ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ. диагностика

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в работе детского сада

DOI 10.22394/2078−838Х−2023−1−82−91
  • Елена Валерьевна Шакирова
    к. п. н., доцент кафедры непрерывного психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Ивановс­кий государственный университет», РФ. ORCID: 0000−0003−1883−8402.
  • Сергей Владимирович Кузьмин
    к. п. н., зав. кафедрой непрерывного психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет», РФ. ORCID: 0000−0002−5379−1227.
Аннотация
В статье представлены результаты анкетирования педагогов дошкольных организаций Ивановской области, проведенного с целью изучения опыта организации работы детских садов в дистанционном режиме. В исследовании приняли участие 1484 педагога дошкольных образова­тельных организаций города Иваново и Ивановской области. На основе данных анкетирования были определены основные затруднения в работе воспитателей в дистанционном режиме, основные формы организации образовательной деятельности с применением дистанционных технологий, а также некоторые особенности поведения детей на занятиях, проводимых в удаленном режиме. С учетом специфики деятельности дошкольной образова­тельной организации представлены направления работы дошкольной образовательной организации, которые реализуются для взаимодействия с ребенком и его семьей в дистанционном режиме: онлайн-занятие, родительский чат, видеоконсультация, интернет-челлендж, онлайн-конкурс. Даны варианты реализации основных направлений работы воспитателя детского сада с использованием цифровых технологий.

Ключевые слова
Дошкольное образование, дистанционный режим, цифровизация.
Работа дошкольной образовательной организации — сложная система взаимодействия педагогов и администрации с детьми и их родителями. Под руководством заведующего и старшего воспитателя коллектив детского сада реализует образовательную программу дошкольного образования, создавая условия для развития и самостоятельной деятельности детей, осуществляет уход и присмотр за дошкольниками в режимных моментах. В сотрудничестве воспитателя и специалистов создается особое образовательное пространство, основанное на внимательном изу­чении особенностей ребенка и научном подходе к его развитию [Афанасьева, Новикова, 2016; Волкова, Махнева, 2017]. Такая работа требует непрерывного анализа и рефлексии для оценки эффективности сделанного и более качественного планирования дальнейшей образовательной деятельности [Гамова, Ханова, 2021]. С развитием технологий, а также в период вынужденной самоизоляции дошкольное образование столкнулось с необходимостью перехода в дистанционный режим. Ученые и коммерческие организации предлагают различные решения: информационные ресурсы, видеотрансляции, онлайн-курсы для педагогов и родителей. Однако ввиду того, что процесс образования дошкольника имеет слишком сильные отличия от школьного или высшего, сама возможность дистанционного дошкольного образования представляется не совсем реальной. В данной статье мы постараемся раскрыть специфику организации работы детского сада, обозначим направления, в которых возможна некоторая цифровая трансформация, и приведем данные исследования опыта работы дошкольных организаций Ивановской области в дистанционном режиме.
Все виды детской деятельности, организуемые в дошкольной группе, связаны с возможностями ребенка поступить по собственному усмотрению и выбору, приобрести опыт, необходимый для успешного усвоения правил и норм поведения, формирования отношения к окружающему миру, к себе
Каждое направление работы детского сада — особенное, сложное и значительно отличающееся от деятельности образовательных организаций других уровней (школ, профессиональных образовательных учреждений). Рассмотрим основные специфические особенности деятельности дошкольной образовательной организации.

