СЛОВО РЕДАКТОРА Асмолов А.Г. Гонки за будущим: …и вот наступило потом Ключевые слова: образование в XXI в., эффекты прогнозирования как конструирования будущего, образ будущего, адаптивные модели практики образования.
ДИАГНОЗ Гороховатский Л.Ю. Концепция экспертной результативности как основа психологического сопровождения подготовки государственных и муниципальных служащих
Аннотация. Цель статьи — поиск возможного решения актуальной для системы государственного управления проблемы кадрового голода. Используя метод теоретического анализа, автор показывает, что в органах исполнительной государственной власти, равно как и в органах местного самоуправления, в Российской Федерации сегодня наблюдается острая нехватка специалистов, в полном объеме отвечающих предъявляемым к ним требованиям (как в сугубо формальном аспекте квалификационного соответствия, так и в аспекте личностного соответствия ценностям, целям и методам государственной службы). Отмечается, что данный дисбаланс имеет место даже с учетом того, что количество специалистов, имеющих высшее образование по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», весьма велико и должно компенсировать имеющийся голод. Затронутые в статье вопросы до настоящего времени не получили целостного научного осмысления ни на междисциплинарном уровне, ни на частнонаучном. В этой связи автор рассматривает феномен кадрового голода с позиции практической психологии образования. Проведенный им анализ дает возможность посмотреть на исследуемое явление как на следствие недостаточного уровня развития профессионально важных качеств (ПВК) личности специалистов в области государственного и муниципального управления. В качестве возможного инновационного решения поднятой проблемы предложена разработка компетентностных тренингов ПВК личности для будущих чиновников на основе концепции экспертной результативности (Expert Performance Approach). По мнению автора, применение данной концепции в предлагаемом в настоящей работе контексте составляет элемент научной новизны и видится перспективным направлением как для экспериментально-теоретических исследований, так и для прикладных разработок (конкретных практических тренинговых технологий).
Ключевые слова: государственная служба, кадровый голод, эффективность государственных служащих, концепция экспертной результативности, выдающаяся продуктивность, целенаправленная практика.
Хузеева Г.Р. Динамика развития идентичности у детей младшего школьного возраста
Аннотация. Приводятся данные эмпирического исследования, направленного на изучение динамики развития идентичности у детей младшего школьного возраста. Показано, что на протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения в содержании идентичности ребенка. Наличие в структуре идентичности представлений о себе как субъекте деятельности и идентификации себя с широкими социальными категориями может выступать прогностическим показателем успешной социализации и успешного личностного развития у детей 10−11 лет.
Ключевые слова: личность младшего школьника, содержание идентичности детей младшего школьного возраста.
МЕТОДОЛОГИЯ Ясвин В.А. Стандарт социального качества общего образования: опыт разработки и внедрения
Аннотация. Представлен проект концепции Московского стандарта качества образования как инновационного механизма государственно-общественного управления социальным качеством системы образования. Стандарт представляет собой эталон (норматив, ориентир) организации условий и возможностей обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а также ожидаемого уровня результатов образовательной деятельности. Назначением Стандарта является определение приоритетов и стратегических ориентиров организации и развития образовательной деятельности в системе общего образования. Стандарт носит социальный характер, поскольку устанавливает основные параметры и критерии оценки социального качества образовательной деятельности, не дублируя при этом Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) и другие нормативные положения, регламентирующие образовательную деятельность, а расширяя сферу ее государственно-общественного регулирования.
Стандарт ориентирует общеобразовательные организации на более эффективное использование регионального социокультурного потенциала в процессе образовательной деятельности и опирается на следующие основополагающие методологические принципы: социальная направленность, гуманистическая направленность, универсальность, конструктивность, целостность, дифференцированность, открытость, объективность, добровольность сертификации, коллегиальность, динамичность.
Стандарт включает четыре взаимосвязанных и взаимодополняющих структурных блока: качество образовательных условий, качество образовательных возможностей, качество образовательных результатов и качество социальных результатов образования, — а также комплекс индикаторов и критериев качества общего образования, отражающих качество указанных структурных компонентов.
Основными инструментами реализации Стандарта являются мониторинг социального качества образования, сертификация качества образования, конкурсы социального качества образования.
