рулевое колесо. ИНВЕСТИЦИИ
УДК 37; 339.97; 351.72
Раннее развитие и дошкольное образование

Финансирование в России и за рубежом*
*Статья подготовлена по результатам статистических обследований в рамках проекта «Мониторинг экономики образования» Министерства просвещения Российской Федерации, реализуемого в соответствии с Тематическим планом научно-исследовательских работ и работ научно-методического обеспечения, предусмотренных Государственным заданием НИУ ВШЭ на 2020 год.
DOI 10.22394/2078−838Х−2020−4−36−47
  • Ирина Всеволодовна Абанкина
    к. э. н., заслуженный профессор, Институт образования НИУ ВШЭ (101 000, РФ, Москва, пер. Потаповский, 16, стр. 10).
  • Иван Александрович Кравченко
    аналитик, Институт образования НИУ ВШЭ (101 000, РФ, Москва, пер. Потаповский, 16, стр. 10).
  • Людмила Михайловна Филатова
    к. э. н., ведущий научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ (101 000, РФ, Москва, пер. Потаповский, 16, стр. 10).
Аннотация
В работе исследуются механизмы финансирования раннего развития и дошкольного образования, уровень государственных инвестиций по отношению к валовому внутреннему продукту (далее — ВВП) и отличия в среднегодовых расходах на одного ребенка в разных странах. Оценивается развитие дошкольного образования в рамках продуктивного государственно-частного сотрудничества, партнерских отношений государства с представителями бизнеса с целью повышения охвата детей дошкольным образованием. Анализируется, как влияют на объемы инвестиций следующие факторы: возраст зачисления детей в систему дошкольного образования и перехода к начальному образованию, режим пребывания детей в дошкольных организациях, различия в реализации программ социальной поддержки многодетных и малообеспеченных семей. Оценивается уровень обеспеченности педагогическими кадрами, который может напрямую влиять на качество дошкольного образования.

Ключевые слова
Государственные инвестиции в дошкольное образование, социальные программы поддержки семей с детьми дошкольного возраста, государственно-частное партнерство в сфере дошкольного образования, охват детей дошкольным образованием, обеспеченность педагогическими работниками.
Введение
За последнее десятилетие многие страны расширили систему дошкольного образования для детей младшего возраста (до 3 лет) при активном развитии государственных, муниципальных и частных дошкольных организаций. В большинстве стран ОЭСР в среднем более 50% детей охвачены программами развития раннего возраста. Треть детей посещает программы дошкольного образования в частных учреждениях (Education at a Glance, 2018, table B2). В период с 2005 по 2016 год средний показатель охвата детей в возрасте 3−5 лет дошкольным или начальным образованием вырос с 75 до 85%. В этих странах все детские сады платные, независимо от формы собственности (государственной или частной). Режимы и условия пребывания детей в садах могут быть разными. При этом в каждой стране есть программы поддержки для многодетных и малообеспеченных семей, что отвечает принципам равного доступа в сфере дошкольного образования, присмотра и ухода за детьми.
Больше всего тратят на дошкольное образование три страны — участницы ОЭСР — Норвегия, Швеция и Исландия
Современные меры государственной политики России в рамках интеграционного развития образовательных и демографических процессов, направленные на повышение доступности дошкольного образования, позволяют семьям с разным уровнем дохода дифференцировать свои траты на детей дошкольного возраста. В первую очередь это касается семей с низкими доходами. Внедряются механизмы финансовой поддержки таких семей. Создаются условия, позволяющие работать женщинам с детьми до трех лет (Абанкина & Филатова, 2018). Стратегический курс государственной политики по финансированию условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализации программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям позволяет семьям гибко подходить к распределению расходов на дошкольное образование.
Эти меры имеют социальную направленность (снижают нагрузку на семейные бюджеты), повышают доступность дошкольного образования. Реализация этих мер позволяет государству расширять возможности дошкольного образования, вводить разнообразные формы предоставления услуг за счет бюджетных средств (Абанкина и др., 2019).
Норвегия, Швеция, Исландия
Больше всего тратят на дошкольное образование три страны — участницы ОЭСР — Норвегия, Швеция и Исландия: от 1,65% до 1,95% от ВВП. Эти страны отличаются также высокими показателями среднегодовых расходов на одного ребенка с учетом паритета покупательной способности: в Норвегии — 18 244 доллара США, в Швеции — 15 303 доллара США и в Исландии — 15 012 долларов США (см. рис. 1, I квадрант). Каждая страна в рамках государственного субсидирования либо безвозмездно помогает родителям, либо возмещает часть выплат по взносам родителей с помощью налоговых вычетов.
Рис. 1. Сопоставление государственных расходов дошкольного образования в ВВП и среднегодовых расходов в расчете на одного ребенка (с учетом паритета покупательной способности) по организациям всех форм собственности в разных странах, 2016 г. (Education at a Glance, 2019, table B2.4)
В Норвегии ежемесячные взносы родителей составляют 3000 крон (это примерно 300 долларов США). Данная сумма одинакова как для государственных, так и для частных детских садов. В конце года с помощью налогового вычета родителям возмещают 80% от оплаты государственного детского сада либо 50% от оплаты частного. Если государство не может выделить ребенку место в детском саду, то родители получают пособие — 3000 крон ежемесячно. Тихий час в детских садах Норвегии предусмотрен только для самых маленьких детей, горячее питание отсутствует. Таким образом, у данных организаций нет необходимости оборудовать спальные места и помещения для приготовления еды, а также набирать специализированный персонал. Эти условия помогают развивать и расширять образовательные программы для детей раннего и дошкольного возраста. Как следствие, больше детей становятся участниками программ раннего развития (до 3 лет) — до 56% в 2017 г. относительно 33% в 2005 г. (см. рис. 2а) — и дошкольного образования (от 3 до 5 лет) — до 97% в 2017 г. относительно 88% в 2005 г. (см. рис. 2б). Родители забирают детей домой до 17:00, если учреждение работает полный день, который длится 10 часов, либо раньше, если учреждение работает 5−7 часов.
Рис. 2. Показатели охвата детей ранним развитием (до 3 лет) и дошкольным образованием (от 3 до 5 лет) с 2005 по 2017 гг., в % (Education at a Glance, 2019, табл. B2.1, рис. B2.3)
В Швеции посещение детского сада оценивается в размере 800 крон (это примерно 80 долларов США), но сумма зависит от дохода семьи. Для многодетных семей есть различные скидки. Оплата также зависит от условий присмотра за ребенком (на целый день — или минимум, на 15 часов в неделю). Питание и дневной сон могут быть включены в оплату по желанию родителей.

