№ 4 (70) 2015
№ 4 (70) 2015
Читайте в номере:
СЛОВО РЕДАКТОРА

Асмолов А.Г. Этюды оптимизма: ценностные горизонты гуманистической педагогики
Ключевые слова: гуманистическая педагогика, гуманистика, культура достоинства.

ГОСУДАРЕВО ДЕЛО

Ливанов Д.В. Новая школа: программа строительства
Аннотация. Данный текст представляет собой доклад министра образования и науки РФ, прозвучавший 10 ноября 2015 г. на селекторном совещании о программе «Содействие созданию в субъектах Российской Федерации новых мест в общеобразовательных организациях» на 2016−2025 гг., проведенном председателем Правительства Р Ф Д. А. Медведевым. В докладе обсуждались программа ликвидации сменного обучения, вопросы создания мест для учащихся в первую смену, строительства новых школьных зданий.
Ключевые слова: новые образовательные стандарты, создание мест для учащихся в первую смену, программа ликвидации сменного обучения, новые проекты школьных зданий.

МЕТОДОЛОГИЯ

Гусельцева М.С. Образы достойного будущего как фактор позитивной социализации детей и подростков: идея гуманизма
Аннотация. Рубеж ХХ-ХХI вв. стал временем осознания значимости роли культуры в социальной, политической, экономической, образовательной жизни. В постнеклассической эпистемологии на передний план анализа вышли культурные факторы и постматериалистические ценности, связанные с самоосуществлением человека. Данная статья продолжает серию публикаций о феномене культуры в качестве многоликой и разноуровневой реальности, о неочевидной, но приоритетной значимости идеи культуры и культурно-психологического анализа в образовательной политике, о роли культурных образцов и образов достойного будущего в позитивной социализации современных детей и подростков. В фокусе внимания данной статьи — идея гуманизма и ее роль в становлении идентичности современного человека.
Ключевые слова: методология, культурно-аналитический подход, постматериалистические ценности, идея культуры, социокультурная модернизация образования, дегуманизация и гуманизм.

Фрумин И.Д. Образовательные практики взросления
Аннотация. В статье кратко рассматривается вопрос конструирования специальных образовательных практик, которые бы могли сопровождать, процесс взросления учеников. Ответ на этот вопрос автор ищет в ряде эмпирических исследований, позволяющих понять, какой смысл имеет понятие «взросление» для детей и подростков. В заключение делается вывод о том, что современные образовательные системы редко позволяют обучающимся проявлять себя как взрослых, это требует изменений и проектирования специальных механизмов, дающих возможность детям, подросткам и студентам проявлять свою инициативу и ответственность.
Ключевые слова: взросление, образовательные траектории, профессиональные траектории, образовательное пространство.

Цирульников А.М. Поучающее бытие
Аннотация. В статье освещаются идеи и темы, связанные с решением проблем «обычной необычной школы» села. В их числе «поучающее бытие», второе издание «неперспективной деревни», Интернет/интернат, обучение без классно-урочной системы, культурные центры сельской местности, модели сельских школ, школа выездная и невыездная, очно-заочные школы и центры работы с сельскими школьниками, полезные методики — средства выживания, облагораживающие факторы, архивы, аграрное образование, всемирная сельская школа, дружба сельской школы и городской, сценарий успеха деревни и др. Показывается, что сельская школа становится интересной, если перестает копировать город.
Ключевые слова: школа из жизни, положительные альтернативы, кооперация, сообщество, обычная школа, идеи и темы, факторы успеха.

ДИАГНОЗ

Абанкина И.В. Динамика расходов семей на дошкольное образование, присмотр и уход
Аннотация. Рассматриваются вопросы обеспечения доступности качественного образования, что позволяет создать благоприятные условия для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и групп населения. В статье представлены оценки расходов семей на дошкольное образование, услуги по присмотру и уходу, полученные на основе данных мониторинга экономики образования, проведенного в 2015 г. НИУ Высшая школа экономики совместно с Аналитическим центром Юрия Левады. Основное внимание уделено сопоставлению родительской платы в государственных (муниципальных) и частных детских садах. Глубокая дифференциация расходов семей порождает неравенство доступа к дошкольному образованию, услугам по присмотру и уходу, особенно на этапе раннего развития. Семьи сегодня признают значимость дошкольного образования как первого уровня образования и разделяют ответственность за воспитание и обучение детей с дошкольными образовательными организациями. Это отражает рост доверия к дошкольным учреждениям, их профессионализму и качеству.
Ключевые слова: дошкольное образование, присмотр и уход, компенсация родительской платы, дополнительные занятия.

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Гуманистическая педагогика: XXI век
Аннотация. Авторы своеобразного манифеста гуманистической педагогики — педагогики достоинства — предлагают учителям, родителям, всем гражданам, заинтересованным в развитии образования, альтернативный образ будущего школы, расширяют представление о том, куда она может развиваться. Они уверены, что общество способно двигаться вперед, только опираясь на веру в человека, на культуру достоинства.
Ключевые слова: гуманистическая педагогика, образовательная политика, педагогика сотрудничества, многообразие как норма жизни, массовое персональное образование.

