КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ. МОТИВАЦИЯ

Спешите делать добро: от мультимедийного проекта к воспитанию доброты

Ценность доброты, мультимедийный проект, учебно-методические материалы
DOI 10.22394/2078–838Х-2023–2-88-93
Татьяна Владимировна Цырлина-Спэйди
доктор пед. наук, профессор, директор международного мультимедийного проекта "International Expressions of Kindness", профессор-адьюнкт Тихоокеанского университета г. Сиэтла, штат Вашингтон (США), гл. редактор электронного журнала "Russian-American Education Forum" и соавтор учебно-методических материалов "Connect with Kindness Child-Generated Teacher-Friendly Curricula Materials" (2023).
Эми Н. Спэнглер
магистр образования, первый автор учебно-методических материалов "Connect with Kindness" (2023), член команды международного мультимедийного проекта "International Expressions of Kindness", бывший директор школы и независимый консультант по вопросам образования.
Аннотация
Слова в названии этой статьи принадлежат известному российскому доктору Федору Петровичу Гаазу, подлинному символу доброты, который всей своей жизнью доказал возможность и необходимость творить добро. Однако сегодня происходит обратное – мы с тревогой наблюдаем значительное снижение уровня эмпатии и доброты среди учащихся, студентов и других групп населения на локальном и международном уровнях. Нас также не может не тревожить резко возросшая агрессивность людей в разных уголках планеты, что неизбежно отражается на жизни детей и подростков, приводя к множеству непоправимых трагедий и несчастий. Все это заставило нас переосмыслить свои приоритеты и породило насущную необходимость нового проекта, основанного на одной из наиболее ключевых и объединяющих ценностей, единодушно принятых человечеством. Речь идет о доброте, которую мы все легко различаем, принимаем с самого раннего возраста и высоко ценим в течение всей жизни. Этому был посвящен наш проект, краткое описание которого и составляет содержание статьи.

Ключевые слова: Ценность доброты, мультимедийный проект, учебно-методические материалы.

Финансирование: Цели проекта были поддержаны грантом Ассоциации нравственного воспитания: https://www.amenetwork.org/sid, некоммерческими организациями – Action for Media Education и The Northwest Center for Excellence in Media Literacy Education.
Цели и задачи проекта
Стартовавший в начале 2022 года проект назывался «Международные выражения доброты» («International Expressions of Kindness») и преследовал следующие цели: создание безопасного виртуального пространства для проявления доброты и формирования суждений о ней; более глубокое осмысление учеными и практиками того, как дети понимают и реализуют доброту; помощь детям в осознании и принятии добрых поступков на местном, национальном и международном уровнях, и наконец, разработка учебно-методических материалов в помощь педагогам детских садов и средних общеобразовательных школ. Эти материалы ориентированы на продвижение ценности доброты и добрых поступков среди детей в разных культурных и национальных контекстах*.
* Реализация этой последней цели проекта была поддержана небольшим грантом Ассоциации нравственного воспитания (https://www.amenetwork.org/sid).
Стартовавший в начале 2022 года проект назывался «Международные выражения доброты» («International Expressions of Kindness») и преследовал следующие цели: создание безопасного виртуального пространства для проявления доброты и формирования суждений о ней; более глубокое осмысление учеными и практиками того, как дети понимают и реализуют доброту; помощь детям в осознании и принятии добрых поступков на местном, национальном и международном уровнях, и наконец, разработка учебно-методических материалов в помощь педагогам детских садов и средних общеобразовательных школ. Эти материалы ориентированы на продвижение ценности доброты и добрых поступков среди детей в разных культурных и национальных контекстах*.

Мультимедийный проект реализован с помощью двух американских некоммерческих организаций – Action for Media Education и The Northwest Center for Excellence in Media Literacy Education – и получил поддержку от ряда общественных объединений во всем мире. Во главе проекта стоит первый автор этой статьи. Благодаря очень широкому международному охвату детей и взрослых (и вопреки короткому сроку проведения – с января по май 2022 года) мы сумели привлечь к участию более 1800 детей из 45 стран и шести континентов. Широкая палитра возможностей самовыражения – рисунок, видео, фотография, танец, эссе и т. п. – позволила нашим участникам успешно выразить свои мысли в отношении добро­ты и добрых поступков других, а т­а­к­ж­е поделиться собственными поступками, и все это в рамках индивидуальных, групповых и семейных проектов. Иначе говоря, мы предложили детям принять участие в празднике доброты, не ограничивая форм проявления самого «праздника».

