Александр Асмолов: Когда Владимир Александрович говорит, что старый афоризм о дураках и дорогах по-прежнему весьма злободневна, и декодирует символы «дураки» и «дороги» как знаки, обозначающие «образование» и «инфраструктуру», то переходит на язык метафор, куда более близкий моему сердцу, чем язык рационального мышления. Если продолжить игру смыслами, то напомню, что слова о дураках и дорогах в новой одежде перевоплощаются в исполненную грустной иронии повесть о дураках, которые делают дороги. Поставлю особое ударение на глаголе «делают». Если далее пикироваться смыслами, то через взаимоотношения дураков и дорог проступят старые как мир вопросы о конкуренции между бытием и сознанием, разумом и коммуникацией, а также о поисках первопричин всех бед на земле от разрухи в головах или разрухи в стране, о горе от ума или же горе от экономической депрессии, кризисах образования («во всем виновата школа») или кризисах правления («во всем виноваты власти»).
Мы веками ходим кругами: дураки и дороги, сознание и жизнь, разум и коммуникация, интеллектуалы и власть (в российской традиции — интеллигенция и власть) — порой не замечая, как вопрос о том, кто что или кого «делает» (производит, порождает) из абстрактной философской оппозиции «бытие и сознание» перерастает в совсем иную, затрагивающую насущные интересы каждого из нас плоскость выбора приоритетов государственной политики. А политика по большому счету — это и есть искусство выбора приоритетов и принятия решений, определяющее фокусы настоящего и будущего страны. И это искусство фокусировки зависит от «интеллекта, настоянного на совести» (Фазиль Искандер), от разума, воплощающегося в действиях, в том числе от понимания последствий действий тех политиков и экспертов, которые перекрывают дороги, блокируют интернет, стерилизуют СМИ, роботизируют личность…
Тут уместно напомнить, что психологически дурак — это человек, который никогда и ни в чем не сомневается, всегда во всем прав; человек, у которого начисто атрофировано критическое мышление. Это раб одной единственно верной мысли и одного единственно правильного мотива поведения. Когда человек с таким складом ума делает дороги, то не спрашивает себя, зачем нужна эта дорога, эта технология, эта цифровизация, это образование… и ведут ли все они к храму.
Простите, я кажется сам увлекся играми разума. А посему, чтобы не утонуть в разных интерпретациях притчи о дураках, которые делают дороги, и не стать заложником звериной серьезности в выборе приоритета — образование или экономика, — напомню лишь предостережение Александра Сергеевича Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».
Вначале были уроки. В том числе уроки, свидетельствующие, что мы находимся во власти стереотипов о том, что образование должно ложиться под бюджетный дефицит и бюджетный каток. Как разорвать эту цепь? Сказать следующее: ценность образования заключается в самом образовании. Сейчас это четко прозвучало. Второй важный аспект, который ранее не звучал: можно ли поставить знак тождества между недофинансированием и недомотивированием? Мы думаем, что бросим деньги на подготовку учителей, например, и тем самым найдем оптимум мотивации. Это иллюзия.
Третий момент: меня поразило, когда Владимир Александрович однажды сказал, что ключевая категория экономики — это доверие. Можно даже предложить уникальный термин: «ментальная экономика» или «психологическая экономика». По сути дела, то, что сегодня происходит, — это развитие междисциплинарного направления, которое, возможно, восходит к школе «Анналов», школе ментальной истории. Это ментальная экономика.
И последнее. Сейчас прозвучал еще один важный вопрос: должны ли мы не инвестировать в образование, а спонсировать образование? Логика инвестирования в человеческий потенциал, который может порождать человеческий капитал, мне кажется невероятно важной. Инвестиции и спонсорство — это, по-моему, две большие разницы.
В. М.: Инвестиции предполагают отдачу во времени. Спонсорство — это покупка услуги. Когда я иду в вуз и оплачиваю свое образование или учусь за счет бюджетных средств и трачу четыре года или шесть лет, в то время как мог бы получить профессию за два-три года в каком-нибудь другом месте, — это инвестиция. Еще лет пятнадцать назад отношение к образованию было такое: «Я вам заплатил, вы мне должны дать диплом». Это покупка услуги. Если я к вам пришел, а мне легко учиться — это неэффективное вложение инвестиций. Причем неважно, заплачено временем или деньгами. Именно поэтому, скажем, дорогие и сложные программы сейчас более востребованы, чем дешевые и простые, во всяком случае в нормальных учебных заведениях, куда приходят не за дипломами, а за знаниями и опытом.
А. А.: Только не стоит редуцировать процесс вложения денег до покупки услуг. Образование — это, прежде всего, ценность и общественное благо, которое может быть представлено в форме услуг, но не сводится исключительно к предоставлению услуг.
— Развитие инфраструктуры, в том числе цифровизация, — это панацея или всего лишь инструмент? Почему столько внимания уделяется сейчас именно этому вопросу?
В. М.: Цифровизация — это не панацея. Это условие развития — необходимое, но недостаточное. Можно ли провести индустриализацию, не сопровождая ее всеобщей грамотностью? Нет, нельзя. Потому что индустриализация требует грамотности. Можно ли обеспечить современный экономический рост вне «цифры» как формы современной грамотности? Нет, нельзя. Можно ли быть сейчас приличным ученым, не зная английского? Нет: это условие вхождения в профессиональную научную среду.
А. А.: Есть инструментальные технологии, которые имеют ограниченный радиус действия, а есть технологии, которые, рождаясь как инструментальные, меняют мышление. Цифровизация — это технология, которая изменила и мышление, и коммуникации, и мир личности. В этом смысле цифровизация является социальной инновацией в отличие от инструментальных инноваций. Применительно к дошкольникам цифровая социализация — это условие их вхождения в общество. Это стало, говоря словами Льва Выготского, социальной ситуацией развития.
У наших детей меняется ментальная картина мира. Я сто раз повторял, что сегодня каждый ребенок сам себе Google и сам себе Яндекс. Цифровизация радикально меняет пути развития образования.
Мечты Вернадского о ноосфере как о сфере разума воплотились в совершенно особую форму благодаря Интернету. Интернет — это сейчас просто условие для жизни. Если в других странах это условие жизни будет, а у нас нет, то мы неминуемо окажемся в совершенно ином геологическом и цивилизационном периоде развития, в изоляции, сами себе устроим депортацию в мир без будущего. Поэтому мы спрашиваем не «входить или не входить школьнику в цифровой мир?», а «ради чего и как в него входить?».