В Исландии размер платы за посещение детского сада определяется продолжительностью ежедневного пребывания ребенка в детском саду. В государственных детских садах оплата за содержание ребенка делится между муниципальным и родительским взносом, родители покрывают до 30% расходов.
Реализация государственных программ с использованием как различных условий и режимов пребывания ребенка, так и инструментов социально ориентированного бизнеса и поддержки многодетных и малообеспеченных семей для обеспечения раннего развития и дошкольного образования способствуют повышению их доступности. Родители оплачивают часть стоимости услуг по присмотру и уходу за детьми и — в отдельных странах — питание воспитанников. Высокие показатели соотношения государственных расходов в ВВП (см. рис. 1, I квадрант) подтверждают значимость государственного финансирования.
Швейцария и Люксембург
Из стран — участников ОЭСР выделяются две страны, в которых при низкой доле государственных расходов на дошкольное образование в ВВП (в пределах 0,4% и 0,5%) отмечаются высокие показатели годовых расходов на одного ребенка, это Швейцария и Люксембург (рис. 1, IV квадрант). Средний размер расходов на одного ребенка в Люксембурге один из самых высоких — 17 532,8 доллара США. В Люксембурге 90% детей проходят обучение на государственной основе (рис. 3). В Швейцарии дошкольное образование является платным как для государственного сектора, так и для частного. Пребывание детей в садах оплачивается из средств государственного и местного бюджета лишь частично. Основную часть стоимости обучения оплачивают родители, исходя из своего уровня дохода. Размер среднегодовых расходов на одного ребенка с учетом пребывания в государственных (охват составляет 95% детей) и частных детских садах приравнивается к 12 592 долларам США.
Индонезия, Ирландия, Новая Зеландия
Выделяются страны, где частный бизнес активно участвует в дошкольном образовании: Индонезия (97,7%) и страны — участницы ОЭСР: Ирландия (98,9%) и Новая Зеландия (98,7%) (см. рис. 3). К примеру, в Новой Зеландии только 1,3% воспитанников дошкольного образования посещают государственные дошкольные организации, остальные 98,7% детей проходят обучение в частных организациях, из них порядка 59% посещают детские образовательные центры. Правительство Новой Зеландии субсидирует всех детей, посещающих службы раннего обучения до 3 лет в течение шести часов в день (в общей сложности 30 часов в неделю). В этих условиях доля государственных расходов в ВВП составляет 1,0%, а удельные расходы на одного ребенка в год в среднем приравниваются к 8 783 долларам США (см. рис. 1, III квадрант).
Рис. 3. Распределение детей в сфере дошкольного образования по формам собственности в разных странах, 2017 г., в % (Education at a Glance, 2019, табл. B2.3)
Для Новой Зеландии значительное влияние имеет активное развитие частного сектора раннего развития и дошкольного образования (рис. 3), которое осуществляется на основе партнерских отношений государства с представителями бизнеса для повышения охвата детей. При этом доля частных расходов составляла в 2016 г. 21%, государственных расходов — 79%; в Ирландии частные расходы приравниваются к 3%, при этом 97% государственных расходов направляются на поддержание частного и государственного сектора (см. рис. 4).
Рис. 4. Соотношение государственных и частных расходов в финансировании раннего развития и дошкольного образования детей в разных странах, 2012 г. и 2016 гг., в % (Education at a Glance, 2019, табл. C3.1)
Япония, Великобритания
Развитие государственно-частного партнерства в большинстве стран оказывает значимое влияние на повышение доступности дошкольного образования: к примеру, в 2016 г. в Японии 75,6% детей посещали частные дошкольные организации, при этом 51% их финансирования покрывался из частных источников (см. рис. 3 и рис. 4). В Великобритании 55% воспитанников частных организаций практически полностью финансировались за счет средств частного бизнеса, на их долю в 2016 г. приходилось 52% расходов.
Средний размер расходов на одного ребенка в Люксембурге один из самых высоких — 17 532,8 доллара США
Таким образом, при расширении частного сектора свыше 40% в условиях участия государственных программ поддержки среднегодовые расходы на программы раннего развития (до 3 лет) в расчете на одного ребенка могут быть увеличены в пределах от 8 200 до 25 300 долларов США практически для 35% стран, и для 33% стран — в пределах от 6 500 до 14 300 долларов США на дошкольное образование детей от 3 лет и старше.

