ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ. Экскурс

Дошкольное образование в Сибири. Начало

DOI 10.22394/2078−838Х−2022−1−103−112
Елена Владиславовна Котова
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет». Адрес: 107 150, РФ, Москва, ул. Лосиноостровская, 49.
Аннотация
С опорой на архивные документы анализируются предпосылки развития общественного дошкольного воспитания в первые годы Советской власти на территории Восточной Сибири (на примере Боготольского района Красноярского края, начало ХХ века). Региональные архивные фонды отражают длительность, сложность и противоречивость этого процесса на территории Красноярского края. Исходным положением при определении основных направлений развития дошкольного образования является признание дошкольного образования как подсистемы общего образования, имеющей определенную структуру (сеть детских дошкольных учреждений различных организационно-правовых форм, система органов управления учреждениями, содержание программ воспитания и обучения), с учетом национальных и региональных особенностей, характера быта и труда населения. Акцент сделан на анализе развития сети детских дошкольных учреждений различных типов и органов управления системой образования. Публикуются нормативные документы и материалы начала ХХ века, отражающие одну из главных ценностей по отношению к детям — охрану материнства и младенчества, не потерявшую своей актуальности и в наши дни. Раскрыты особенности организации и финансирования подготовки первых педагогических кадров для системы дошкольного образования.

Ключевые слова
Декреты Советской власти, временные детские площадки, детские сады, детские приюты, система дошкольного образования, Красноярский край, Боготольский район, начало ХХ века, охрана материнства и младенчества, «Пятинедельник», педагогические кадры.
Изучение истории и современного состояния образования традиционно является одним из ключевых направлений отечественной науки. Ведь национально особый тип мироотношения предполагает и соответствующий ему способ передачи, хранения, воспроизведения опыта поколений, то есть особые формы обучения и воспитания. Воспитание нельзя рассматривать изолированно от истории, от реальной жизни общества. Многие мыслители прошлого, стремясь изменить общественные условия, полагали, что разумное воспитание является решающим инструментом разумной организации общественных отношений. Начало ХХ века отличается богатством взлетов и падений в экономической, политической, социальной и культурной сферах общественной жизни России, которые оставили глубокий след в системе народного образования. Все это усиливает интерес к диалогу с прошлым, его изучению.

Обзор и анализ документов архивных фондов, годовых отчетов управлений образований, газетных публикаций по проблеме исследования развития дошкольного образования на территории Сибири свидетельствуют о том, что количество работ разного уровня по вопросам развития дошкольного образования в начале ХХ века незначительно. Таким образом, существует противоречие между возможностью использовать позитивный региональный опыт развития системы общего образования и отсутствием обобщающих специальных исследований в области дошкольного детства.
Первые декреты Советской власти об охране материнства, младенчества и их реализация в Сибири
До революции в царской России было около 250 детских садов. С первых дней Советской власти начали претворяться в жизнь требования 2 съезда РСДРП, включенные в программу партии еще в 1903 году, среди которых были и охрана материнства и младенчества, развитие общественного дошкольного воспитания.

У нас в стране впервые в мире начала создаваться государственная система дошкольного воспитания детей. Основоположник советской дошкольной педагогики Н. К. Крупская еще в дореволюционные годы разработала основные вопросы теории общественного дошкольного воспитания. Она писала, что «женщина-работница не может не оценить всех благ общественного воспитания» [Крупская, 1957, с. 6].

В Красноярске в 1912 г. было два частных детских сада, которые посещало около 50 детей в возрасте от 5 до 8 лет. Один — для детей из богатых семей, там было неплохо организовано эстетическое воспитание, другой — детский сад Ольгинского приюта.

В 1916 г. существовали уже четыре детских сада, более достоверных сведений о количестве садов в Красноярске к 1921−1922 гг. пока не обнаружено [Циванюк, 1970, с. 181].
Самый первый опыт организованного содержания деревенских детей дошкольного возраста в Енисейской губернии относят к 1902 году
Опыт организации детских площадок для детей дошкольного и младшего школьного возраста в уездах Енисейской губернии носил не систематический характер, и инициатива культурно-просветительской работы, в частности в г. Ачинске, была сосредоточена в руках местного Общества народного образования и физического развития. Деятельность Общества начала ХХ в. была отражена на страницах журнала «Сибирская школа»: «Преследуя цели физического развития, Общество минувшим летом (1916 г.) сосредоточивало свою деятельность на учреждении детской площадки, проведен был под руководством опытного педагога целый ряд игр, детских развлечений и в заключение была устроена выставка вещей детских изделий». Кроме того, в 1915 г. был реализован вполне удачный опыт организации детских яслей в Енисейской губернии, в частности в Ачинском уезде, описанный в журнале «Сибирская школа». При училищах уезда в летнее время для детей дошкольного возраста силами учащихся и учительниц училища организовывались ясли. Так, например, «ясли при 2-м училище г. Ачинска существовали с 20 июня по 10 августа. Сюда приводили детей местных солдаток в возрасте 7−12 лет, где под наблюдением учащих и проводили весь день (с 7 ч. утра до 7 ч. вечера). Обедали и пили чай дети в училище. Среднее количество детей, посещающих ясли, было 15 человек, из коих 12 человек мальчиков и 3 девочки. Наблюдение за детьми велось всеми учащими начальных училищ по очереди и заключалось в том, что дети в продолжение 3-х часов обучались грамоте, а в остальное время учащие старались устраивать им полезные и разумные развлечения» [Колокольникова, 2013, с. 75].
9 ноября 1917 года ВЦИК и Совет Народных Комиссаров издал декрет «Об утверждении Государственной комиссии по просвещению». Этим декретом дошкольное воспитание включалось в единую систему народного образования. В. И. Ленин в работе «Великий почин» назвал ясли и детские сады «ростками коммунизма». Эти учреждения, писал он, есть такие средства, «которые на деле способны освободить женщину, на деле способны уменьшить и уничтожить ее неравенство с мужчиной, по ее роли в общественном производстве и общественной жизни» [Ленин, 1919].

20 ноября 1917 года издана первая Декларация Наркомпроса по дошкольному воспитанию; она гласила: «Общественное дошкольное воспитание должно начинаться с раннего возраста…». С ноября 1917 по 1919 годы в Красноярске открыто несколько временных детских площадок, которые затем были преобразованы в детские сады.

Енисейский Губернский отдел народного образования (ОНО) был организован 6 января 1920 года.

В Красноярске 30 июля 1920 года открывается институт народного образования (ИНО), в состав его входило и отделение с названием «Воспитатель дошкольных учреждений». Базой для педпрактики был дом ребенка с показательным детским садом. К началу 1922−1923 гг. контингент учащихся ИНО составлял 346 человек дошкольного отделения.
Губисполком принял «Положение об оплате труда работников просвещения», оно определило оплату труда дошкольных работников в зависимости от территории губернии, должности, образования и стажа. В феврале были открыты бесплатные курсы, в июне в фельдшерской школе открыты месячные курсы «сестер милосердия по уходу за детьми дошкольного возраста». Уже в июне 1920 года по всей губернии открыто до 50 детских площадок и 10 детских садов, где велись занятия, игры, организовано бесплатное питание. С 8 по 15 августа 1920 года в Красноярске и уездах была проведена «Неделя матери и ребенка». Организовывается первый «дошкольный поход». Первым организатором детских площадок в г. Красноярске была Е. Ф. Зыкова.

