Доброта являет собой универсальную ценность, признанную и продвигаемую в большинстве известных культурных практик и религий. Не случайно выдающиеся мыслители гуманистической ориентации, начиная с древности и до наших дней, использовали доброту как краеугольный камень своих концепций. Достаточно назвать такие имена, как Демокрит, Коменский, Песталоцци, Гербарт, а затем уже Корчак, Сухомлинский и Далай-Лама.
Особенно значимыми для нас представляются концепции, основанные на признании первостепенной важности детства и уважении каждого ребенка, а также понимании, что все дети способны к постижению нового знания и обладают творческими способностями. Один из главных защитников детства Януш Корчак справедливо заметил: «Существует ложное убеждение…, что доброта портит детей и что мягкость порождает безнаказанность и беспорядок… Однако дети заслуживают уважения, доверия и доброты» [Korczak, 1992, с. 171].
Мы также опираемся на идеи и концептуальные положения о становлении морали и нравственных норм поведения современных американских психологов Д. Нервайз и Д. Лэпсли [Narvaez and Lapsley, 2009], на подходы к исследованию эмпатии и нравственных эмоций и их роли в нравственном поведении, обозначенные в трудах Н. Айзенберг [Eisenberg, 2001] и Л. Блума [Blum, 2011]. Немалый интерес представляют и работы Л. Нуччи и его обоснованный призыв к формированию социально активных и чутких личностей [Nucci and Ilten-Gee, 2021]. Особую ценность для нас представляют исследования Дж. Заки (2019), который пишет о «войне за доброту» и определяет эмпатию «как психологический "суперклей", который обеспечивает сотрудничество и доброту» [The Economist, June 7, 2019]. Вышеназванные работы составляют лишь небольшую группу из множества публикаций исследователей, работающих в той же области.
Мы также провели подробный анализ недавних отчетов Easel Project (по социальному и эмоциональному обучению, СЭО), опубликованных Гарвардским университетом [Jones et al., 2022], и отдельно отчет об использовании СЭО применительно к дошкольникам и младшим школьникам в США (2021).
Материалы «Объединимся в доброте» учитывают в равной степени культурные, национальные и иные особенности детей, а главное, позволяют услышать голос и мнение каждого ребенка в процессе формирования у них доброты и эмпатии. Ряд источников подтверждает [Jagers et al., 2018; 2019], что программы эмоционально-социального воспитания особенно результативны, когда используют проектную методику и реальную практику жизни как стимулы формирования автономии суждений и поступков, а также лидерских качеств, направленных на социальные перемены.
Не менее актуальны для нас и концепции эффективности обучения, применение которых способствует пробуждению детской любознательности, интереса к новому, а соответственно, и к учебе [Marzano, 2001]. Когда учащиеся становятся субъектами собственного процесса познания и формирования разнообразных умений, они приобретают подлинный стимул к учебе, и тогда они и чувствуют, и ведут себя по‑другому. В этом смысле наши учебно-методические материалы несут в себе высокий мотивационный заряд, поскольку реализуются на основе реальных мнений самих детей и признания их интересов, что и составляет основу каждого предложенного нами урока.
Прежде всего отметим, что тщательный анализ всех заявленных детских проектов позволил выделить семь ключевых тем, которые и легли в основу учебно-методических материалов. Практически каждый урок есть коллективное выражение детской мудрости и в тематике, и в соответствующих примерах. В определенной степени наша роль сводится к роли передатчиков, которые доносят голоса детей, часто приглушенные или вовсе потерянные, до сознания педагогов. Среди всех тем выделяются такие, как: создание атмосферы веселости и легкости, участия и сострадания, а также символов доброты; проявление участия в делах семьи и более широкого сообщества; забота о больных и престарелых; чествование подлинных «героев доброты» и поддержка тех, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации.
Вместе с темами мы также определили ключевые концепции и «язык доброты». Например, тема 5 «Проявление заботы о животных, природе и/или об окружающей среде или обо всей планете» сопровождается такими словами и понятиями, как «эмпатия», «забота», «любовь», «подготовка к чему‑либо» и «будущее».
