СЛОВО РЕДАКТОРА
Асмолов А.Г. Культурный ген связи времен Ключевые слова: стандарт дошкольного образования, поддержка разнообразия в детстве, целевые ориентиры.
ГОСУДАРЕВО ДЕЛО Реморенко И.М. Управленческая исповедь: мои успехи и неудачи на госслужбе Болотов В.А. Размышления о реформе педагогического образования Аннотация. Рассматриваются вопросы качества педагогического образования с учетом результатов международных мониторингов и новых школьных стандартов. Исходя из российского и зарубежного опыта обсуждаются две основные модели подготовки учительских кадров. Формулируются главные задачи, решение которых может улучшить качество подготовки и закрепляемость педагогических кадров.
Ключевые слова: подходы к реформированию педагогического образования, набор на педспециальности, педпрактика, допуск к работе учителем, закрепление молодого учителя.
МЕТОДОЛОГИЯ Ильин Г.Л. Творческое мышление во взаимном образовании Аннотация. Обсуждается проблема возникновения нового знания в процессе творческого общения людей по аналогии с Марксовым производством прибавочной стоимости. Особое внимание уделяется диадическим формам общения (информационному обмену, диалогу, диспуту, внутреннему диалогу). Появление нового знания в процессе творческого общения названо взаимным образованием. Проводится различие взаимного образования и взаимного обучения.
Ключевые слова: человеческий капитал, творческое мышление, прибавочная стоимость, взаимное образование, диалогическое мышление, аналогическое мышление, диадическое общение, дополнительное педагогическое образование.
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА Проект Стандарта дошкольного образования Обсуждение проекта Стандарта дошкольного образования Ключевые слова: поддержка разнообразия детства, проект федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, целевые ориентиры образования, вариативность образования, соотношение числа педагогов и детей.
ИНОВАЦИИ Голубев В.И. Обучение математике как игра Аннотация. Рассматриваются традиционные и инновационные подходы в системе образования. Показаны резервы образования, которые обычно редко реализуются в процессе обучения. Выделен наиболее благоприятный для становления личности и накопления интеллекта период жизни человека. Математика и игры представлены как инструменты раскрытия потенциала человека, ориентации в различных сферах деятельности. Развитие способностей через игру, решение математических задач происходит эффективнее, что необходимо учитывать при формировании новой парадигмы образования.
Ключевые слова: обучение математике, развитие способностей через игру
ПОЗИЦИЯ Фрумин И.Д. «Фабрика мыслей» для системы образования Ключевые слова: Институт образования ВШЭ, Высшая школа экономики, Институт развития образования, Российская академия образования, исследования в образовании.
ТЕХНОЛОГИЯ Алиева Э.Ф., Радионова О.Р. Использование анимационных мини-сериалов для формирования позитивного отношения к себе и миру у детей Аннотация. Содержание сериалов «Смешарики. Азбука доброжелательности» и «Смешарики. Мир без насилия» позволяет детям в доступной форме усвоить некоторые «секреты» взаимодействия с другими людьми, касающиеся понимания другого человека в ситуации конфликта, уважения чужого мнения, неравнодушного отношения к проблемам других. Основная идея сериалов состоит в том, чтобы с помощью простых и понятных примеров не только показать детям многообразие отношений между сверстниками и взрослыми, но и помочь осознать ценность доброжелательного и позитивного общения.
Ключевые слова: толерантность, информационная среда, доброжелательность, позитивные эмоции, концептсценарий, межличностное и межкультурное взаимодействие.
ПОЛИТИКА В ДЕЙСТВИИ Бердашкевич А.П., Булаев Н.И., Петрищев И.М., Эркенов А.Ч. О региональной политике в области образования Аннотация. Рассматриваются структура законодательства РФ в области образования, конституционные положения, касающиеся этой области, вопросы правоспособности субъектов РФ. Подчеркивается, что нормативные правовые акты субъектов РФ должны учитывать экономические, этнические, а также иные особенности организации государственной политики в области образования. Для унификации и полноты представления регионального законодательства может служить ведомственный типовой модельный закон для субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: модельный закон, региональное законодательство.
МЫ И МИР Стандарт дошкольного образования Финляндии Преображенская А.А. Семья и школа: французский опыт Аннотация. Рассматривается устройство государственного образования во Франции. Показано, что родители учащихся присутствуют на всех уровнях образовательной системы, начиная от детского сада, далее в школе, колледже, лицее и вплоть до Высшего совета по образованию. Показано, что в последнее десятилетие наблюдается усиление влияния социальной дифференциации учащихся на результаты учебной деятельности. Особо подчеркивается озабоченность французских руководящих кругов в мотивировании родителей к всестороннему развитию детей и в повышении ответственности семей за воспитание несовершеннолетних. Все рассматриваемые автором вопросы образования, в том числе финансовые, подкреплены данными из официальных источников.
Ключевые слова: семья, государственное образование во Франции, ответственность родителей за воспитание детей, французская школа.