В 1922 году, в связи с нэпом, произошли значительные сокращения штатов, как педагогического, так и технического персонала: «…количество детей должно быть сокращено путем возвращения их на руки родителям, родственникам и отдельным гражданам, пожелавшим взять на себя прокормление детей из голодного Поволжья… нужно обработать и засеять те огородные и полевые участки при детских учреждениях, которые помогли бы улучшить вопрос питания детей» [Сиротенко, 1970, с. 111, 115−117].
Предпосылки возникновения системы дошкольного образования в Красноярском крае
В сельских районах Красноярского края в период конца XIX — начала XX в. складывалась совершенно иная картина. Рассмотрим этот вопрос на примере Боготольского района. Центр района, г. Боготол, расположен около железнодорожной станции, как поселение возник в 1893 году, в город был преобразован в 1911 году. Население города составляло на декабрь 1932 года 14 941 человек, в районе проживало 66 189 человек, 20 сельских Советов и число населенных пунктов — 114. Первые населенные пункты района возникли в 1600 году (например, село Большая Косуль). Значительный процент составляли административно-ссыльные поселения, образованные при царствовании Александра II. После подавления Польского восстания в 1864 году десятки тысяч участников восстания были сосланы в Сибирь, затем движением переселенцев и ходоков из России в Томскую губернию (Столыпинская аграрная реформа) возникли остальные населенные пункты, что значительно обусловило многонацио­нальный состав населения города и района, слияние различных языков и культур.
Из доклада заведующего отделом народного образования от 12 сентября 1920 года: «…особенное внимание приходится обращать на дошкольное воспитание…»
Общественно-педагогическое движение, в частности и дошкольное образование, в Восточной Сибири сталкивалось с тремя особенностями: слабое материальное обеспечение большого количества переселенцев, отдаленность и малолюдность многих селений, кочевой образ жизни инородческого населения.

Самый первый опыт организованного содержания деревенских детей дошкольного возраста в Енисейской губернии относят к 1902 г. Благодаря частной инициативе В. А. Баландиной (урожденной Емельяновой) в ее родном селе Новоселово были организованы в летние месяцы 1902−1904 гг. детские ясли, где содержались крестьянские дети. Ясли посетил Иркутский генерал-губернатор Д. И. Пантелеев. Это были первые бесплатные сельские детские ясли не только в Енисейской губернии, но и во всей Сибири. Многие крестьяне не желали отдавать детей в ясли, мотивируя тем, что дома за ними присматривают старики и старухи, а 7−8-летние дети не только сами могут присматривать за младшими, но и выполнять некоторые домашние работы. Кроме того, крестьяне боялись понести дополнительные расходы и вообще проявляли недоверчивость к новому для них делу. Детские ясли, вопреки сопротивлению родителей в некоторых уездах, все же постепенно стали пользоваться популярностью; несмотря на тесноту и большую наполняемость, даже дети в возрасте до 2 лет посещали ясли [Колокольникова, 2013, с. 75].
Создание Управления образования
Дошкольные учреждения в г. Боготол возникли гораздо раньше, чем в Боготольском районе, в связи с тем, что население города преимущественно состояло из рабочих и служащих железнодорожного транспорта, т. е. развитие сети дошкольных учреждений во многом детерминировано возникновением железнодорожных построек: локомотивного и вагонного депо, самого железнодорожного пути в 1903 году.

Отдел образования в городе Боготол был создан при исполкоме рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов [1]. Из доклада заведующего отделом народного образования Боготольскому Совету от 12 сентября 1920 года: «…с уходом из города Боготола 1-го января 1920 года Сибирских войск, революционный комитет, наряду с другими учреждениями города, решил взять в свои руки и народное образование, для чего и было предложено организовать „Культ-просвет“…Первыми шагами Боготольского „Культ-просвета“ было организовать местное учительство и наметить план работ по всем видам народного образования, как по школьному, дошкольному и внешкольному…».

1 марта 1920 года «Культ-просвет» был переименован в подотдел Уездного отдела народного образования, а с 1 июля этого же года в районный отдел народного образования, в дальнейшем функции этого отдела выполнял инструктор по дошкольному образованию.
Село Боготол. Фото начала XX в.
С образованием районного отдела народного образования и с введением в него должности инструктора по дошкольному образованию перед Советом было возбуждено ходатайство об отпуске средств на организацию детской площадки, детского сада и детского приюта.