Проект был полностью осуществлен в течение тринадцати месяцев (с января 2022 по февраль 2023 года), и, как часто бывает, в ходе работы мы вышли далеко за рамки первоначального плана и сумели сделать то, что прежде казалось невыполнимым. Более того, как мы и предсказывали, возникли так называемые «неожиданные результаты», как, например, приглашение провести короткий курс (март-апрель 2023 г.) на тему: «Укрепление эмпатии и доброты в дошкольных детских учреждениях и в начальной школе: современная теория и обнадеживающая практика» (Fostering Empathy and Kindness in Preprimary and Primary Schools: Modern theory and cogent practice). Слушателями стали студенты педфакультета Университета Турина в Италии.

Весь проект включал в себя четыре взаимо­связанные фазы:
  1. С января по май 2022 г. благодаря широкой рекламной кампании мы получили более тысячи детских работ на десяти разных языках.
  2. В течение июня-августа 2022 г., основываясь на детских творческих проектах и используя междисциплинарный подход, мы разработали учебно-методические материалы «Объединимся в доброте» (Connect with Kindness Child-Generated Teacher-Friendly Curricula Materials). Ведущую роль в разработке материалов сыграл второй автор статьи. Эти материалы напрямую связаны с понятиями эмпатии, сочувствия и доброты и соотносятся с концепциями моральной образцовости, заботы, сотрудничества, альтруизма и нравственного поведения.
  3. В течение третьей фазы проекта (сентябрь-декабрь 2022 года) мы провели пилотную проверку разработанных материалов, которые были использованы группой из приблизи­тельно 30 педагогов из 11 стран в разных детских учреждениях: школах, детсадах, детских площадках, парках.
  4. Наконец, в декабре 2022 – январе 2023 г. мы еще раз внимательно и критически проанализировали все полученные во время пилотного проекта материалы и предложения, внесли необходимую правку и опубликовали их на нашем сайте в свободном доступе*.
* Реализация этой последней цели проекта была поддержана небольшим грантом Ассоциации нравственного воспитания (https://www.amenetwork.org/sid).
Обсуждение материалов
Доброта являет собой универсальную ценность, признанную и продвигаемую в большинстве известных культурных практик и религий. Не случайно выдающиеся мыслители гуманистической ориентации, начиная с древности и до наших дней, использовали доброту как краеугольный камень своих концепций. Достаточно назвать такие имена, как Демокрит, Коменский, Песталоцци, Гербарт, а затем уже Корчак, Сухомлинский и Далай-Лама.

Особенно значимыми для нас представляются концепции, основанные на признании первостепенной важности детства и уважении каждого ребенка, а также понимании, что все дети способны к постижению нового знания и обладают творческими способностями. Один из главных защитников детства Януш Корчак справедливо заметил: «Существует ложное убеждение…, что доброта портит детей и что мягкость порождает безнаказанность и беспорядок… Однако дети заслуживают уважения, доверия и доброты» [Korczak, 1992, с. 171].

Мы также опираемся на идеи и концепту­альные положения о становлении морали и нравственных норм поведения современных американских психологов Д. Нервайз и Д. Лэпсли [Narvaez and Lapsley, 2009], на подходы к исследованию эмпатии и нравственных эмоций и их роли в нравственном поведении, обозначенные в трудах Н. Айзенберг [Eisenberg, 2001] и Л. Блума [Blum, 2011]. Немалый интерес представляют и работы Л. Нуччи и его обоснованный призыв к формированию социально активных и чутких личностей [Nucci and Ilten-Gee, 2021]. Особую ценность для нас представляют исследования Дж. Зак­и (2019), который пишет о «войне за доброту» и определяет эмпатию «как психологический "супер­клей", который обеспечивает сотрудничество и доброту» [The Economist, June 7, 2019]. Вышеназванные работы составляют лишь небольшую группу из множества публикаций исследователей, работающих в той же области.

Мы также провели подробный анализ недавних отчетов Easel Project (по социальному и эмоциональному обучению, СЭО), опубликованных Гарвардским университетом [Jones et al., 2022], и отдельно отчет об использовании СЭО применительно к дошкольникам и младшим школьникам в США (2021).

Материалы «Объединимся в доброте» учитывают в равной степени культурные, нацио­нальные и иные особенности детей, а главное, позволяют услышать голос и мнение каждого ребенка в процессе формирования у них доброты и эмпатии. Ряд источников подтверждает [Jagers et al., 2018; 2019], что программы эмоционально-социального воспитания особенно результативны, когда используют проектную методику и ре­альную практику жизни как стимулы формирования автономии суждений и поступков, а также лидерских качеств, направленных на социальные перемены.