Системным результатом реализации Стандарта должно стать понимание профессиональной и широкой общественностью качества образования как важнейшего компонента качества жизни. Если в настоящее время качество образования связывается преимущественно с качеством образовательных результатов и образовательных условий, то Стандарт включает в эту сферу также качество социальных результатов образования и образовательных возможностей, предоставляемых каждому учащемуся для его личностного развития и дальнейшего социально-профессионального самоопределения. Результаты реализации Стандарта носят социальный, социально-экономический и организационно-педагогический характер.
Ключевые слова: социальное качество образования, стандарт качества образования, государственно-общественное управление образованием, рейтинг школ, критерии, индикаторы, образовательные условия, образовательные возможности, социальные эффекты образования.
Мальцева А.П. Социальное доверие и системы управления образованием: проблема взаимообусловленности институтов
Аннотация. В статье ставится проблема снижения уровня социального доверия в российской системе образования в условиях увеличения количества правил, объемов и видов контроля. Выcказывается предположение о том, что система образования может стать посредником между утратившими доверие друг к другу социальными агентами и институтами, предложен путь выхода из проблемной ситуации через изменение управленческой модели и новую идентичность педагогического сообщества.
Автор предлагает определять доверие как высокоценный ресурс, необходимый для взаимодействия незнакомых людей в ситуациях неопределенности. Благодаря социальному доверию происходит накопление социального капитала — позитивного опыта общественно полезного взаимодействия прежде незнакомых людей.
Автор видит в доверии высокоэффективный ресурс, необходимый для всех видов взаимодействия между людьми в современном мире, а проблемы доверия рассматривает на примере российской системы образования, поскольку в школе, по мнению автора статьи, возможно создание благоприятных сред для взращивания/практикования социального доверия. Автор при этом использует междисциплинарный подход, когда проблема ставится и рассматривается в системе различных, но взаимозависимых перспектив.
На обсуждение выносится следующее утверждение: требуя от преподавательского сообщества творчества и инноваций, руководители сферы применяют управленческие модели, ведущие к разрушению доверия — главного условия создания инновационной среды, участники которой стремятся работать творчески. Автор аргументирует свою мысль о том, что отечественным руководителям нужно осваивать искусство управления, не ущемляющее достоинство подчиненных и не парализующее их творческое отношение к работе. Утверждается также, что система образования, с одной стороны, страдает от происходящего в стране в целом (истончение социальной ткани, атомизация, падение уровня социального доверия в целом и возрастание недоверия в виде ужесточения и установления тотального контроля над работниками бюджетной сферы со стороны государства), а с другой — способна запустить «процесс выздоровления» и управлять им, поскольку располагает реальными возможностями и средствами распространения доверительных практик, может обучать доверию.
Ключевые слова: доверие, доверие спонтанное и генерализованное, «налоги» недоверия, «дивиденды» доверия, институализация доверия, институализация недоверия.
ПОЗИЦИЯ Кожевникова М.Н. Автономия учителей
Аннотация. Эффективность реформ в педагогическом образовании и в системе образования в целом зависит от понимания учителя в его (ее) педагогической деятельности со стороны теоретиков и политиков образования. Автор статьи ставит целью поднять проблему, казалось бы, очевидную, однако ускользнувшую от осмысления в теории и политике образования: отсутствие автономии учителя. Методология и методики исследования, сделанного с позиций философии образования, подразумевают обращение к критической теории, социально-философский и общефилософский анализ, а также включенное наблюдение и анализ письменных материалов — эссе педагогов.
В ходе описанного в статье исследования было прежде всего выявлено значение проблемы автономии учителей. Были раскрыты причины отсутствия этой автономии, которые связаны с «инструментальным разумом» и «менеджеристской парадигмой». Выяснена возможность и обоснована необходимость автономии учителя. Последняя представлена как подразумеваемая концептуальными основаниями современной педагогической модели. Применительно к вопросу о возможности автономии учителя в результате сделанного анализа были выявлены внешние условия автономии учителя (особый тип управления; процедуры оценивания; отношение к учителям в обществе, — и в связи с последним была подвергнута критике концепция «образования как услуги»), а также внутренние условия (профессиональная способность; самосознание учителя; педагогическая рефлексия).