Из доклада заведующего отделом народного образования от 12 сентября 1920 года: «…особенное внимание приходится обращать на дошкольное воспитание. Именно здесь кладется кирпич будущего здания-человека … здесь вырабатывается его первое мировоздание… Отсутствие подготовленных педагогов… не могу же я педагога старой школы, привыкшего давать „от сюда и до сюда“, считать приспособленным к занятиям в дошкольном возрасте. За год была открыта одна детская площадка, один комплектный детский сад и детский дом. На ДОУ не было отпущено ни одной копейки. Детская площадка была при железнодорожном детском саде № 14, ее посещало 97 детей, не оборудована, без пособий, в таком же печальном положении и детский сад… с громоздкой школьной мебелью… Ведутся занятия 2 воспитателями с 11 до 15 часов по рисованию, лепке из глины и песка, первоначальному наглядному, счету, знакомство с явлениями из растительного и животного мира. Игры с пением, вырезывание, склеивание и плетением из бумаги различных вещиц. Ведутся собеседования по прочитанному … приобретение навыков в трудовых процессах… Детдом представляет из себя как бы школу коммуны с интернатом, дети в возрасте от 5 до 16 лет находятся на полном иждивении. В детском доме 33 ребенка, намечается открытие еще одного приюта для детей красноармейцев в селе Боготол на 40−50 детей. Предполагается открыть еще 2 комплекта детского сада» [2].
Система дошкольного образования Красноярского края ввиду экономических потребностей, социальных и культурных особенностей развивалась непрерывно, динамично, но крайне неравномерно и противоречиво
10 ноября 1920 года в городе состоялась районная беспартийная конференция женщин, после проведения которой в г. Омск в Сибирский региональный отдел статистики (СИБРОСТ) была направлена телеграмма следующего содержания: «…что поставленное общественное воспитание даст большую возможность развить все способности ребенка и сохранить жизнь громадного большинства детей … конференция считает этот вопрос первостепенной важности … принять инициативу по контролю воспитания … и образования кадра воспитателей из трудового масса путем командирования на специальные курсы работниц…».

Протоколом Боготольского районного съезда Советов от 30 апреля 1921 г. был рассмотрен вопрос об организации учреждений дошкольного образования: яслей и площадок в селах района.

Постановили: принять к сведению [3].

1929 год. Из протокола № 1 заседания Боготольского районного комитета ВКП/б/ от 6 июня 1929 года: «Слушали: о ясельной кампании на 1929/1930 годы. Постановили: намеченную сеть детских яслей и детских площадок утвердить. Недостающую сумму средств предложить изыскать через коммунистические фракции советско-профессиональных и общественных организаций».

Однако в районе сеть дошкольных учреждений начала развиваться гораздо позже.
«Пятинедельник охраны материнства и младенчества»
В начале 1930 года в Красноярском крае краевым комитетом партии был объявлен «Пятинедельник охраны материнства и младенчества». Город и район включился в проведение «Пятинедельника», приводим выписки из архивных документов [4]:

«План проведения „Пятинедельника охраны материнства и младенчества“ по гор. Боготолу:

1. Проработать вопрос о значении пятинедельни­ка на профсоюзных собраниях, комсомольских, партийных и добиваться практического участия в этой работе всех общественных организаций.
2. Провести сбор по подписным листам, распространения марок, вызовы через газету.
3. Провести постановку спектакля советским делегатским собраниям в Доме просвещения и выезд в село Боготол. Путейскому движению тяги устроить 1 платный вечер в рабочем клубе в пользу охраны младенчества. Буфет, лотерея, купить мануфактуры в горпо для продажи и пошивки белья. Пошивку провести под руководством кружка рукоделия. Провести начисления на койки в Доме крестьянина служащих 10 коп., крестьян 5 коп.
4. Провести начисление на билеты в кино 5 коп. и продажа марок в сельпо и горпо.
5. В консультации провести конкурс на лучшего ребенка…».
Помещение детского сада.
«Извещение. Сегодня, т. е. 26 марта созывается заседание районной комиссии по проведению пятинедельника охраны младенчества и детства в помещении райисполкома. Нижеупомянутым товарищам явиться аккуратно…».

В городе и районе была создана комиссия по проведению «Пятинедельника». Приводим документ о принятии комиссией вызова Ти­сульской (Кемеровская область) комиссии по проведению «Пятинедельника»:

«Всем делегатским собраниям и сельским комиссиям по проведению пятинедельника Охраны материнства и детства.

Районная женская организация и райкомиссия по проведению Пятинедельника охраны материнства и детства приняли вызов Тисульс­кого района изыскание средств для детяслей и площадок на 1500 р. и вызываем Ачинского и Итатского (Кемеровская область) района делегаток [5].