Не менее актуальны для нас и концепции эффективности обучения, применение которых способствует пробуждению детской любознательности, интереса к новому, а соответственно, и к учебе [Marzano, 2001]. Когда учащиеся становятся субъектами собственного процесса познания и формирования разнообразных умений, они приобретают подлинный стимул к учебе, и тогда они и чувствуют, и ведут себя по‑другому. В этом смысле наши учебно-методические материалы несут в себе высокий мотивационный заряд, поскольку реализуются на основе реальных мнений самих детей и признания их интересов, что и составляет основу каждого предложенного нами урока.

Прежде всего отметим, что тщательный анализ всех заявленных детских проектов позволил выделить семь ключевых тем, которые и легли в основу учебно-методических материалов. Практически каждый урок есть коллективное выражение детской мудрости и в тематике, и в соответствующих примерах. В определенной степени наша роль сводится к роли передатчиков, которые доносят голоса детей, часто приглушенные или вовсе потерянные, до сознания педагогов. Среди всех тем выделяются такие, как: создание атмосферы веселости и легкости, участия и сострадания, а также символов доброты; проявление участия в делах семьи и более широкого сообщества; забота о больных и престарелых; чествование подлинных «героев доброты» и поддержка тех, кто оказался в тяжелой жизненной ситуации.

Вместе с темами мы также определили ключевые концепции и «язык доброты». Например, тема 5 «Проявление заботы о животных, природе и/или об окружающей среде или обо всей планете» сопровождается такими словами и понятиями, как «эмпатия», «забота», «любовь», «подготовка к чему‑либо» и «будущее».

Подобно предложенным нами семи темам, разработки уроков и связанные с ними варианты практической деятельности также носят инновационный характер, так как базируются на идеях самих учащихся, высказанных в классе и лишь изначально мотивированных учителем. Вообще, весь процесс приобщения к доброте окрашен голосами реальных детей не только в силу избранных семи тем, но и благодаря их предложениям в каждом конкретном классе, как и что делать в ходе совместных уроков. Поддерживая и закрепляя идеи самих учеников, педагоги тем самым выказывают свое уважение к мнению детей, что неизбежно ведет к созданию эмоционально позитивной атмо­сферы и отвечает нашему основному принципу в построении отношений в детско-взрослом сообществе.

Большинство разработок уроков включает в себя примеры детских проектов из разных стран, что позволяет использовать их как свое­образные «окна» в другую культуру. Учащимся предлагается посмотреть чье‑то короткое видео или рисунок либо прочитать эссе, а затем стать участником мозгового штурма, обсуждая, как и он мог бы поучаствовать в подобного рода активности и проявить доброту, но уже в рамках его собственной культуры.

Уроки разработаны с учетом отводимого на них времени. Предположим, у педагога осталось пять минут на уроке, и есть необходимость их чем‑то занять. Тогда на помощь придут наши разработки. Пять минут доброты – это уже что‑то, но мы рассчитываем, что возникнут и другие ситуации, когда учитель сможет глубже окунуться в конкретную тему. Все темы организованы таким образом, что педагог сможет их варьировать, причем без каких‑либо обязательств закончить все уроки или фрагменты по конкретной тематике.

Наиболее значительный результат обучения доброте наблюдается по завершении этапа урока «Подумай, поделись, поразмышляй и объе­динись с другими в доброте». В этой части представлены тщательно продуманные вопросы, которые обращены к критическому мышлению, призывают учащихся думать, писать или говорить на предложенную тему. Именно здесь и происходит реальное обучение, подлинное углубление в проблему посредством консолидации всех усилий [Brown et al., 2014]. Как мы знаем, именно благодаря этой разум­ной и преднамеренной деятельности происходит углубление и расширение детских знаний и синаптических связей.

Важно отметить, что наши учебно-методические материалы составлены примени­тельно к трем возрастным группам, а не к классам. Предложенные виды деятельности доступны всем детям, хотя стоит отметить, что для групп со специальными потребностями и эмоциональными проблемами педагогам предстоит их несколько адаптировать. Мы намеренно не изменяли и не адаптировали рекомендованные примеры к особенностям той или иной культуры. Напротив, мы убеждены, что дети обязательно должны узнавать о других культурах и странах через работы своих сверстников. Только таким образом можно обеспечить детям реальное окно в другую культуру и зеркало своей собственной культуры.

