В докладе «Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра» (Фрумин & Добрякова и др, 2017) отмечается: «Сегодня еще не сформирована глобально принятая модель, но уже ясно: в центре трансформации — не столько обновление устаревшего содержания, и даже не специальные курсы по развитию универсальных навыков, сколько системное изменение методов обучения и оценки учебных результатов».
В области педагогических практик это означает следующее:
Концепция научного, технологического и инновационного образования для К-12 в Циндао (Китай) (Liu & Gong et al., 2017) основывается на следующих базовых установках:
Значимость этих видов деятельности подчеркивается в образовательных стандартах в следующих формулировках:
Это указывает на необходимость разработки учебно-методических материалов учебно-исследовательской и проектной направленности, выстроенных на методологии деятельностного подхода, в основе которого лежит представление об активной, субъектной позиции участников образовательного процесса.
Перечень вопросов-проблем, решить которые необходимо для грамотной организации учебных исследований и проектов, следующий:
В ходе реализации проекта мы опираемся на ряд положений, разработанных на предыдущих этапах работы. Начнем с определений.
Существует множество описаний учебно-исследовательской и проектной деятельности. В определениях, которые мы выработали для себя и своей работы, нам важно было подчеркнуть отличия одной деятельности от другой и указать на деятельностный характер данных учебных активностей.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся — это деятельность, которая предполагает достижение учащимся двух типов целей:
Модель предполагает учет возможностей учащихся разных классов. Каждый этап (в обсуждаемой версии решения это: 5−6 класс; 7−8 класс; 9−11 класс) — это качественно своеобразные, развивающиеся и сменяющие друг друга типы учебных проектов и исследований, которые позволяют: