За окном август — любимое время астрологов, футурологов и пикейных жилетов.
И каждый год непременно в этом месяце начинается увлекательное соревнование, которое сродни гаданию на кофейной гуще: «А что же этакое ожидает Россию в нынешнем августе?».
Не скажу «за всю Россию», а только вгляжусь, что же творится и вытворяется на нашей образовательной околице. А на ней бушуют все те же противоречия, драмы и пляски, что с разной степенью интенсивности приключались аж двести лет тому назад…
Именно двести лет назад в образовании схлестнулись две идеологические линии:
— Линия политики, ориентированной на выплавку «подданных», на безликость, унификацию, воспитание социального конформизма и презрения к ценности личностного выбора.
— Линия политики, ориентированной на «самостояние человеком» (А. С. Пушкин), «развитие граждан», обладающих правом выбора и дорожащих этим правом.
Исторически первую линию неразрывно связывают в истории России с именем министра народного просвещения, графа Сергея Семеновича Уварова. Без малого двести лет тому назад Сергей Семенович направил Императору всея Руси Николаю I знаменитую записку «О некоторых началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (1833). Именно в этой записке Уваров с предельной четкостью сформулировал идеологическую установку государственного абсолютизма: «Народное воспитание должно совершаться в соединенном духе Православия, Самодержавия и Народности». Читая эти строки, так и хочется вытянуться во фрунт, взять под козырек и проникновенно произнести: «На том стояло, стоит и стоять будет Государство Российское».
Примерно в те же годы между графом Сергеем Семеновичем Уваровым и Петром Яковлевичем Чаадаевым произошла идеологическая дуэль, емко передающая противоборство двух разных идеологий государственной политики. Далеко не все знают, что в ответ на выход в свет «Философических писем» (сентябрь 1836 г., журнал «Телескоп») вольнодумца Петра Чаадаева министр народного просвещения Сергей Семенович Уваров начертал в записке Императору и ныне поражающую воображение резолюцию: «ЗАМОЛЧАТЬ». Обращаю ваше наидостойнейшее внимание: не «объявить врагом государства», не «послать вслед за декабристами на каторгу в Сибирь», а именно — «замолчать». И Чаадаева попытались «замолчать» — посадить по распоряжению Императора под домашний арест. Но «замолчать», как об этом повествует писатель Александр Лебедев в книге «Чаадаев» (1965), не получилось. Письма Чаадаева разлетелись по всей России, а народ шел и шел к запертому в своей квартире на Новой Басманной Петру Чаадаеву. Процитирую в этой связи слова Александра Герцена: «Насколько власть „безумного“…Чаадаева была признана, настолько, — писал Герцен, — „безумная власть Николая Павловича“ была уменьшена» (А. Лебедев, 1965 г., с. 6).