Это множество можно описать в соответствии с социально-организационными критериями: ДОО (дошкольные образовательные организации), ООО (общеобразовательные организации), ДОЛ (детские оздоровительные лагеря), ССУЗ (средние специальные учебные заведения), ВУЗ (высшие учебные заведения), УДОД (учреждения дополнительного образования детей) и пр.
Мы также можем описать сферу образования по уровню включенных в нее систем:
Начнем со второго вопроса.
В социальных науках необходимость новых теоретических построений возникает, когда в той или иной практической области скапливаются проблемы, которые затруднительно интерпретировать на основе старых моделей.
Проблемы отражают существуюшие противоречия. Существуют ли типовые устойчивые проблемы в сфере образования? Они неплохо отражены в «списке» А. А. Гина (2007). Выделим из него противоречия с более или менее отчетливым психологическим содержанием:
То, что эти образы далеки (иногда очень далеки) от реального бытия сферы образования, блестяще иллюстрируют разнообразные родительские, педагогические и т. п. сайты.
Почти анекдотический пример этого — обвинение всех министров образования Российской Федерации, начиная с Ткаченко Е. В. и Кинилева В. Г., в том, что они не работали в школе.
1. Методологические результаты описания предложенных моделей:
2. Теоретические результаты:
3. Задачи, которые ставит предложенный способ психологического анализа сферы образования: