Книга Арлиндо Оливейры «Цифровой разум» представляет собой обзор научно-популярных фактов, на основе которых автор спрогнозировал варианты развития искусственного интеллекта. Центральный вопрос книги — сможет ли человечество создать цифровой разум?
Черная Королева из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» утверждала: чтобы остаться на месте, нужно бежать со всех ног. Сейчас эти слова стали метафорой, которой описывают современную гонку технологий. Оливейра анализирует ситуацию, когда сосуществуют «цифровая» молодежь, которая легко обращается с гаджетами, и «аналоговые» люди более старшего возраста.
Автор задается вопросом: наблюдаем мы при смене нынешних поколений те же процессы, что происходили в предыдущие века, или современная ситуация уникальна? Чтобы ответить на этот вопрос, Оливейра рассматривает становление таких базовых технологий, как колесо и огонь, исследует предпосылки промышленной революции и заключает, что стремление к экспоненциальному росту обусловлено самой природой технологий.
В последующих главах автор приводит обзор основных достижений физики, электротехники, информатики, общей биологии, генетики, нейронауки. Развитие этих областей знаний так или иначе привело к созданию искусственного интеллекта.
Оливейра сначала объясняет суть четырех уравнений Максвелла, затем переходит к закону Ома и электрическим схемам, рассказывает читателю о теории относительности Эйнштейна, квантовой механике, Большом адронном коллайдере и мысленном эксперименте Эрвина Шредингера с котом. Автор считает, что дискуссии физиков ХХ века так и остались бы незамеченными широкой публикой, если бы не ядерное оружие и электроника, основанная на транзисторах. Согласно закону Мураначиная с 1970-х годов каждые два года происходит удвоение количества транзисторов в микропроцессорах. Экспоненциальный рост вычислительных мощностей стал одной из причин успеха в расшифровке генома и развитии телекоммуникаций.
Глава «Универсальная машина» посвящена истории компьютеров и проблемам информатики. Далее автор переходит к краткому обзору истории биологии от законов Менделя и эволюционной теории Дарвина до открытия ДНК и теории «эгоистичного гена» Ричарда Докинза. В главе «Биология встречается с вычислениями» читатель знакомится с биоинформатикой.
Наконец, в десятой главе Оливейра переходит к рассмотрению вопроса о том, сможет ли человечество создать цифровой разум, и вводит классификацию разумов в зависимости от их происхождения (естественные или искусственные) и субстрата (биологические или цифровые). Далее два обозначенных класса систем, отнесенных к цифровому разуму, рассматриваются более подробно, начиная с суперкомпьютеров, обыгравших чемпионов мира по шахматам и го. Автор обращается к ключевому для философского осмысления достижений искусственного интеллекта вопросу: понимает ли компьютерная программа, играющая в шахматы или отвечающая на вопросы викторины, что она делает?
Он рассматривает аргументы скептиков (в первую очередь мысленный эксперимент Сёрля с китайской комнатой) и не соглашается с ними, утверждая, что машины демонстрируют полное понимание задачи, хотя и не испытывают никаких эмоций по поводу победы или поражения в игре и даже не осознают ситуацию.
В то же время если мы стремимся к созданию полноценного искусственного разума, то самым простым способом будет создать цифровую копию человеческого разума. Это можно сделать или полностью скопировав мозг, заменив все его составляющие аналогичными, или же смоделировав их на компьютере. Последний путь, предположительно, сделает возможным также загрузку уже существующего человеческого разума в компьютер. И для того и для другого требуется максимально детальное описание человеческого мозга, которое пока невозможно выполнить; однако, учитывая экспоненциальный рост технологий, Арлиндо Оливейра и его коллеги не теряют надежды на скорое появление такого описания.
Так, еще в 2007 году участники рабочего семинара исследователей-энтузиастов предрекли создание полной эмуляции человеческого мозга уже в середине XXIвека и разработали соответствующую «дорожную карту». Если это предсказание окажется верным, уже в относительно ближайшем будущем перед людьми встанет вопрос о том, будет ли созданная эмуляция обладать сознанием.
В завершение книги Оливейра предлагает читателю представить себе, с какими проблемами может столкнуться общество, если полная эмуляция человеческого мозга окажется успешной. Будет ли цифровой разум, загруженный в компьютер, обладать правами личности? Как биологический оригинал и его цифровой «дубль» будут делить нажитое имущество? Наконец, цифровые личности, очевидно, будут жить в виртуальной реальности, которую они смогут изменять по своему усмотрению. Смогут ли они с той же легкостью изменять себя?
Автор считает, что все эти вопросы знаменуют приход эры технологической сингулярности — момента, по прошествии которого технический прогресс, предположительно, станет недоступным пониманию человека и будет развиваться преимущественно силами искусственного интеллекта. Энтузиасты этой идеи, такие как Рэймонд Курцвейл, предсказывают наступление этого исторического момента в середине XXI века. Оливейра признается читателю, что еще не пришел к окончательному мнению по этому вопросу.
Книга обладает целом рядом достоинств. Сложные вещи объясняются доходчиво, излагаются простым языком, факты в большинстве своем точны.
Однако большая часть книги представляет собой обзоры, которые вряд ли заинтересуют специалистов. А читателю научно-популярной литературы, скорее всего, гораздо проще и привычнее изучать аналогичные тексты в «Википедии» или на Geektimes. В то же время представляется, что книга была бы крайне полезна в учебном процессе в программах высшего образования, так или иначе имеющих отношение к искусственному интеллекту.