Практическая значимость исследования исходит из предлагаемых решений проблемы отсутствия автономии учителя: это обоснованные автором разные формы «обучающегося педагогического сообщества»; особая модель педагогического образования; концепция «философии учителя».
Само введение проблематики автономии учителей в сферу философии образования отличается научной новизной (как на отечественном, так и на международном уровне). Кроме того, исследование вводит в научный оборот гипотезу о противостоянии «менеджеристской» и «собственно гуманитарной» парадигм. Также новизну представляет авторская концепция «учительской философии образования».
Ключевые слова: философия образования, автономия, «менеджеристская парадигма», синергетическая модель управления, субъектность, процедуры оценивания, педагогическое образование, «обучающееся сообщество».
Куркин Е.Б. Что может спасти образование и нацию? Аннотация. Предлагаемая вниманию читателей статья научно-публицистического характера обращается к проблемам устойчивого развития нации и государства, которые во многом зависят от состояния систем массового общего образования. В этом можно убедиться на примерах Российской истории, когда практически неграмотная в массе своей империя вступала в эпоху индустриализации, требовавшей не просто грамотности, а определенного уровня образования. В развитых странах на это уходило несколько столетий. Некачественное массовое начальное образование стало одной из причин, не позволивших в столь сжатые сроки последней трети XIX в. сформироваться кластеру населения, заинтересованному в развитии государства, способному отстаивать его интересы. Это лишило общественную структуру государства необходимой для эпохи перемен устойчивости. Последствия этого краха, череда преследующих нацию драматических событий наша страна переживает до сих пор в виде культурной травмы, а также ее последствий. Сегодня образование находится в тупике, связанном с кризисом существующей индустриальной модели, остановившейся в своем развитии и не соответствующей даже собственным критериям качества, что создает опасную ситуацию недообразованности подрастающих поколений. В этих условиях среди работников образования и, что особенно опасно, управляющих структур и органов управления высказываются мнения о необходимости возврата к традициям устаревшей модели, что абсурдно по самой сути, так как мы еще никуда от них не уходили. Значение и роль общего образования в становлении и развитии общества и государства систематически недооцениваются, и это происходит потому, что его проблемы требуют профессионализма и внимания. По мнению автора, переход к соответствующей времени постиндустриальной модели и выход из тупика заключаются в нацеленности систем на социальную реконструкцию, позволяющую избавиться от последствий культурной травмы, и в возрождении в России активных слоев населения — среднего класса. Это можно сделать, если образование станет национальной идеей и получит понимание и поддержку населения и правящей элиты. Такая работа, по сути своей — мегапроект, предполагает создание многопрофильного научно-практического коллектива, способного обеспечить трансформацию содержания, проектирование новых технологий, разработку проектов институтов общего образования нового типа, а также прямое обеспечение внедрения собственных разработок в территориальные системы образования и обеспечение их существования в условиях конкуренции с существующими традиционными территориальными системами. Статья рассчитана на внимание со стороны органов управления образованием, а также широкой педагогической общественности.
Ключевые слова: имперское образование, устойчивое развитие, технократизм в образовании, школа всеобуча, советский технократизм, постиндустриальное общество, культурная травма, продуктивное образование, средний класс
ИННОВАЦИИ Соловьева И.Л. Роль русского жестового языка в профессиональном самоопределении глухого обучающегося
Аннотация. В настоящее время гражданское общество трансформировало отношение к лицам с инвалидностью (О.Н. Смолин и другие) с позиции покровительства на позицию достоинства. Эта трансформация привела как к улучшению качества жизни этой части человечества, так и к пониманию необходимости самореализации каждого из них по собственному социальному сценарию. На этой основе специальная педагогика формирует, совершенствует и реализует системную педагогическую помощь обучающимся с инвалидностью в достижении их максимального личностного развития.
Предметом научно-педагогического познания в специальной педагогике является социальная и педагогическая ситуация человека, имеющего нарушение слуха и связанные с ним функциональные нарушения в психической сфере, ограничивающие познавательные, коммуникативные, социальные сферы его человеческой активности. Проблема глухого человека исследуется на протяжении всего периода его жизнедеятельности, во всей его целостности, в органичном сочетании сильных и слабых его сторон, актуальных и потенциальных возможностей с позиции его главного ограничения: общения, приема и переработки информации (В.И. Лубовский).
