Потребность в профессионально насыщенном взаимодействии отмечают как школьные учителя, так и академические преподаватели. В этой связи актуализируется идея диалога и его особенностей.
Возникнув на пересечении понимания смыслов языка академической культуры и готовности личности педагога к изменениям, диалог стал фактором детерминации (Богуславская, 2011). Французский философ Ж.-П. Сартр отмечал: «Мне необходим другой для того, чтобы я мог целиком охватить все структуры моего бытия» (Богуславская, 2011). В свою очередь, основоположник учения о диалоге М. Бахтин утверждал, что личностные позиции участников всегда неповторимы, так как именно они расширяют границы понимания и порождают интерес. При этом совместное обсуждение и интерпретация смыслов становятся признаком диалога (Иванов, 2001), и он «становится чем-то большим, нежели взаимодействие и аргументированный разговор» (Бахтин, 2000). Известный бразильский психолог-педагог и теоретик педагогики П. Фрейре рассматривал диалог как состояние «со-бытия, предшествующее субъектности», пересечения замыслов и намерений: «диалог происходит в точке, которую можно назвать своеобразным „моментом равновесия“, гарантирующим цельность и жизненность диалогирующей группы» (Бухараева, 2001). Этот момент М. Бахтин определил как «согласие». Он отмечал, что диалог оказывается возможен, когда участники воспринимают взаимодействие как «встречу двух сознаний» (Бахтин, 1979), встречу с иным мнением, взглядом на мир, когда происходит «наслаивание смысла на смысл» (Бахтин, 1979). Такой диалог обычно начинается с того, что каждый учитель делится своими суждениями о проблеме, формулирует свои вопросы, рефлексирует о том, что показалось важным. Разные мнения сталкиваются, завязывается обсуждение.