Подобно предложенным нами семи темам, разработки уроков и связанные с ними варианты практической деятельности также носят инновационный характер, так как базируются на идеях самих учащихся, высказанных в классе и лишь изначально мотивированных учителем. Вообще, весь процесс приобщения к доброте окрашен голосами реальных детей не только в силу избранных семи тем, но и благодаря их предложениям в каждом конкретном классе, как и что делать в ходе совместных уроков. Поддерживая и закрепляя идеи самих учеников, педагоги тем самым выказывают свое уважение к мнению детей, что неизбежно ведет к созданию эмоционально позитивной атмосферы и отвечает нашему основному принципу в построении отношений в детско-взрослом сообществе.
Большинство разработок уроков включает в себя примеры детских проектов из разных стран, что позволяет использовать их как своеобразные «окна» в другую культуру. Учащимся предлагается посмотреть чье‑то короткое видео или рисунок либо прочитать эссе, а затем стать участником мозгового штурма, обсуждая, как и он мог бы поучаствовать в подобного рода активности и проявить доброту, но уже в рамках его собственной культуры.
Уроки разработаны с учетом отводимого на них времени. Предположим, у педагога осталось пять минут на уроке, и есть необходимость их чем‑то занять. Тогда на помощь придут наши разработки. Пять минут доброты – это уже что‑то, но мы рассчитываем, что возникнут и другие ситуации, когда учитель сможет глубже окунуться в конкретную тему. Все темы организованы таким образом, что педагог сможет их варьировать, причем без каких‑либо обязательств закончить все уроки или фрагменты по конкретной тематике.
Наиболее значительный результат обучения доброте наблюдается по завершении этапа урока «Подумай, поделись, поразмышляй и объединись с другими в доброте». В этой части представлены тщательно продуманные вопросы, которые обращены к критическому мышлению, призывают учащихся думать, писать или говорить на предложенную тему. Именно здесь и происходит реальное обучение, подлинное углубление в проблему посредством консолидации всех усилий [Brown et al., 2014]. Как мы знаем, именно благодаря этой разумной и преднамеренной деятельности происходит углубление и расширение детских знаний и синаптических связей.
Важно отметить, что наши учебно-методические материалы составлены применительно к трем возрастным группам, а не к классам. Предложенные виды деятельности доступны всем детям, хотя стоит отметить, что для групп со специальными потребностями и эмоциональными проблемами педагогам предстоит их несколько адаптировать. Мы намеренно не изменяли и не адаптировали рекомендованные примеры к особенностям той или иной культуры. Напротив, мы убеждены, что дети обязательно должны узнавать о других культурах и странах через работы своих сверстников. Только таким образом можно обеспечить детям реальное окно в другую культуру и зеркало своей собственной культуры.
Мы рекомендуем учителям вначале сформировать определенные «нормы участия», что послужит первым шагом к созданию безопасного и прогнозируемого пространства, где к каждому относятся с уважением. Мы также обращаем внимание на необходимость особенно бережного отношения к детям, которые перенесли какую‑то эмоциональную травму, и разъясняем, как это сделать. Поистине роль учителя сводится к поиску разнообразных средств для обеспечения равных возможностей быть услышанными и понятыми всем без исключения детям, признания их субъектности и автономии [Kenner & Raab, 2021; Domitrovich et al., 2017; Yeager, 2017]. Если конкретный класс является гомогенным, то тем более важно обеспечить ознакомление учащихся с другими культурами, что легко осуществить посредством предложенных нами примеров. Любая «встреча» с людьми, символизирующими новый язык, культуру или государство, поможет школьникам лучше ассоциировать себя с ними, а также позволит им почувствовать себя членами глобального сообщества людей.
Педагоги, участвовавшие в пилотном проекте и проведшие как минимум четырнадцать или более уроков для определенной возрастной группы, отмечали значительное улучшение атмосферы класса, а часто и культуры всей школы. Учителя, наряду с администраторами школ, родителями и жителями соответствующих микрорайонов, наблюдали множество неожиданных результатов проведенных уроков, усиленных, словно по мановению волшебной палочки. Интересно, что даже ученики, не задействованные в этой программе, наблюдая за позитивными действиями своих сверстников, начинали подражать им, а непосредственные участники пилотного проекта повторяли однажды использованные действия в сходных ситуациях, причем много позже.
Наконец, для оценки эффекта программы учителя могут воспользоваться разработанными нами «рубриками участия». Полученные данные позволят педагогам определить, насколько их учащиеся освоили каждую из тем программы.