Методология социокультурной концепции глухоты (Л.С. Выготский, Г. Л. Зайцева, Т. В. Розанова и другие) позволяет воспринимать личность человека с нарушениями слуха не как ущербного, а как человека, имеющего равные права на обеспечение его информацией на доступном ему русском жестовом языке (РЖЯ). Обеспечение информационной доступности позволяет глухому человеку самому реализовать свое право на образование, выбор профессии, будущее трудоустройство, достойную рекреацию (спорт, культура, искусство).
В статье впервые рассмотрены организация, содержание и проведение профессиональной ориентационной деятельности в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с нарушениями слуха, роль и место РЖЯ в этой деятельности, ее значимость в профессиональном самоопределении глухих и слабослышащих обучающихся с позиции максимального приближения к их жизнедеятельности, отражения их личных интересов, предпочтений, бикультуры, обеспечения доступности всех ступеней общего и профессионального образования.
Ключевые слова: обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, профессиональное самоопределение, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями слуха.
ТЕХНОЛОГИИ Блинов В.И., Глазунов А.Т. Учебно-методические объединения СПО: программа на завтра
Аннотация. Статья посвящена новому механизму методической интеграции в профобразовании — учебно-методическим объединениям (УМО) среднего профессионального образования (СПО). Раскрыты история их создания, функции и механизмы взаимодействия УМО в регионах с колледжами, системой WorldSkills, центрами квалификаций. Вскрывается ряд серьезных проблем, которые оказались неспособны решить УМО, действовавшие до 2015 г.
Обозначены полномочия советов по профессиональным квалификациям, которые являются постоянно действующими органами национальной системы профессиональных квалификаций, решают задачи формирования и развития систем профессиональных квалификаций по определенным видам профессиональной деятельности.
Рассматриваются различные направления деятельности УМО СПО, а также задачи, решения которых в последние годы потребовали от УМО модернизация профессионального образования РФ, разработка и внедрение стандартов начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО), проектирование и развитие общественно-государственных моделей развития профобразования, внедрение ЕГЭ, формирование экспертов для систем профобразования, внедрение эффективных образовательных технологий в условиях создания ресурсных центров, оценка эффектов и рисков введенного нормативного финансирования, создание банков современных образовательных программ, соответствующих новым стандартам, развитие систем дополнительного образования в регионах и на межрегиональном уровне. Обсуждаются вопросы повышения работоспособности УМО СПО. Представлена модель сетевого взаимодействия УМО СПО.
Ключевые слова: учебно-методическое объединение, профессиональное образование, кадровые ресурсы.
Рыжиков С.Н. Применение инструментов стратегического анализа для разработки программы развития профессиональной образовательной организации
Аннотация. Статья раскрывает проблемы стратегического управления в профессиональном образовании. Необходимость такой работы обусловлена тем, что стратегическое управление в профессиональном образовании еще не принято рассматривать как один из способов разрешения проблем, но, поскольку деятельность профессиональной образовательной организации осуществляется в конкурентной среде, встала задача восполнить этот пробел.
Черты будущего профессиональной образовательной организации отражаются в стратегических планах. Документом, в котором представлены стратегические планы профессиональной образовательной организации, является программа развития, в которой ставятся цели и задачи на пять перспективных лет. Эффективным методом для составления этой программы в части выработки стратегий является SWOT-анализ. Ему предшествуют анализ внешней и внутренней среды. Недооценка важности стратегического управления в профессиональном образовании ведет к проблемам подготовки специалистов, влечет за собой серьезные социально-экономические последствия.
Цель исследования — распространение управленческого и педагогического опыта в части анализа деятельности и стратегического управления профессиональной образовательной организацией. Стратегия научного поиска — методология исследования — обусловлена обоснованием стратегий, которые служат базой для составления «Программы развития профессиональной образовательной организации». В качестве методов исследования были выбраны PEST-анализ — инструмент исследования внешней среды, анализ внутренней среды, SWOT-анализ. Освоение методики SWOT-анализа менеджментом образовательной организации позволит лучше узнать внутренние проблемы образовательного учреждения и адекватно действовать, прогнозируя угрозы со стороны внешней среды.