Выполнение вызова ложится на сельские комиссии и делегатские собрания, Вы как являетесь помощниками выполнения вызова, не только участвовать в районном вызове Социалистического соревнования, а также разверните работу по социалистическому соревнованию внутри нашего района, между собраниями и сельскими комиссиями. Изыскание средств на детясли и площадки.

Пятинедельник продлен до 1 мая с. г.

Председатель комиссии Охраны материнства и детства А. Сосновская».
Из Ачинского уезда (г. Боготол и Боготольс­кий район в то время относился к нему) за подписью зав. п/отд. Охматмлада Вихревой было направлено уведомление следующего содержания:

«Боготольскому райисполкому.

Препровождается Вам для рассылки по всем детяслям, врачебным участкам, фельдшерским пунктам и консультациям 10 экз. книжки „Ясли в колхозах“ Соболевой, которые следует по получении разослать немедленно в вышеуказанные пункты».

«Боготольскому райисполкому.

На Ваше отношение № 8541 сообщаем, что при распорядке некоторых промтоваров по округу на ясли на 1929−30 год Боготольскому району отправлено 300 метров мануфактуры, 97 кг вермишели макарон, 19 кг манной крупы, 16 кг карто­фельной муки. Будет разослано печенье и мыло. Все, что было запланировано, уже разослано. Вновь поступающие промтовары и продукты питания будут бронироваться, и распределяться по районам. Кроме того, районному, исполнительному комитету следует немедленно забронировать для детского питания все имеющиеся запасы в кооперациях: риса, манной крупы, сухих фруктов, запретив расходование этих продуктов для питания взрослого населения. Забронировать необходимое количество сахара и других потребных продуктов через свои кооперативные организации. Такое распоряжение дано от крайисполкома всем окружным, районным торгующим организациям. Озаботьтесь на месте бронирования продуктов и мануфактуры.

Зав. п/о Охматмлада/подпись/Вихрева» [6].
Прилагается отчет комиссии по проведению «Пятинедельника» о собранных средствах:

«Отчет о собранных средствах

в пользу Охматмлада с вечера 7/06 1930 г.

От билетов — 40 р. 19 к.

От лотереи — 19 р. 85 к.

Буфет — 13 р. 17 к.

Итого 73 руб. 21 к.».
Прилагается отчет комиссии по проведению «Пятинедельника» о собранных средствах:

«Отчет о собранных средствах

в пользу Охматмлада с вечера 7/06 1930 г.

От билетов — 40 р. 19 к.

От лотереи — 19 р. 85 к.

Буфет — 13 р. 17 к.

Итого 73 руб. 21 к.».
Одна из первых групп детского сада.
В районе спешно открываются курсы по обучению заведующих детскими яслями, вопрос решается на уровне аппарата исполкома горсовета и райкома партии, созывается совещание при райздраве:

«Протокол № 1 совещания при Боготольском райздравотделе [7].

Повестка дня:

1. О подготовительной работе к открытию курсов.
2. Разработка программы.
3. Расписание занятий.

День открытия курсов.

Слушали о подготовительной работе к открытию курсов зав. дет. ясель.

Постановили: Информацию принять к сведению. Руководство курсами зав. дет. ясель поручить тов. Сосновской и Юдину и до­биться перед Риком отпущения средств в сумме 1000 руб. для курсов на основании директив Сиб. Здравотдела.

Слушали: о разработке программы.

Постановили: Программу 4 м-ц курсов сократить до ½ м-ц, т. к. в данном районе малое количество врачей и перегруженные основной работой. Поручить т. Годику договориться с врачами на бесплатное чтение лекций на курсах.
Слушали: о распределении занятий и подбор лекторов.