Каждая страна, соблюдая индивидуальный подход и сложившиеся традиции, самостоятельно устанавливает возраст зачисления детей в дошкольные организации и возраст перехода ребенка в начальное образование, предоставляет каждому ребенку право на получение дошкольного образования и возлагает на государство финансовую ответственность за реализацию данного права (рис. 5).
ЕС и Россия
Государственные расходы на дошкольное образование в ВВП стран — членов ЕС составляют в среднем 0,92%, стран ОЭСР — 0,8%, России — 0,91%. Среднегодовые расходы в расчете на одного ребенка в странах ЕС соответствуют 9 342 долларам США, в странах ОЭСР — 8 605 долларам США, в России эта сумма практически в два раза ниже (4 394 долларов США). В России меры государственной поддержки направлены на максимальное повышение доступности дошкольного образования для детей с 2 месяцев до 7 лет (рис. 5). Доля воспитанников в системе российского государственного дошкольного образования составляет 98,5% (см. рис. 3). Однако в этих условиях слабо развита практика частного предпринимательства, что может быть следствием невысоких значений среднегодовых расходов в расчете на одного воспитанника в России. Но даже в этих обстоятельствах средние показатели России, стран — членов ЕС и стран — участников ОЭСР по годовым расходам на раннее развитие и дошкольное образование детей в расчете на одного ребенка и по отношению к ВВП находятся в III квадранте (см. рис. 1).
Рис. 5. Возраст зачисления детей в систему дошкольного и начального образования в разных странах, 2017 г., лет (Education at a Glance, 2019, табл. B2.1, B2.2)
Восточная Европа
В большинстве стран этого региона (Литва, Латвия, Венгрия, Польша, Словакия, Чехия) отмечается высокая доля воспитанников в государственном секторе — до 96% (см. рис. 3), возраст обучения детей в начальной школе также начинается с 7 лет (см. рис. 5). Сводные значения целевых показателей перечисленных стран по отношению государственных расходов к ВВП ниже 1,0%, а среднегодовые расходы в расчете на одного ребенка располагаются в III квадранте, так же, как показатели стран — членов ЕС, стран ОЭСР и России (см. рис. 1), за исключением Эстонии и Словении.
Выводы
Таким образом, постоянная государственная финансовая и социальная поддержка при субсидировании многодетных и малообеспеченных семей в разных странах имеет решающее значение для повышения доступности и охвата детей дошкольным образованием, увеличения количества и повышения качества программ дошкольного образования, формирования квалифицированного персонала, обеспечения материально-технической базы дошкольных организаций и формирования развивающей предметно-пространственной среды. Достижение высоких показателей по уровню расходов на дошкольное образование в ВВП и среднегодовых расходов на одного ребенка в разных странах зависит от участия государственных инвестиций в рамках продуктивного сотрудничества государственно-частного партнерства, реализации социальных программ для семей, а также от возраста зачисления детей в систему дошкольного образования с правом обеспечения бесплатных часов занятий в неделю, возраста их перехода от дошкольного к начальному образованию, режима и условий пребывания детей в дошкольных организациях.
В России на одного педагогического работника в 2016 г. приходилось 11 воспитанников
Несомненно, повышение охвата детей дошкольным образованием предусматривает увеличение количества квалифицированного персонала как одного из важных и отслеживаемых индикаторов в странах ЕС и в странах — участниках ОЭСР, который выражается в том, сколько воспитанников приходится на одного педагогического работника (чем меньше, тем в более комфортных условиях развивается потенциал ребенка).

Обобщая средние значения по финансированию дошкольного образования в целом и показатели числа воспитанников, приходящегося на одного педагогического работника, получаем, что чем выше удельные расходы (в расчете на одного ребенка) на реализацию программ дошкольного образования, тем меньше детей приходится на одного педагогического работника (рис. 6). В странах с низким уровнем финансирования на одного ребенка пороговые значения числа детей на одного педагогического работника имеют максимальные значения, к примеру, в Мексике на одного педагогического работника приходятся 24 ребенка (при среднегодовых расходах на одного ребенка в целом в размере 2 296 долларов США). В России на одного педагогического работника в 2016 г. приходилось 11 воспитанников, при этом среднегодовые расходы на одного ребенка составляли 4 394 доллара США (Абанкина, 2019).
Рис. 6. Сопоставление общих среднегодовых расходов в расчете на одного ребенка (с учетом паритета покупательной способности) и обобщенного числа детей (до 3 лет и старше 3 лет в расчете на одного педагогического работника, 2017 г. (Education at a Glance, 2019, табл. C3.1, табл. B2.3)
Таким образом, повышение охвата детей приводит к увеличению численности воспитанников в дошкольном образовании, и в отдельных странах данные обстоятельства оборачиваются дефицитом педагогических кадров. Это может не только приводить к рискам повышенных нагрузок у педагогических работников, их эмоционального истощения и выгорания, но также влиять на качество дошкольного образования и пагубно сказываться на психическом и физическом состоянии детей в группе.
Россия
Государственная демографическая и образовательная политика в области дошкольного образования должна обеспечивать социальное благополучие и адресную поддержку семей с низкими доходами за счет равного доступа к дошкольному образованию, присмотру и уходу за детьми (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 г. № 1618-р; Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204).