Длительность пребывания ребенка в организации и режим дня. В режиме дневного пребывания для детей предусмотрены специфические мероприятия и культурные практики, такие как зарядка, совместный прием пищи, занятия, прогулка, игры, гигиенические процедуры. Совокупность режимных моментов, их регулярность и повторяемость обуславливают уклад до­школьной организации — приобщение детей к правилам и нормам, формирование культуры поведения, стиля и характера взаимоотношений. Нарушение режима пребывания ребенка в детском саду (длительные пропуски, нерегулярность посещения, кратковременное нахождение) приводит к затруднениям в приобретении ребенком первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.
Персонал дошкольной группы как мини-команда по сопровождению всех видов деятельнос­ти ребенка. Как правило, образовательный процесс в группе детского сада осуществляется тремя взрослыми: двумя воспитателями и их помощником. Единство требований, профессиональной позиции и ценностного отношения к ребенку — основные условия успешности работы мини-команды воспитателей группы. На основе профессионального взаимодействия воспитателей, работающих с группой дошкольников, строится работа по планированию образовательной деятельности детей, а также по осуществлению связи с их родителями. Нарушение постоянства или количества мини-команды педагогов группы (смена воспитателей, нехватка сотрудников) приводит к ухудшению их взаимодействия с детьми.

Развивающая предметно-пространственная среда, представляющая собой набор помещений, мебели, игрушек и дополнительных материалов для организации ухода за детьми и разно­образных видов детской деятельности. Все виды детской дея­тельности, организуемые в дошкольной группе, связаны с возможностями ребенка поступить по собственному усмотрению и выбору, приобрести опыт, необходимый для успешного усвоения и присвоения ребенком правил и норм поведения, формирования смыслового и ценностного отношения к окружающему миру, к себе и к другим людям. Состав игровых зон и уголков, их размещение и содержательное наполнение разрабатываются педагогами группы на основе наблюдений за детьми, выявлением их интересов, образовательных возможностей и потребностей.
Автор иллюстраций#nbsp;— Данила Меньшиков
Тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Огромное значение для успешной работы детского сада имеет работа с родителями. Семья дошкольника имеет свои особенности, связанные с переживанием расставания с ребенком в период адаптации к детскому саду, а также с противоречием, выражающимся в необходимости уделять детям много внимания и нехватке у родителей времени и знаний о взаимодействии с маленькими детьми. Данная проблема выражается в повышенной тревожности и недоверии родителей по отношению к сотрудникам детского сада, в нежелании принимать участие в мероприятиях, организуемых воспитателями, в завышенных или неадекватных требованиях родителей к работе дошкольной организации [Найбауэр, 2022]. На современном этапе к перечисленным сложностям в работе детского сада с семьями воспитанников добавляется необходимость внедрения дистанционных форм работы и цифровых технологий в образование [Налетова, 2020; Уваров, 2018].

Исходя из выделенных особенностей дошкольного образования, важно изучить существующий опыт работы детских садов в дистанционном режиме и предлагаемые в данном направлении технические решения. На основе анализа публикаций педагогов, раскрывающих опыт реализации программ дошкольного образования в дистанционном формате [Акентьева и др., 2021; Атарова и др., 2020; Колчева, 2020; Ступецкая и др., 2020; и др.], можно выделить следующие формы организации удаленной работы воспитателя с детьми и их семьями, перечисленные ниже.
Онлайн-занятия — проведение воспитателем в прямом эфире занятия для детей. Данный формат работы организуется и проводится педагогом в соответствии с образовательной программой. В задачу родителей входит обеспечение присутствия ребенка (своевременное подключение к видеоконференции), подготовка необходимых для занятия материалов (художественных, печатных и др.), техническое и эмоциональное сопровождение ребенка. Во время занятия родитель находится рядом, осуществляя при необходимости дополнительное объяс­нение и показ приемов деятельности, чтобы ребенок не отвлекался и не повредил техническое устройство. При подготовке к онлайн-занятию воспитатель заранее рассылает родителям ссылку для подключения, точное время начала встречи, список необходимых материалов и, при необходимости, файлы для распечатывания, например, схемы для конструирования, задания для обведения и раскрашивания.
Видеозаписи мастер-классов для родителей. В отличие от онлайн-занятий, эта форма дистанционного взаимодействия позволяет родителям ознакомиться с материалом и организовать образовательную деятельность с ребенком в удобное время. Как правило, такие мастер-классы посвящены продуктивным видам деятельности дошкольника — рисованию, лепке, аппликации, конструированию. Воспитатель готовит видеоролик, в котором он рассказывает, как нарисовать рисунок или сделать поделку, дает советы по подготовке и выбору необходимых материалов, демонстрирует этапы работы.