Автором предложен нестандартный подход к диагностике работы профессиональной образовательной организации, обоснован взгляд на этот вопрос с точки зрения научных подходов и инструментов стратегического управления. Сравнение логико-педагогических оснований, имеющегося опыта и смысловой сущности существующих подходов к стратегическому управлению позволило сформулировать авторскую позицию по вопросам стратегического управления в профессиональной образовательной организации.
Ключевые слова: профессиональная образовательная организация, программа развития, внешняя среда, внутренняя среда, PEST-анализ, SWOT-анализ.
ПОЛИТИКА В ДЕЙСТВИИ Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное развитие руководителей образовательных организаций и новые стратегии управления» (9−10 июня 2016 г.)
СУД СОВЕСТИ Бердяев Н.А. Обскурантизм Аннотация. Небольшая статья Н. А. Бердяева «Обскурантизм» была впервые опубликована в 1928 г. в журнале «Путь», издававшемся в Париже1. Автор раскрывает суть обскурантизма в качестве социокультурной болезни современности, показывая, что, прежде всего, это реакция общества на перемены, на новизну. В основе обскурантизма лежит социально-психологический страх перед неопределенностью будущего и неизбежностью изменений. Обскурантизм — явление противоположное Просвещению, которое И. Кант (чья статья на данную тему была опубликована в нашем журнале в 2012 г.) определял как духовную зрелость человека, его способность пользоваться собственным разумом2. Обскурантизм противостоит научной рациональности, критической мысли, самостоятельному суждению. Однако это не просто невежество и леность ума, а невежество, возведенное в сознательный принцип. Н. А. Бердяев подчеркивает агрессивный и наступательный характер обскурантизма, а также тот факт, что это неуважение к культуре, страх перед прогрессом — явление не индивидуальное, а социальное, не национальное, а общечеловеческое. Обскурантизм в равной степени присущ левым и правым, консерваторам и реформаторам, монархистам и республиканцам, сторонникам революции и контрреволюции. Обскурантизму противостоят культура, просвещение, ценности развития, творчества, свободы и разнообразия. Размышления Н. А. Бердяева не только не утратили актуальности в наши дни, но способствуют более глубокому пониманию трансформирующейся современности.
Ключевые слова: культура, просвещение, обскурантизм, социальный страх, творчество, свободная мысль.
МЫ И МИР Княгинина Н.В., Янбарисова Д.М. Поддержка талантливой молодежи: опыт России и зарубежных государств
Аннотация. Проанализированы основные способы выявления одаренных обучающихся, распространенные в зарубежной и российской практике: в ходе конкурсных мероприятий, на основании образовательных результатов, посредством специального тестирования и на основе мнения педагогов о результатах обучения детей. Авторы отмечают, что ни один из критериев не является универсальным, поскольку невозможно формализовать талант обучающихся, выявить учеников с нестандартным мышлением и уникальными компетенциями, которые лишены навыков прохождения форм контроля в образовательном процессе. В целях достижения большей эффективности при выявлении талантливой молодежи следует руководствоваться всеми способами комплексно, не отдавая предпочтение какому-либо одному из них. В статье проанализированы основные инструменты поддержки талантливых обучающихся: стипендии и гранты, преференции при поступлении в университет, спецшколы для одаренных детей и школы при вузах, спецклассы, внеклассная работа и летние школы, специальные центры для одаренных детей. Особое внимание уделено вопросам введения в образовательных организациях специальных образовательных программ и методик работы с одаренными детьми, а также работе с родителями и педагогическими работниками. Представлен ретроспективный анализ мер, которые Правительство Российской Федерации начиная с 1999 г. направляет на выявление и поддержку одаренных обучающихся. Авторы приходят к выводу, что в настоящее время законодательство, регламентирующее эту работу, достаточно противоречиво, нередко отсутствуют механизмы реализации положений программных документов.
Ключевые слова: талантливая молодежь, одаренность, конкурс, стипендия, спецшкола.
Аннотации на английском языке Указатель статей, опубликованных в журнале «Образовательная политика» в 2016 г.