Во-первых, механизмы социальной финансовой поддержки позволяют семьям с 2019 г. использовать сертификат на материнский капитал для оплаты услуг по содержанию, присмотру и уходу за детьми в дошкольном образовании, не дожидаясь, пока ребенку исполнится три года. Для многодетных семей существуют льготные условия по выплате компенсации определенной части родительской платы за услуги по содержанию, присмотру и уходу на каждого ребенка, посещающего организации дошкольного образования. Часть суммы родители могут возместить из местного бюджета. Эти меры направлены на дополнительную социальную поддержку семей, воспитывающих детей (Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, ч. 5, ст. 65).
В структуре выплат самый большой объем занимают сертификаты на материнский капитал и детские пособия (рис. 7). Тем не менее, большое значение для семей имеют льготы на детское питание, путевки на санаторно-курортное лечение детей, кредитные продукты по специальным программам.

Во-вторых, одним из направлений социальной поддержки по созданию условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющим детей до 3 лет (Федеральный проект, 2018), является профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование женщин в период отпуска по уходу за ребенком, которое предусматривает организацию повышения их квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки, обеспечивающих возможность совмещать трудовую занятость с семейными обязанностями.
В-третьих, в рамках стратегии государственной политики межведомственного взаимодействия с подключением сферы социального обеспечения и здравоохранения была обеспечена возможность предоставления психолого-педагогической помощи семьям по вопросам социализации детей раннего возраста и успешного прохождения каждым ребенком адаптации при поступлении в детский сад. Данные меры позволили осуществить бюджетный маневр в государственном финансировании и обеспечили дифференциацию расходов домохозяйств на дошкольное образование в первую очередь в пользу семей с наименьшими располагаемыми доходами.
Рис. 7. Объем и структура выплаченных материнских и детских пособий в Российской Федерации, млн рублей (Федеральная служба государственной статистики, 2019a)
Государственная политика в сфере дошкольного образования позволила семьям с низкими доходами увеличить расходы на дошкольное образование своих детей в 2018 г. до 13,3%, по сравнению с 2012 г., когда они могли выделять только 7,6% (Федеральная служба государственной статистики, 2019b). Увеличить расходы на дошкольное образование детей в 2018 году смогли также семьи с уровнем дохода выше среднего — до 34,8% по сравнению с 2008 годом (30,9%).

Это может свидетельствовать, во-первых, о создании условий, способствующих гармоничному развитию ребенка в детском саду, а во-вторых, о содействии в предоставлении нефинансовой помощи многодетным и малообеспеченным семьям в форме льгот при оплате детского дошкольного питания, при получении путевок на санаторно-курортное лечение детей, оформлении кредитных продуктов по специальным программам.
Финансовое обеспечение сферы дошкольного образования в Российской Федерации занимает одну из лидирующих позиций в объеме расходов бюджета на образование, доля которого соответствует 23,8% в 2019 году. Начиная с 2012 года объемы расходов консолидированного бюджета РФ на дошкольное образование неизменно возрастают, за исключением 2016 года, когда наблюдалось падение уровня расходов на 2% по сравнению с 2015 годом. Темп роста в 2019 году по сравнению с 2018 годом составил 14,7%.