Методические рекомендации для родителей по проведению занятий с детьми — электронные документы, разрабатываемые воспитателями группы для родителей в соответствии с образовательной программой и возрастными особенностями детей. В методических рекомендациях воспитатели дают родителям план (расписание) занятий, примерную схему их проведения и перечень необходимого оборудования. Данная форма работы ориентирована на родителей, имеющих высокую мотивацию к взаимодействию с ребенком и обладающих опытом совместной с детьми деятельности.
Методическое сопровождение образова­тельной деятельности детей в домашних условиях может осуществляться посредством разработки воспитателями подробного плана домашнего взаимодействия родителей с ребенком. Н. И. Портнова предлагает интересный инструмент — «карта дня (недели)» для ребенка или чек-лист на каждый день (неделю) [Портнова и др., 2021]. В данном чек-листе воспитатель перечисляет для родителей различные возможности дистанционного образования ребенка — время и даты присоединения к онлайн-занятиям педагогов детского сада, определяет дополнительные направления обучения через развивающие компьютерные игры по определенному разделу программы. Родители могут следовать предложенному воспитателями маршруту или идти собственным путем, самостоятельно выбирая электронные ресурсы для образования ребенка. Составляя для родителей такую образовательную карту или чек-лист, педагог помогает семье дошкольника сориентироваться в многообразии детского контента, наметить правильные цели развития, распределить время игр и занятий, чтобы не допустить снижения познавательной активности ребенка или его перегрузки.
Онлайн-консультация — дистанционное сопровождение семьи дошкольника посредством общения с воспитателями или специалистами детского сада: учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, медицинским работником и другими сотрудниками. Проведение онлайн-консультаций возможно как на регулярной (по графику), так и на эпизодической основе. Такая консультация может проводиться по инициативе родителей или воспитателей, заинтересованных в общении и решении возникшей проблемы.

Родительский чат или форум. Посредством форм обратной связи на сайте, создания темы на форуме интернет-ресурса образова­тельной организации родители могут задать вопрос педагогам или администрации детского сада, высказать пожелания и предложения по организации его работы. Используя различные мессенджеры для обмена сообщениями и файлами, современные родители и воспитатели находятся в постоянном контакте. Воспитатели получают возможность быстро доводить до родителей срочную информацию, объявления или файлы (стихотворение или песню для разучивания, выкройку для пошива костюма и т. д.). К проблемам и рискам данной формы работы можно отнести повышение нагрузки на воспитателя и расширение его рабочего времени, а также проявление излишней родительской активности и возникновение конфликтов в групповой переписке.
Интернет-челлендж в период самоизоляции стал очень популярной формой привлечения родителей к организации образова­тельной деятельности дошкольников. Сам формат челленджа подразумевает вызов к повторению деятельности, показанной в видеоролике или представленной на фото. Примерами таких акций могут служить интернет-челленджи, посвященные правильному мытью рук и соблюдению правил гигиены, спортивные вызовы, творческие проекты («Читаем Пушкина с детьм­и», «Рисуем маму», «Делаем кормушки»), научно-познавательные задания на тему космоса (конструирование, создание моделей), изучения явлений и объектов природы, экспериментов с веществами. В основе челленжда всегда лежит действие, которое аудитории захочется повторить. Призывом к этому сопровождается видео или фото челленджа.

