№ 6 (62) 2012
№ 6 (62) 2012
Читайте в номере:
СЛОВО РЕДАКТОРА

Асмолов А.Г. Личность в эпоху карнавала
Ключевые слова: детство ради детства, детоцентризм, стандарт дошкольного образования.

ГОСУДАРЕВО ДЕЛО

Климов А.А. Неэффективных вузов должно быть меньше
Ключевые слова: мониторинг эффективности деятельности вузов, реорганизация неэффективных вузов, доля иностранных студентов.

МЕТОДОЛОГИЯ

Гусельцева М.С. Феноменология детства в зеркале современной методологии
Аннотация. Анализируется феноменология современного детства. Описываются антропологические, историкоэволюционные, культурно-аналитические и мультидисциплинарные подходы в психологической науке. Рассматриваются влияние изменений социокультурной ситуации развития на мир детства, разные грани понятия «социализация», а также сменяющиеся в истории культуры образы детства. Обсуждаются современные тенденции и риски социализации.
Ключевые слова: детство, методология, феноменология современного детства, антропология детства, культура, междисциплинарные исследования, антропологические, историко-эволюционные, культурно-аналитические и мультидисциплинарные подходы в психологической науке.

Нежнов П.Г. К проблеме нормативных результатов дошкольного образования
Аннотация. Статья посвящена проблеме целевых (результативных) ориентиров дошкольного образования. Рассмотрена ситуация целеполагания в российской системе дошкольного образования. Обозначены принципиальные подходы к постановке педагогических целей и определены психолого-педагогические модели, лежащие в их основании, — учебная, культурного развития и смешанная. Утверждается перспективность модели развития. Намечены направления конкретизации этой модели как основания постановки педагогических целей.
Ключевые слова: дошкольный возраст, образовательная модель, педагогические цели, культурное развитие.

Поддьяков А.Н. Решение комплексных проблем в PISA-2012 и PISA-2015: взаимодействие со сложной реальностью
Аннотация. В 2012 г. участникам Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA впервые в истории массового тестирования был предложен новый тип задач — интерактивные. В статье дается их анализ. Представлено стоящее за ними научное направление — психология решения комплексных задач в сложной многофакторной среде, требующей поиска, экспериментирования, управления в условиях неопределенности. Обсуждаются открывающиеся возможности и возникающие трудности при внедрении таких задач в практику массового оценивания; особое внимание уделено проблеме стандартной оценки творческих заданий. Анализируется возрастающее значение исследований исследовательского поведения и «экспериментирования с экспериментированием», а также их влияние на образовательную политику.
Ключевые слова: решение комплексных проблем, науки о сложности, PISA, интерактивные задачи, экспериментирование с экспериментированием, образовательная политика.

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

Зырянова Н.М., Егорова М. С., Алексеева О. С., Козлова И. Е., Панкратова А. А., Паршикова О. В., Пьянкова С. Д., Черткова Ю. Д. Дошкольники нового века
Аннотация. Описаны результаты исследования образа мира у детей старшего дошкольного возраста. Исследование было направлено на то, чтобы понять, каково представление детей, рожденных в новом веке, об окружающей действительности, определить, как оно меняется при изменении социальной ситуации в стране, и, в конечном счете, получить портрет современного ребенка.
Ключевые слова: дошкольник, образа мира у детей старшего дошкольного возраста, портрет современного ребенка

Гребенникова О.В. Социальные взаимодействия дошкольников в процессе их социализации
Аннотация. Кратко представлены теории межличностного взаимодействия, обозначены особенности общения детей в группе сверстников и со взрослыми. В общих чертах описано произведенное автором исследование социального взаимодействия детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольник, общение, взаимодействие.

ИННОВАЦИИ

Кавтарадзе Д.Н., Красноухов В. И. Сочинение головоломок: клонирование известного или инсайт, порождающий новые идеи?
Аннотация. Обсуждаются проблемы решения и сочинения головоломок. Представлены результаты проведения эксперимента по созданию его участниками новых головоломок.
Ключевые слова: сочинение головоломок, клонирование, инсайт, психолого-познавательные барьеры, решение задач, T-дразнилка, T-teaser.

ПОЗИЦИЯ

Кудрявцев В.Т. Образование: в ожидании неожиданного
Аннотация. Развивающее образование — не просто формирование умений, знаний и даже способностей, пусть в «активной», деятельной форме. Это процесс самоизменения ребенка, который должен быть неким образом осознан, осмыслен, прочувствован им самим. В ином случае при всем многообразии изменений, которые могут протекать внутри него, полноценного развития не происходит. Ребенок утрачивает интерес к образовательному содержанию, потому что не находит в нем сферы для поиска нового образа самого себя, инструментов его построения. Осваивая это содержание, он не становится «интересным» самому себе. Развивающее образование — это «неожиданное» образование, в нем главным событием для ребенка является он сам. Эти положения раскрываются применительно к особенностям развития детей дошкольного и младшего школьного возраста, прежде всего — в рамках соответствующего межвозрастного перехода.
Ключевые слова: образование, развитие, ребенок, самоизменение, «неожиданное» образование, игра, учебная деятельность.

Пастернак Н.А. Почему подростки «уходят» из семьи
Аннотация. Рассматривается проблема разрыва между поколением взрослых и поколением детей. Ставится вопрос о роли взаимоотношений между родителями и детьми как возможной причине данного разрыва. Для ответа на вопросы о том, что понимают под семьей современные дети, как они видят свои права и обязанности в ней, был проведен опрос среди учащихся начальной, средней и старшей школ Москвы. Выявлено, что для большинства детей в младшей школе семья — это место, где удовлетворяются потребности в любви, принятии, защите; в старшей школе семья значительно чаще характеризуется либо как место совместного проживания близких родственников, либо как «ячейка общества». При этом большинство опрошенных учеников младших классов считают своей обязанностью в семье хорошую учебу в школе и подчинение старшим; большинство же опрошенных старшеклассников уклоняются от ответов на вопросы о своих семейных обязанностях. Делается вывод о необходимости психологического всеобуча родителей с целью сохранения влияния семьи на подростка.
Ключевые слова: семья, разрыв между родителями и детьми, семейные права и обязанности.

ЛЕТОПИСЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Белов И.Д. Детский сад Фрёбеля, устроенный в С.-Петербурге
Ключевые слова: детский сад, воспитательная система Фрёбеля, детские игры

Русаков А.С. Преемственность и благородство
Аннотация. Тема преемственности разных этапов образования рассматривается в статье как проблема состояния человека (и ученика, и учителя), как вопрос о формировании привычки детей и взрослых чувствовать себя грамотными людьми.
Ключевые слова: преемственность, дошкольное образование, начальная школа, грамотность.

МЫ И МИР

Совместное рамочное соглашение федеральных земель Германии о раннем образовании в детских дошкольных учреждениях
Ключевые слова: совместное рамочное соглашение федеральных земель Германии о раннем образовании в детских дошкольных учреждениях, образовательные программы, образовательные планы, цели дошкольного образования, образовательные области, принципы образовательного процесса, преемственность между уровнями образования, участие детей и родителей, сетевое взаимодействие, непрерывное образование.

Стандарт дошкольного образования Швеции

Комментарии к шведскому стандарту
Ключевые слова: Стандарт дошкольного образования Швеции, Curriculum for the Preschool — Lpfö 98.

Указатель статьей, опубликованных в журнале «Образовательная политика» в 2012 г.