Бюджет образования формируется исходя из контингента обучающихся образовательных организаций, удельные расходы консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации на дошкольное образование в расчете на одного воспитанника в 2019 году выросли по сравнению с 2012 годом на 48,8 тыс. рублей, или в 1,6 раза.
В целом по Российской Федерации удельные расходы на дошкольное образование в приведенных ценах 2012 года сократились на 6% за 6 лет (2012−2018 гг.). Однако в 2019 году впервые с 2014 года зафиксировано превышение размера удельных расходов на дошкольное образование в реальных ценах по сравнению с 2012 годом — на 3%, или на 2 тыс. рублей (рис. 8).
Рис. 8. Удельные расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на дошкольное образование в расчете на одного воспитанника (в приведенных ценах 2012 года). Расчет авторов по данным (Казначейство Российской Федерации, 2019)
Таким образом, можно отметить, что в Российской Федерации реальные расходы на дошкольное образование в расчете на одного обучающегося (в приведенных ценах 2012 года) после достаточно продолжительного падения растут и в 2019 году достигли бόльшего значения, чем в 2012 году.
Заключение
Высокие показатели доли расходов на дошкольное образование от ВВП и достойный уровень среднегодовых расходов на одного ребенка зависят не только от государственных инвестиций, но и от вовлеченности частного бизнеса в сферу оказания услуг раннего развития детей и дошкольного образования, возраста зачисления детей в систему дошкольного образования и возраста перехода от дошкольного к начальному образованию, а также режима пребывания детей в дошкольных организациях. В отдельных странах большое значение в достижении повышения охвата детей дошкольным образованием имеют участие частного бизнеса и государственно-частное партнерство, а также государственные обязательства по субсидированию малообеспеченных и многодетных семей.
Анализ результатов в рамках стратегии государственной политики разных стран, в том числе России, позволяет обосновать, как влияют на формирование государственных инвестиций и изменение показателей охвата детей дошкольным образованием взаимосвязи следующих факторов: уровень государственно-частного партнерства, разные режимы и условия пребывания детей в дошкольных образовательных организациях, реализация социальных программ для выхода на работу женщин, имеющих детей до 3 лет, а также субсидирование малообеспеченных и многодетных семей.
Литература
1. Абанкина И. В. Финансирование образования: тренд на персонализа­цию // Журнал Новой экономической ассоциации. 2019. Т. 41. № 1. С. 216−225. DOI: 10.31737/2221−2264−2019−41−1-11.

2. Абанкина И. В., Бочавер А. А., Вавилова А. А., Кравченко И. А., Михайлова (Козьмина) Я. Я., Нисская А. К., Поливанова К. Н., Родина Н. В., Филатова Л. М., Шабанова Е. Ю. От универсальной доступности к современному качеству: дошкольное образование в России / Под общ. ред.: И. В. Абанкина, К. Н. Поливанова, И. Д. Фрумин; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. DOI: 10.17323/978−5-7598−1778−9.

3. Абанкина И. В., Филатова Л. М. Доступность дошкольного образования // Вопросы образования. 2018. № 3. С. 216−246. DOI: 10.17323/1814−9545−2018−3-216−246.

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] (дата обращения 15.06.2020).

5. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. (дата обращения 10.06.2020).

6. Федеральная служба государственной статистики. Денежные доходы и расходы населения, 2019a [Электронный ресурс]. (дата обращения 15.06.2020).

7. Федеральная служба государственной статистики. Платное обслуживание населения в России, 2019b [Электронный ресурс]. (дата обращения 16.07.2020).

8. Федеральное казначейство Российской Федерации. Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, 2019 [Электронный ресурс]. (дата обращения 13.07.2020).

9. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2012 [Электронный ресурс]. (дата обращения 10.07.2020).

10. Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», 2015 [Электронный ресурс]. (дата обращения 12.07.2020).

11. Федеральный проект «Содействие занятости женщин — создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16), 2018 [Электронный ресурс]. (дата обращения 10.07.2020).

