Обсуждение промежуточных результатов исследования состоялось на ММСО в рамках панельной дискуссии «После бума: рынок образовательной робототехники в поисках новых форматов обучения и продвижения». Участниками дискуссии стали: Надежда Бабенкова, генеральный директор ООО «Брейн Девелопмент», Павел Баскир, учредитель ФОДО Образ (сеть кружков образовательной робототехники RoboUniver), Андрей Тремаскин, директор компании iarduino.ru, Алексей Чертков, директор по развитию ООО «Академия Высоких Технологий», руководитель профиля «Автономные транспортные системы» НТИ. Модерировала секцию Динара Гагарина.
Эксперты обсудили результаты анализа и поделились своим видением состояния рынка. Они согласились, что популярность направления образовательной робототехники и рост рынка в 2014—2018 гг. сменились стагнацией и спадом, которые усугубляются пандемией. К текущему моменту 30−50% коммерческих кружков образовательной робототехники ушли с рынка, а у оставшихся на рынке игроков наблюдается спад или отсутствие роста клиентской базы. Продажи известных франшиз образовательной робототехники упали, количество их новых партнеров снизилось по сравнению с периодом 2014−2018 гг. на порядок. Государственный сектор составляет сильную конкуренцию частному. В России появились поддерживаемые государством федеральные сети Кванториум, IT-Куб и другие. Во многих регионах общеобразовательные школы закупили робототехнические конструкторы (таким образом, общеобразовательные школы монополизируют время своих учеников).
Эксперты отмечают, что образовательная робототехника перестала быть инвестиционно привлекательной отраслью. Участникам рынка сложно привлекать на развитие бизнеса внешнее финансирование. Фестивали, соревнования и другие события образовательной робототехники перестали привлекать в отрасль новых клиентов. Мероприятия недостаточно яркие и зрелищные для этого.
По мнению экспертов, ключевые векторы, определяющие ситуацию на рынке на сегодняшний день:
- дисбаланс в понимании, что есть робототехника: у потребителя нет требования к содержанию услуги, рынок этого содержания не раскрывает;
- для частного сектора недостаточно понятна государственная политика в области робототехнического образования, не артикулирован запрос государства к частному сектору;
- частные кружки не ощущают прямой конкуренции с государственным лишь в городах, где государственные программ еще не реализованы;
- рынок остается слабо сегментированным по направлениям обучения;
- дефицит квалифицированных кадров остается главным фактором, сдерживающим качественное и количественное развитие.
На фоне усиления конкуренции между государственным и частным сектором франшизы, будучи одной из основных бизнес-моделей робототехнического образования в предыдущие годы, испытывают проблемы и требуют переформатирования для российского рынка или выхода на рынки стран СНГ.
Участники дискуссии согласились, что для рынка образовательной робототехники будет полезным появление и развитие отраслевых инструментов консолидации рынка, продвижения, аудита, подготовки кадров для коммерческих кружков ввиду того, что из года в год стоимость привлечения клиентов растет, в то время каких платежеспособность снижается, большая доля затрат кружков робототехники связана с персоналом, не связанным непосредственно с образовательным процессом. Для многих участников рынка системное привлечение, подготовка, контроль и удержание преподавателей — критически важные задачи.
Узнаваемость даже самых развитых брендов образовательной робототехники до сих пор остается невысокой. На региональном уровне большую известность получают отдельные талантливые педагоги, а не бренды кружков. Для маркетинговых коммуникаций кружки робототехники могли бы брать идеи, как осознанно или неосознанно продвигаются педагоги. Это публичные доступные коммуникации, такие как youtube-каналы, демонстрации примеров уроков в социальных сетях, а также готовые методики, которыми педагоги готовы делиться недорогими для потребителей способами, такими, как выпуск книг, учебников, создание дистанционных курсов. Стоит отметить, что такие коммуникации могут способствовать развитию серого сегмента экономики.
Демонстрация своим клиентам в маркетинговых коммуникациях методик в виде совместно развиваемых участниками рынка сервисов может стать инструментом консолидации частного сектора. Например, может быть создан маркетплейс методик, другие контентные проекты, описывающие присутствующие на рынке методики. Другой пример возможного сервиса — общий для множества кружков youtube-канал, контент для которого генерируется разными кружками и педагогами в едином заданном владельцем канала качеством и форматом. Администратор сервиса может дать инструмент, как снимать, требования к видео, чтобы они были интересными для пользователей. На канале могут размещаться интервью с педагогами, примеры уроков (демонстрация для родителей).
Еще один возможный сервис, который может быть полезен рынку — проведение экспертизы, аудита кружка и рейтингования, добровольная экспертная оценка кружка. Аудит может включать оценку педагогов, используемых методик, удовлетворенности родителей, бизнес-процессов, помещений, оборудования. При этом эксперты, осуществляющие аудит, могут находиться в разных городах и входить в ассоциацию или другую некоммерческую организацию. Добровольный аудит кружков может стать понятным для родителей способом комплексной оценки качества, а также способствовать сегментации кружков по направлениям обучения. Образовательная робототехника интегрирует множество технологий, аккредитация и экспертиза может более четко выделить, какие области знаний развивает та или иная образовательная практика, что будет способствовать более грамотной сегментации рынка и выстраиванию более честных маркетинговых коммуникаций с клиентами. Сервис также может включать интеграцию информации о пройденной экспертизе и аудите в существующие или новые информационные каталоги, а также некоммерческие сервисы, консультации клиентов по выбору кружка с использованием таких информационных ресурсов.