Меняя мышление

Для того, чтобы в России развивались инновации, недостаточно оснастить ведущие производства современной аппаратурой. Нужны прежде всего люди, обладающие знаниями, навыками и компетенциями для того, чтобы производить по-настоящему конкурентоспособную инновационную продукцию.

Таких людей невозможно «вырастить» за год и даже за пять лет. Они должны иметь определенный склад мышления, уметь подойти к научно-технической задаче творчески.

Сознание и мышление человека невозможно изменить и выстроить быстро: для этого нужно иметь горизонт планирования как минимум в 10−20 лет. Для того чтобы в нашей стране появлялись талантливые, квалифицированные, конкурентоспособные инженеры мирового уровня, необходимо работать с мировосприятием, культурой и средой ― и такая работа должна начинаться уже в средней школе, сопровождая развитие человека на последующих этапах его учебного и профессионального пути. Однако традиционные образовательные институты не могут с достаточной скоростью отвечать на вызовы стремительно меняющегося мира.
Одной из приоритетных целей Национального проекта «Образование» обозначено обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Проекты Фонда инфраструктурных и образовательных программ не заменяют основные образовательные программы школ и вузов, а скорее дополняют их в соответствии с актуальными требованиями рынка труда и вызовами, связанными со стремительным развитием технологий. Программы и проекты различных форматов ― от олимпиад до обучающих компьютерных игр ― сопровождают личностное развитие юных ученых и инженеров, дополняя программы школ и вузов, вдохновляя их наукой и современными технологиями, связывая предметные знания с практикой, знакомя с тем, как работают современные инновационные производства.
Специальный выпуск «Образовательной политики» посвящен обширному опыту работы Фонда инфраструктурных и образовательных программ группы РОСНАНО по созданию целой системы подготовки научных и инженерных кадров для современных высокотехнологичных производств.

Фонд появился в 2010 году, и за прошедшее десятилетие сотрудники этого института развития создали целую экосистему для подготовки специалистов высокотехнологичных производств. Сегодня спектр образовательных программ Фонда охватывает весь жизненный путь человека, от школьной скамьи до позиции состоявшегося профессионала, который работает на инновационном производстве, в вузовской лаборатории или научном институте.
В нашем спецвыпуске мы постарались показать, как создаются и развиваются образовательные программы и проекты для школьников, студентов и взрослых специалистов. Все начинается со школьной скамьи, когда пятиклассник впервые соприкасается с миром физики, химии, биологии и математики, узнает о современных технологиях (в том числе нанотехнологиях). Именно в этом возрасте важно увлечь человека, помочь ему с первым исследовательским проектом, вдохновить идеей новой разработки. Образовательные программы, которые Фонд проектирует и развивает совместно с российскими университетами, создаются совместно с производственными компаниями ― «заказчиками» конкурентоспособных кадров.

Мы собрали материалы экспертов Фонда, а также руководителей и экспертов российских вузов и всероссийских образовательных проектов. Надеемся, что опыт Фонда инфраструктурных и образовательных программ и его партнеров вдохновит вас и станет источником новых идей и проектов.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!