, гражданское общество.

Чеснокова О.Б., Мартиросова Ю.В. Готов ли ребенок к конфликту интересов в современном мире?
Аннотация. Статья посвящена изучению влияния уровня развития социального интеллекта в младшем школьном и младшем подростковом возрасте на характер взаимодействия детей в ситуации индуцированного конфликта интересов. Такая ситуация была смоделирована в специально созданной экспериментальной ситуации в форме кооперативно-конкурентной игры. В исследовании были выявлены особенности стратегии взаимодействия и предпочтение использования стилей взаимодействия с партнером в двух возрастных группах в зависимости от уровня развития социального интеллекта и способности манипулировать поведением партнеров.
Ключевые слова: социальный интеллект, конфликт интересов, ситуации с ограниченными ресурсами, кооперация, конкуренция, стратегия взаимодействия, стиль взаимодействия.

ИННОВАЦИИ

Степанов С.Ю. Одаривающая педагогика сотворчества в действии
Аннотация. Рассматриваются психолого-педагогические концептуальные основания одаривающей педагогики сотворчества, сформировавшейся на базе фундаментальных отечественных работ в сфере человекознания, а также опыт применения сотворческого подхода в образовательной практике современной школы. Отличительной особенностью данного подхода является последовательная реализация гуманной аксиологии и рефлексивной методологии в решении ключевых и наиболее злободневных образовательных проблем: демотивации учения, ухудшения здоровья детей, виртуализации детства и др.
Ключевые слова: одаривающая педагогика сотворчества, педагогика сотрудничества, талант и одаренность, зона ближайшего и отдаленного развития, взаиморазвитие учителя и ученика, здоровьесозидающая образовательная среда, рефлексивные практики сотворчества, интегрированная электронно-информационная система управления функционированием и развитием школы.

ПОЗИЦИЯ

Балыхин Г.А., Эркенов А.Ч., Бердашкевич А.П. О государственном управлении в системе образования
Аннотация. Рассмотрены основные источники формирования федерального законодательства в области образования, которые могут выступить в роли «точек роста» для подготовки федерального закона об образовании третьего поколения.
Ключевые слова: государственное управление в системе образования, федеральный закон об образовании

Никуличева Н.В. Сопротивление дистанционному обучению как педагогическая проблема для руководителя
Аннотация. Внедрение дистанционного обучения в образовательную организацию зачастую сопровождается рядом типичных проблем, которые могут значительно осложнить процесс. Руководителю организации требуется немало усилий, чтобы преодолеть эти проблемы и обучить педагогический коллектив методике дистанционного обучения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционный курс, методика дистанционного обучения, качество дистанционного обучения, проблемы при дистанционном обучении.

Пастернак Н.А. Цена успеха
Аннотация. Поднимается вопрос об учебных перегрузках, которые испытывают в начальной школе как неуспевающие ученики, так и отличники. Показывается, что именно для этих детей обучение в школе может стать мощным психотравмирующим фактором. Ставится вопрос о том, что школа сегодня «учит, но не воспитывает»; школа сегодня заинтересована преимущественно в академических успехах, которые демонстрируют ее учащиеся.
Ключевые слова: группа риска, психическая устойчивость, учебные перегрузки, воспитание в школе.

ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА

Концепция образования лиц с расстройствами аутистического
спектра (проект)


Белявский Б.В., Морозов С.А. О развитии образования лиц с расстройствами аутистического спектра в России
Аннотация. Рассмотрено образование лиц с расстройствами аутистического спектра (РАС) в России в историческом аспекте и в настоящее время. Проанализированы специфические особенности образования лиц с РАС, связанные с ними основные трудности развития этого направления образования, предложены возможные пути его развития с учетом организационных, методических, экономических и морально-нравственных аспектов.
Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, образование, инклюзия.

МЫ И МИР

Корнильцева И.В. Русский язык и культура в Польше сегодня
Аннотация. Изучение русского языка как иностранного (РКИ) в Европе переживало разные периоды активности. Последнее десятилетие в Польше можно назвать «ренессансом» РКИ. Но это не повторение уже пройденного, а совершенно новый виток в развитии как методики преподавания языка, так и форм популяризации русской культуры. Сегодня Польша является одним из самых активных «разработчиков» инновационных подходов к РКИ и передает свой опыт коллегам из других стран, участвуя в европейском проекте «E-toile» в рамках программы Грундтвиг (обучение для взрослых).
Ключевые слова: русский язык как иностранный, русская культура, обучение взрослых, европейский проект, европейский опыт.