Ваш АГА

Август 2022: идеологическая дуэль Сергея Уварова и Петра Чаадаева

«Мне доктором запрещена унылость…»

Александр Пушкин

«Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
каждый выбирает для себя…»

Юрий Левитанский
Александр АСМОЛОВ
Главный редактор журнала «Образовательная политика»
За окном август — любимое время астрологов, футурологов и пикейных жилетов.

И каждый год непременно в этом месяце начинается увлекательное соревнование, которое сродни гаданию на кофейной гуще: «А что же этакое ожидает Россию в нынешнем августе?».

Не скажу «за всю Россию», а только вгляжусь, что же творится и вытворяется на нашей образовательной околице. А на ней бушуют все те же противоречия, драмы и пляски, что с разной степенью интенсивности приключались аж двести лет тому назад…

Именно двести лет назад в образовании схлестнулись две идеологические линии:

 — Линия политики, ориентированной на выплавку «подданных», на безликость, унификацию, воспитание социального конформизма и презрения к ценности личностного выбора.

 — Линия политики, ориентированной на «самостояние человеком» (А. С. Пушкин), «развитие граждан», обладающих правом выбора и дорожащих этим правом.

Исторически первую линию неразрывно связывают в истории России с именем министра народного просвещения, графа Сергея Семеновича Уварова. Без малого двести лет тому назад Сергей Семенович направил Императору всея Руси Николаю I знаменитую записку «О некоторых началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (1833). Именно в этой записке Уваров с предельной четкостью сформулировал идеологическую установку государственного абсолютизма: «Народное воспитание должно совершаться в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности». Читая эти строки, так и хочется вытянуться во фрунт, взять под козырек и проникновенно произнести: «На том стояло, стоит и стоять будет Государство Российское».

Примерно в те же годы между графом Сергеем Семеновичем Уваровым и Петром Яковлевичем Чаадаевым произошла идеологическая дуэль, емко передающая противоборство двух разных идеологий государственной политики. Далеко не все знают, что в ответ на выход в свет «Философических писем» (сентябрь 1836 г., журнал «Телескоп») вольнодумца Петра Чаадаева министр народного просвещения Сергей Семенович Уваров начертал в записке Императору и ныне поражающую воображение резолюцию: «ЗАМОЛЧАТЬ». Обращаю ваше наидостойнейшее внимание: не «объявить врагом государства», не «послать вслед за декабристами на каторгу в Сибирь», а именно — «замолчать». И Чаадаева попытались «замолчать» — посадить по распоряжению Императора под домашний арест. Но «замолчать», как об этом повествует писатель Александр Лебедев в книге «Чаадаев» (1965), не получилось. Письма Чаадаева разлетелись по всей России, а народ шел и шел к запертому в своей квартире на Новой Басманной Петру Чаадаеву. Процитирую в этой связи слова Александра Герцена: «Насколько власть „безумного“…Чаадаева была признана, настолько, — писал Герцен, — „безумная власть Николая Павловича“ была уменьшена» (А. Лебедев, 1965 г., с. 6).
Что же все‑таки так смутило и Императора, и министра просвещения Сергея Уварова в «Философических письмах» Петра Чаадаева? Прежде всего — ода свободе, ценностная установка на развитие разнообразия достоинств личности каждого человека, патриотизм вселенского масштаба. Схлестнулись две идеологемы: идео­логема «незаменимых нет» и идеологема «достоинства и уникальности каждой личности»; идеологема «страны подданных» и идеологема «страны граждан». Петр Яковлевич Чаадаев, патриот, любящий свою родину, писал: «Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее; я думаю, что время слепых влюбленностей прошло… <…> Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия».

Чуть позже идеологическую дуэль между графом Сергеем Уваровым и Петром Чаадае­вым продолжил небезызвестный сатирик Козьма Прутков, направивший на государево имя проект «О введении единомыслия в России». Приведу лишь один из фрагментов этого произведения, опубликованного в журнале «Современник», 1863, № 4 (гл. ред. Н. А. Некрасов), под заглавием «Проект»:

«На основании всего вышеизложенного… <…> необходимость, особенно в нашем пространном отечестве, установления едино­образной точки зрения на все общественные потребности и мероприятия правительства… Пагубная наклонность человеческого разума обсуждать все происходящее на земном круге была бы обуздана и направлена к исключительному служению указанным целям и видам. Установилось бы одно господствующее мнение по всем событиям и вопросам. Можно бы даже противодействовать развивающейся наклонности возбуждать „вопросы“ по делам общественной и государственной жизни; ибо к чему они ведут? Истинный патриот должен быть враг всех так называемых „вопросов“!».

Как видите, ничто не ново под луной. Идеологическая дуэль, начатая Уваровым и Чаадае­вым, не прекратилась и в наши дни. В том числе она продолжается и в публикациях настоящего номера журнала «Образовательная политика». Разнообразие мнений под обложкой нашего журнала — это следование линии Петра Чаадаева. А потому не будем, как советовал современник министра просвещения Сергея Уварова и друг Петра Чаадаева Александр Сергеевич Пушкин, ПРЕДАВАТЬСЯ УНЫНИЮ. Доктор нам этого не прописывал.



Будем только помнить: в любые времена не только человек делает Выбор, но и Выбор делает человека.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!