Постановили:

1. Политэконота 18 ч.
2. Охматмлад 18 ч.
3. Биология 6 ч.
4. Анатомия, физиология и потология 12.
5. Молочная кухня 6 ч.
6. Анат. Физ. Особен. реб. разн. возр.
Гигиена и вскармл. ребенка. 30 ч.
7. Общая и соц. гигиена. 12 ч.
8. Первая помощь. 6 ч.
9. Гигиена женщины. 8 ч.
10. Курс педагогики раннего детского возраста. 13 ч.
11. Детские болезни. 10 ч.
12. Родной язык. 37 ч.
13. Математика. 40 ч.".
Очень тяжелое положение складывалось с приобретением оборудования для детских яслей: мебель — столы, стулья — готовили столяры артелей, чаще всего это были длинные скамейки и лавки к ним, постельного белья, посуды и кроваток не хватало. Не менее напряженно складывалась обстановка с обеспечением продуктами, районная комиссия охраны материнства и детства неоднократно обращалась в Окружной отдел здравоохранения с просьбами «…посодействовать на Окр. Потребсоюз о своевременном снабжении продуктами детясли и площадки, а то возможен срыв работы таковых» [8].

Детские ясли и площадки в колхозах были в основном сезонные, с весны по осень, за отдельн­ыми исключениями — в некоторых колхозах и в городе детские сады работали круглогодично. В основном списочный состав доходил до 40 детей, причем принимались дети в возрасте и одного месяца, так как в декретном отпуске женщина находилась всего один месяц. При этом ясли были только дневные. Питание 4-разовое. На 40 детей штат состоял из 7 человек: «…заведующих 1, подготовки никакой не проходила, нянь 4, кухарка 1, прачка 1. Помещение вполне подходящее…».
Труд работниц детских ясель был тяжелым: стирали вручную, одна кухработница должна была успеть и приготовить пищу, и перемыть всю посуду. «…Работницы работают больше восьми часов … графика нет, жалованье кухарки 32 рубля, уборщицы 30 рублей, жалованье выплачивалось колхозами, (за исключением детских садов города Боготол — от железной дороги) в неопределенное время, спецодежда не дается, при работе, питание, когда остается…».

Из отчета о работе Александровского сельс­кого Совета за 1930−1935 г. г.: «…в 1930 году у нас не было ни одних детяслей, в 1934 г. мы имели 6 детских яслей, охватили 80 детей, детплощадок в 1930 году не было, а в 1934 году 6 детплощадок с охватом 130 человек, одна детплощадка в селе Александровка работает круглый год, охватывает 40 человек» [9].

Всего детей по Боготольскому району и городу Боготол на 07.04.30 г. в возрасте от 0 до 8 лет было 6266.

На 01.01.1931 года по г. Боготол значилось два круглогодичных детских сада, один на 90 мест в центре города и детский сад железной дороги на 60 мест, 3 летних детских площадки (на 3 месяца) на 160 мест.

По Боготольскому району 24 детских яслей, сезонных на 5 месяцев на 1019 детей, и 3 детских площадки сроком на 2 месяца на 83 ребенка.
Заключение
Система дошкольного образования Красноярского края (на примере г. Боготол и Бого­тольского района) ввиду экономических потребностей, социальных и культурных особенностей развивалась непрерывно, динамично, но крайне неравномерно и противоречиво.

В ходе анализа архивных материалов были зафиксированы негативные социальные явления и широкий круг нерешенных проблем в дошкольном образовании данного периода: отсутствие подготовленных педагогов, всеобщего начального обучения, рецидив безграмотности, слабая материальная база.