Мы рекомендуем учителям вначале сформировать определенные «нормы участия», что послужит первым шагом к созданию безопасного и прогнозируемого пространства, где к каждому относятся с уважением. Мы также обращаем внимание на необходимость особенно бережного отношения к детям, которые перенесли какую‑то эмоциональную травму, и разъясняем, как это сделать. Поистине роль учителя сводится к поиску разнообразных средств для обеспечения равных возможностей быть услышанными и понятыми всем без исключения детям, признания их субъектности и автономии [Kenner & Raab, 2021; Domitrovich et al., 2017; Yeager, 2017]. Если конкретный класс является гомогенным, то тем более важно обеспечить ознакомление учащихся с другими культурами, что легко осуществить посредством предложенных нами примеров. Любая «встреча» с людьми, символизирующими новый язык, культуру или государство, поможет школьни­кам лучше ассоциировать себя с ними, а также позволит им почувствовать себя членами глобального сообщества людей.

Педагоги, участвовавшие в пилотном проекте и проведшие как минимум четырнадцать или более уроков для определенной возрастной группы, отмечали значительное улучшение атмосферы класса, а часто и культуры всей школы. Учителя, наряду с администраторами школ, родителями и жителями соответствующих микрорайонов, наблюдали множество неожиданных результатов проведенных уроков, усиленных, словно по мановению волшебной палочки. Интересно, что даже ученики, не задействованные в этой программе, наблюдая за позитивными действиями своих сверстников, начинали подражать им, а непосредственные участники пилотного проекта повторяли однажды ис­пользованные действия в сходных ситуациях, причем много позже.

Наконец, для оценки эффекта программы учителя могут воспользоваться разработанными нами «рубриками участия». Полученные данные позволят педагогам определить, насколько их учащиеся освоили каждую из тем программы.
Заключение
Заключая, отметим, что использование учебно-методических материалов «Объединимся в доброте» доказало справедливость первоначального представления о том, что дети мудры и способны не только определить, что такое доброта, но и активно действовать на ее основе. Более того, участвуя в подобных уроках, дети демонстрировали более высокий уровень эмпатии, вдумчивости и доброты. Не удивительно, что большинство педагогов-участников пилотного проекта планируют продолжать их использование в будущем.
Список источников | References
1 Blum L. (2011). Empathy and Moral Psychology: A Critique of Shaun Nichols's Neo-Sentimentalism. In Carla Bagnoli (ed.), Morality and the emotions. Oxford University Press, 170–193.

2 Brown P. C., Roediger III H. L., & McDaniel M. A. (2014). Make it stick: The science of successful learning. Harvard University Press.

3 Christen M., Narvaez D. (2012). Moral Development in Early Childhood is Key for Moral Enhancement. American Journal of Bioethics-Neuroscience, 3(4), 25–26.

4 Domitrovich C. E., Syvertsen A. K., & Calin S. S. (2017). Promoting social and emotional learning in the middle and high school years. Edna Bennett Pierce Prevention Research Center, Pennsylvania State University.

5 Eisenberg N., Morris A. S. (2001). The Origins and Social Significance of Empathy-Related Responding. A Review of Empathy and Moral Development: Implications for Caring and Justice by M. L. Hoffman. Social Justice Research 14, 95–120. https://doi.org/10.1023/A:1012579805721.

6 Jagers R. J., Rivas-Drake D., & Borowski T. (2018). Equity and social-emotional learning: A cultural analysis (Frameworks Briefs Special Issue Series). CASEL. https://measuringsel.casel.org/wp-content/uploads/2018/11/Frameworks-Equity.pdf.

7 Jagers R. J., Rivas-Drake D., & Williams B. (2019). Transformative social and emotional learning (SEL): Toward SEL in service of educational equity and excellence. Educational Psychologist, 54(3), 162–184. https://doi.org/10.1080/00461520.2019.1623032.

8 Jones S. M., Brush K. E., Wettje S., Ramirez Th., et al. (2022). Navigating SEL from the inside out. Looking inside & across leading SEL programs: A practical resource for schools and OST providers. Easel Lab at Harvard Graduate School of Education. https://www.wallacefoundation.org/knowledge-center/Documents/navigating-social-and-emotional-learning-from-the-inside-out-middle-high-school.pdf.

9 Jones S. M., Brush K. E., Ramirez Th., et al. (2021). Navigating SEL from the Inside Out. Looking Inside and Across 33 Leading SEL Programs. A practical resource for schools and OST providers, preschool & elementary focus, 2nd edition. https://www.Wallacefoundation.org/knowledgecenter/douments/navigating-social-and-emotional-learning from-the-inside-out-2ed.pdf.

