По мнению некоторых современных исследователей, постсекулярное общество — это не столько некая новая реальность и новая нормативная установка, сколько новые оптики, позволяющие увидеть, казалось бы, привычное и расхожее в ином ракурсе и в ином свете (Узланер, 2013). Другими словами, применительно к
постсекулярному, речь идет не о простом переключении на некие не-секулярные позиции, но о трансформации очевидно выхолощенного секулярного содержания, а также о поисках его границ и пределов вкупе с проблематизацией прежде очевидных, с точки зрения секуляризма, взглядов и подходов к образованию в том числе.
Ю. Хабермас (2008a) приводит следующий яркий пример инверсии смыслов, смещения акцентов: «Слово
толерантность часто произносят на одном дыхании, через запятую со словом
уважение; однако понятие толерантности, корни которого восходят к XVI—XVII вв.екам, не базируется на уважении — как раз наоборот! Мы нуждаемся в толерантности только тогда, когда имеем дело с мировоззрением, которое представляется нам неправильным, и с обычаями, которые нам не нравятся».
Американский философ и богослов Джон Капуто пишет по этому поводу: ««Пост-"в «постсекулярном» следует понимать не в смысле «игра закончена», но в смысле «после прохождения через» современность, так что речь не идет ни о левом иррациональном релятивизме, ни о новом впадении в консервативную досовременность, которое скрывается под видом постмодерна».