Таким образом, важнейшими факторами развития дошкольного образования Восточной Сибири исследуемого периода были следующие: социально-экономическое развитие страны в целом и региона в частности, политика правительства в области дошкольного образования, уровень культурного развития общества, общественно-педагогическое движение в Сибири. Типы детских садов Сибири означенного периода весьма многообразны: ведущие подготовку к школе (д/с Грудининой), основанные на концепциях отечественных педагогов, в частности А. С. Симонович (д/с Омороковой), использующие методику М. Монтессори (д/с Ольгинского приюта, Городской народный д/с Томска) [Колокольникова, 2013, с. 78].
В целом формирование системы дошкольного образования в этот период шло крайне медленно. Значительно задерживало открытие педагогических учебных заведений то, что Восточная Сибирь, в отличие от Центральной части России, обладала рядом таких особенностей, как: экстремальные условия жизни, очень низкая плотность населения, кочевой уклад жизни коренного населения и его культурная отсталость, безграмотность, инертность общества к культурно-образовательным начинаниям; территория Енисейской губернии неоднократно подвергалась изменениям административного устройства. С 1925 по 1930 годы Енисейская губерния входила в состав Сибирского края с центром в г. Ново-Николаевске (ныне г. Новосибирск), затем частично в Западно-Сибирский край (г. Новосибирск) и Восточно-Сибирский (центр г. Иркутск), и только с декабря 1934 года был образован Красноярский край. Важную роль в развитии дошкольно­го образования играл г. Красноярск с его социально-экономической и культурно-образовательной инфраструктурой, захватывающей в образовательное пространство сельское население.
Литература | References
1. Боготольский госархив. История партийной организации. 1960. Фонд Р-13, опись 1, дело 15, с. 18–20.
2. Боготольский госархив. Фонд Р-13, опись 1, дело 28, лист 12-13.
3. Народное образование в Енисейской губернии (1922). Красноярск. Губгосиздательство Енисейского губоно, c. 7-8.
4. Боготольский госархив. Фонд Р-13, опись 1, дело 15, лист 4, дело 27, лист 3. Центр хранения, изучения документов новейшей истории (ЦХИДНИ), г. Красноярск, улица Робеспьера, 4. Фонд Р-30, опись 2, дело 1, лист 4.
5. ЦХИДНИ. Фонд Р-30, опись 3, дело 39, лист 10, 2.
6. ЦХИДНИ. Фонд Р-30, опись 3, дело 39, лист 19, 31, 36.
7. ЦХИДНИ. Фонд Р-30, опись 3, дело 39, лист 32.
8. ЦХИДНИ. Фонд Р-30, опись 3, дело 39, лист 86, 96, 101, 102, 55.
9. ЦХИДНИ. Фонд Р-30, опись 3, дело 39, лист 37, 56, 6.
10. Колокольникова З. У. (2013). Дошкольное воспитание в Сибири конца XIX — начала XX в.: монография. Красноярск: Сиб. Федер. ун-т.
11. Крупская Н. К. (1957). Педагогические сочинения, с. 6. М.: Академия педагогических наук РСФСР.
12. Ленин В. И. (1919). Великий почин. https://coollib.com/b/448097-vladimir-ilich-lenin-velikiy-pochin/read.
13. Народное образование в Енисейской губернии. (1922). Красноярск. Губгосиздательство Енисейского губоно, с. 7–8.
14. Сиротенко Т. М. (отв. ред.). (1970). Народное образование в Красноярском крае за годы Советской власти, с. 111, 115–117. Красноярск.
15. Циванюк К. Д. (1970). Развитие дошкольного воспитания в г. Красноярске за 50 лет. Народное образование в Красноярском крае за годы Советской власти, с. 171–184. Красноярск.
Preschool education in Siberia. Beginning
Elena Vladislavovna Kotova
PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Moscow State University of Humanities and Economics. Address: Losinoostrovskaya str., 49, Moscow, 107 150.
Abstract
The prerequisites for the development of public preschool education in the early years of Soviet power in Eastern Siberia are analyzed on the basis of archival documents. The regional archival collections reflect the duration, complexity, and inconsistency of this process in the Krasnoyarsk Territory. The starting point in determining the main lines of development of preschool education is the recognition of preschool education as a subsystem of general education that has a definite structure: (a network of children preschool institutions of various organizational and legal forms, a system of institutions management, the content of programs of education and training), considering national and regional characteristics, the nature of life and work of the population. More emphasis is placed on the analysis of the development of the network of pre-school institutions of various types and education management departments. There are published normative documents and materials of the beginning of XX century reflecting one of the main values in relation to children — protection of motherhood and childhood, which do not lose their relevance today. The features of the organization and financing of the training of the first pedagogical staff for the preschool education system are disclosed.

Keywords

Decrees of Soviet power, temporary playgrounds, kindergartens, children’s shelters, pre-school education system, Krasnoyarsk Territory, Bogotolsky District, early twentieth century, protection of motherhood and infancy, "Five-week", teaching staff.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!