10 Kenner B. B., & Raab E. L. (2021). The missed opportunity of adolescence: How schools, educators and families can leverage developmental practice to support adolescents to reach their full potential. Choice-filled Lives Network. https://www.academia.edu/67837216/The_Missed_Opportunity_of_Adolescence_How_Schools_Educators_and_Families_Can_Leverage_Developmental_Practice_to_Support_Adolescents_to_Reach_their_Full_Potential.

11 Karlin M., & de Silva B. O. The Science, theory and practice of kindness: A Brief overview. https://mgiep.unesco.org/article/the-science-theory-and-practice-of-kindness-a-brief-overview.

12 Korczak J. (1992). When I am little again and The Child's right to respect. University Press of America.

13 Korczak J. (2018). How to love a child: And other selected works. Volumes 1-2. Vallentine Mitchell.

14 Marzano R. J. (2000). A new era of school reform: Going to where the research takes us. Mid-continent Research for Education and Learning.

15 Narvaez D., & Lapsley D. K. (2009). Moral identity and the development of moral character. In D. Medin, L. Skitka, D. Bartels, & C. Bauman (Eds.), Moral cognition and decision making, Vol. 50 of the Psychology of Learning and Motivation series (pp. 237–274). Elsevier.

16 Nucci L., Ilten-Gee R. (2021). Moral education for social justice. Teachers College Press.

17 Schonert-Reichl K. A., & Hymel S. (2007). Educating the heart as well as the mind: Why social and emotional learning is critical for students' school and life success. Education Canada, 47, 20–25.

18 Simon-Thomas E. (2019). How to Keep Your Empathy Switched On. https://www.youtube.com/watch?v=62ZFzvtVCdE&t=41s.

19 The Items Included in each of the 24 Revised IPIP-VIA Scales (Values in Action: Peterson & Seligman, 2004). https://ipip.ori.org/newVIAKey.htm#Kindness_Generosity.

20 The Dalai Lama's Education of the Heart. https://educationoftheheartdialogue.org/dalai-lama-education-of-the-heart/.

21 Tsyrlina-Spady T., & Renn P. (Eds). (2020). Nurture, care, respect, and trust: Transformative pedagogy inspired by Janusz Korczak. Myers Education Press.

22 Woolf N. Social-Emotional Learning Curriculum: 20+ Leading SEL Programs. Panorama Education https://www.panoramaed.com/blog/social-emotional-learning-curriculum.

23 Yeager D. S. (2017). Social and emotional learning programs for adolescents. The Future of Children, 27(4), 73–94. https://doi.org/10.1353/foc.2017.0004.

24 Zaki J. (2019). The War for Kindness: Building Empathy in a Fractured World. Crown.

25 Zaki J. (2019). How to increase empathy and unite society. The Economist. June 7, 2019.

Hurry up to do good: from a multimedia project to the education of kindness
Tatyana V. Tsyrlina-Spady
PhD, Professor, Director, "International Expressions of Kindness: Multimedia showcase", former Adjunct Professor at Seattle Pacific University, Seattle, WA, USA; Editor-in-Chief, Russian-American Education Forum: An online journal; coauthor, "Connect with Kindness Child-Generated Teacher-Friendly Curricula Materials" (2023).
Amy N. Spangler
M.A.Ed., the first coauthor of the "Connect with Kindness Child-Generated Teacher-Friendly Curricula Materials" (2023), Project team member, "International Expressions of Kindness: Multimedia showcase", former school principal and independent education consultant with national and international experience.
Abstract
The quote in the title belongs to a famous Russian doctor Fyodor Petrovich Gaaz (Friedrich Joseph Haass) who exemplified these words by his own life and who set the bar high in "doing kindness" and remaining a symbol of it. As educators, we are deeply concerned about a considerable drop in the empathy level among college students and other population groups on local and international scales and the growing anger and aggression in many parts of the worlds, numerous tragedies and shortages that directly affect children and young people. The above became one of the main reasons for us to initiate a new project, based on one of the most important and uniting values, appreciated by most people around the globe - KINDNESS, something we all learn to recognize at a very early age and keep close to our hearts. This paper will provide a short description of the above project.

Key words: Kindness, multimedia showcase, connect with kindness, child-generated teacher-friendly curricula materials.

Funding: The project was supported by a small grant from the Association for Moral Education, http://www.amenetwork.org/sid, and by two nonprofit organizations from Seattle, WA - Action for Media Education and The Northwest Center for Excellence in Media Literacy.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!