12. Education at a Glance 2019: OECD Indicators.

13. Education at a Glance 2018: OECD Indicators.
How early development and pre-school education in Russia and foreign countries are financed
  • Irina V. ABANKINA
    PhD in Economics, Leading Professor, Institute of Education National Research University Higher School of Economics (16/10, Potapovskij, Moscow, 101 001, Russia).
  • Ivan A. KRAVCHENKO
    Analyst, Institute of Education National Research University Higher School of Economics (16/10, Potapovskij, Moscow, 101 001, Russia).
  • Liudmila M. FILATOVA
    PhD in Economics, Leading Research Fellow of Institute of Education National Research University Higher School of Economics (16/10, Potapovskij, Moscow, 101 001, Russia).
Abstract
The paper explores the financial arrangements for early development and pre-school education, the level of public investment relative to gross domestic product (GDP) and the differences in annual spending per child in different countries. The dependence of pre-school education development through productive public-private cooperation, interaction of the state’s partnerships with business representatives to jointly achieve socially significant goals in ensuring that children’s pre-school education is increased. The impact on the investment of the age of enrolment of children in pre-school education and transition to primary education, the regime of children in pre-school organizations, as well as differences in the implementation of social support programs for large and low-income families has been carried out. The risks of providing teachers with teaching staff, which can directly affect the results of the quality of pre-school education, are assessed.

Keywords: public investment in pre-school education in different countries, social programs to support families with children of preschool age, public-private partnership in pre-school education, coverage of children in pre-school education, provision of teachers.
References
  1. Abankina, I. V. (2019). Financing of Education: Trend on Personalization. The Journal of the New Economic Association, 41(1), 216−225. DOI: 10.31737/2221−2264−2019−41−1-11. (In Russian).
  2. Abankina, I. V., Bochaver, A. A., & Vavilova, A. A. et al. (2019). From universal accessibility to modern quality: pre-school education in Russia. In I. V. Abankina, K. N. Polivanova, & I. D. Froumin (Eds.). Мoscow: HSE Publishing House. DOI: 10.17 323/978−5-7598−1778−9. (In Russian).
  3. Abankina, I. V., & Filatova, L. M. (2018). Accessibility of Pre-School Education. Educational Studies Moscow, 3, 216−246. DOI: 10.17323/1814−9545−2018−3-216−246. (In Russian).
  4. Council under the President of the Russian Federation for strategic development and national projects. (2018). Federal project "Promotion of women's employment — creating conditions for pre-school education for children under three years of age" of the national project Demography. Retrieved from link. (In Russian).
  5. Government of the Russian Federation. (2014). Resolution of August, 2014 no. 1618-r "Concept of state family policy in the Russian Federation for the period up to 2025". Retrieved from link. (In Russian).
  6. Federal law of the Russian Federation of December 29, 2012 no. 273-FZ "On Education in The Russian Federation". (2012).Retrieved from link. (In Russian).
  7. Federal law of the Russian Federation of December 29, 2015 no. 388-FZ "On amendments to certain legislative acts of the Russian Federation in part of accounting and improving the provision of social support in terms of the duty of compliance with the targeting principle and application criteria". (2015). Retrieved from link. (In Russian).
  8. Federal State Statistic Service. (2019а). Monetary income and expenses of the population. Retrieved from link. (In Russian).
  9. Federal State Statistic Service. (2019b). Paid services for the population in Russia. Retrieved from link. (In Russian).
  10. OECD. (2018). Education at a Glance 2018: OECD Indicators. Retrieved from link. DOI: https://doi.org/10.1787/19991487.
  11. OECD. (2019). Education at a Glance 2019: OECD Indicators. Retrieved from link. DOI: https://doi.org/10.1787/19991487.
  12. President of the Russian Federation. (2018). Order of May 7, 2018 no. 204 "On national goals and strategic development objectives of the Russian Federation for the period up to 2024". Retrieved from link. (In Russian).
  13. The Federal Treasury. (2019). Consolidated budget of the Russian Federation and budgets of state extra-budgetary funds. Retrieved from link. (In Russian).
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!