— Как и куда будет расти онлайн-образование?
— Рынок образования достаточно сильно сегментирован. Но уже сегодня мы видим, например, что в некоторых нишах онлайн постепенно перевешивает офлайн. Например, объем языкового обучения в онлайне становится сопоставим с объемом в офлайне, если считать в уроках. Конечно, онлайн дешевле. Онлайн будет доминировать в обучении новым профессиям, и в России в этом сегменте есть несколько игроков. Один из них — Практикум.
Сегмент школьного онлайн-образования в России растет, но в ближайшие годы не будет иметь значительной доли на рынке, потому что сама ценность того, что ты можешь привести ребенка в школу, оставить его там социализироваться, общаться с друзьями, слушать учителей и прочее, довольно высокая. Большая часть высшего образования все равно останется в офлайне. Онлайн будет отъедать кусок этой ниши, но не очень быстро. Потому что посещение вуза, кроме получения знаний, предполагает еще и нахождение в закрытом элитарном сообществе, попадание в которое увеличивает шансы человека на успех в будущем. Первым перейдёт в онлайн дополнительное образование, потом ¾постепенно и лишь частично ¾ высшее, и меньше и медленнее всего ¾ школьное.
Американская компания 2U гораздо менее популярна, чем Coursera, но получает в четыре раза больше выручки. Она не создает платформы, а вместе с университетами открывает бакалавриаты и магистратуры, получая тем самым доступ к интересующей ее аудитории. В Америке эта модель более жизнеспособна, в России — менее. Во-первых, у нас недостаточно вузов, которые могут активно инвестировать в развитие онлайн-образования. Во-вторых, есть проблема с регулированием. В-третьих, человек в России больше ориентируется на бесплатное получение образования. Если бы люди были готовы платить, то вузы подстроились бы под них.