Леонтьев Д.А. Педагогика здравого смысла: гуманистическая философия образования А.А. Леонтьева
Аннотация. Статья содержит анализ психолого-педагогического наследия А. А. Леонтьева (1936−2004). В последние годы жизни одним из главных направлений его работы были разработка новой философии образования и внедрение этих идей в практику работы образовательной системы «Школа 2100». В статье систематизированы взгляды ученого на общие и частные проблемы образования, рассмотрена их преемственность с современными концепциями развивающего обучения и гуманистическими традициями российской педагогической мысли.
Ключевые слова: образование, воспитание, А. А. Леонтьев, «Школа 2100», развивающее обучение, личность, деятельность, общение.

ИННОВАЦИИ

Майер А.А. Теоретические и прикладные аспекты проектирования стажировочных площадок в дошкольном образовании
Аннотация. Представлены исходные предпосылки, источники и подходы к проектированию деятельности стажировочных площадок в дошкольном образовании. С позиций анализа опыта деятельности стажировочных площадок федерального, регионального и муниципального уровней определены направления и содержание деятельности стажировочной площадки по сопровождению внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в Московской области. Определен механизм структурирования и запуска стажировочной площадки по созданию ресурсного центра повышения квалификации педагогов дошкольного образования в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
Ключевые слова: стажировочная площадка, повышение квалификации педагогов, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).

ПОЗИЦИЯ

Куркин Е.Б. Самотворение личности: социальная среда и педагогическое стимулирование
Аннотация. Новый стандарт ввел в ранг официального понятие личностных результатов в образовании и тем самым легализовал давно назревшую проблему многокомпонентности современного содержания образования. Речь идет о том, что во времена перемен, которые переживает цивилизация, человек — субъект потенциальной активности — обладает такими возможностями по преобразованию сред, которые создают угрозу существования не только собственной цивилизации, но и вообще жизни на Земле. Поэтому решающее значение приобретают его личностные качества, прежде всего способность к взаимопониманию, взаимодействию и способность противостоять реальным угрозам человечеству и планете.
Ключевые слова: индивид, личность, образцы достойного будущего, личностные результаты, менталитет, конкурентность личности, групповая организация, социальное управление.

ПОЛИТИКА В ДЕЙСТВИИ

Ривкин Е.Ю. Всероссийская олимпиада школьников: проблемы и возможности
Аннотация. Рассматриваются проблемы проведения образовательными организациями всероссийской олимпиады школьников и возможности использования ее результатов для анализа профессиональной деятельности педагогов и общеобразовательных организаций. Предлагается шаблон анализа результатов всех этапов олимпиады.
Ключевые слова: всероссийская олимпиада школьников, подготовка школьников к олимпиадам, аттестация руководителей школы и педагогов.

Арсеньева Т.Н., Загладина Х.Т., Кондракова Э.Д. Служить другим, чтобы найти себя (волонтерство и поступление в вуз)
Аннотация. Представлен практический опыт по реализации волонтерских проектов. Подчеркнуто значение добровольческой активности молодежи для перспектив развития российского общества, показаны формы вовлечения в добровольчество и его влияние на самоидентификацию и развитие личностных качеств молодого человека. Раскрывается роль государственной политики в поддержке добровольчества в сфере образования, в том числе при учете индивидуальных достижений поступающих в вузы страны.
Ключевые слова: волонтерство (добровольчество), волонтерский проект, базовые компетенции школьников, солидарные действия, взаимодействие, сотрудничество, гражданская активность, самоорганизация, самореализация, социальные практики, некоммерческие организации (НКО), Интернет-волонтерство, общественно полезная деятельность, индивидуальные достижения.

МЫ И МИР

Фтенакис В.Е. Необходимость перемен: раннее образование в современном мире
Аннотация. Рассматриваются тенденции и проблемы развития раннего и дошкольного образования в зарубежных странах в контексте глобальных вызовов современной цивилизации. Автор утверждает, что в этом контексте необходим пересмотр всей архитектоники образовательного процесса, и привлекает для обоснования своего тезиса данные междисциплинарных исследований проблем детей и детства. Он рассказывает о предпринимаемых в разных странах попытках интегрировать раннее и дошкольное образование в общую систему образования путем создания рамочных программ — национальных куррикулумов. Особое значение при этом он придает проблеме несправедливости в образовании, источником которой, по его убеждению, являются присущие (имманентные) самой системе образования структуры, искусственно усиливающие имеющееся неравенство. Автор выдвигает тезис о том, что решить эту проблему можно только путем разработки программ «второго поколения», в основу которых должна быть положена социально-конструктивистская интерактивная модель образования Л. С. Выготского. Согласно этой модели образование понимается как с самого начала социальный процесс, включенный в социокультурные взаимосвязи, что делает необходимым сетевое взаимодействие всех институтов, имеющих дело с детьми, и прежде всего семью. В заключение автор дает характеристики таких программ на примере проектов, реализованных под его руководством в ряде земель Германии.
Ключевые слова: образовательная политика, образовательные программы, образовательные системы, психология развития, нейрофизиология развития, социальная справедливость, конструктивизм, социальный конструктивизм, образовательные программы второго поколения.

Зоц В.Н. Школа как ресурс «культуры мира»
Аннотация. Обсуждается тема ценностных приоритетов в содержании гуманитарной составляющей школьного образования и воспитательной работы в школах. Рассматривается проблема ответственности школы за те ценности и процессы, которые формируются в обществе, анализируются документы ООН, в которых сформулированы направления реализации концепции «Культура мира».
Ключевые слова: культура мира, образование, школа и политика.

Аннотации на английском языке

Указатель статей, опубликованных в журнале «Образовательная политика» в 2015 г.