Онлайн-конкурс организуется для детей и их родителей с целью привлечения к образовательной деятельности посредством введения соревновательного принципа. Такие конкурсы могут быть связаны с изготовлением поделок или рисунков, сочинением или чтением стихов, исполнением песен, созданием тематических видеороликов. В качестве конкурсной работы родители представляют фотографии или видео, созданные в соответствии с положением о конкурсе. Онлайн-конкурс как форма взаимодействия с семьей схож с интернет-челленджем, но отличается более формальной организацией, связанной с разработкой конкурсной документации (положение о конкурсе, требования к конкурсным работам, критерии оценки и состав жюри). Победа или участие в интернет-конкурсе может быть подтверждена электронным сертификатом (дипломом), в качестве дистанционной версии приза будут уместны развивающие пособия в цифровом формате (интерактивный плакат, именные раскраски и задания для распечатывания), а также размещение информации о победителях и их конкурсных работах на официальном сайте или страничке детского сада в социальной сети.
Родительское собрание в режиме видеоконференции — современная форма организации встречи с родителями посредством различных сервисов видео-конференц-связи. Исследователи считают, что переход родительских собраний в полностью дистанционный режим и отказ от традиционных встреч — это лишь вопрос времени, поскольку онлайн-собрание позволяет снизить временные затраты родителей, что повысит посещаемость собраний [Суржикова, Рылеева, 2022]. Дистанционный формат подходит для мероприятий информационно-просветительского и делового характера, на которых родители должны воспринять информацию, высказать свое мнение, прийти к общему решению. Задачи знакомства, установления личного контакта, обучения приемам работы по организации игр и занятий с детьми должны решаться на родительских собраниях, проходящих в очном формате.

Персональный сайт воспитателя или группы — интернет-ресурс, создаваемый педагогом для методической поддержки родителей, а также для распространения своего профессионального опыта. Свой персональный сайт воспитатель наполняет актуальной информацией о себе, о группе детей, с которыми он работает, сопровождает методическими материалами по вопросам воспитания и развития ребенка. Многие педагоги используют свои персональные сайты в качестве информационного банка — электронной коллекции развивающих, информационных, художественных материалов по различным темам [Журкина, 2020; Портнова и др., 2021].
Официальный сайт или сетевое сообщество (официальная группа в социальной сети) дошкольной образовательной организации — обязательное средство информационной работы детского сада с общественностью. Кроме фотоматериалов, локальных нормативных документов и ссылок на полезные для родителей ресурсы, официальный сайт позволяет реализовывать общение с родителями в режиме чата или форума, создавать странички групп. Также сайт детского сада служит площадкой для размещения объявлений или другой важной для родителей информации, например графиков работы специалистов, дат планируемых мероприятий, меню, полезных советов по организации детского развития [Павлова и др., 2018].

На основе проведенного анализа дистанционных форм работы, применяемых воспитателями детских садов, мы можем выявить направления, связанные с индивидуализацией дошкольного образования, которые могут быть реализованы с помощью цифровизации и электронных средств обучения. Период самоизоляции поставил перед образовательными организациями новый вызов — применение дистанционного режима работы для полного или частичного замещения очного формата. Решая поставленную задачу, детские сады оказались в наиболее сложном положении, поскольку, в отличие от школ и высших учебных заведений, дошкольные организации имеют меньшие технические возможности для дистанционной работы, время работы до­школьника с экраном ограничено санитарными нормами.
С целью изучения опыта организации работы детских садов в дистанционном режиме нами было проведено анонимное анкетирование воспитателей. В исследовании приняли участие 1484 педагога дошкольных образовательных организаций города Иваново и Ивановской области. На рис. 1 представлены результаты опроса воспитателей — ответы на вопрос: «В каких формах в период самоизоляции вы осуществляли образовательную деятельность?». У респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответа.
В качестве вариантов ответа педагогам были предложены следующие:

  • образовательная деятельность в дистанционном режиме не организовывалась;
  • проводили онлайн-занятия в прямом эфире;
  • снимали обучающие видеоролики (мастер-классы) и направляли их родителям для самостоятельного просмотра и выполнения заданий с детьми;
  • снимали на видео чтение сказок (литературных произведений) или разыгрывали ку­кольные сценки, видео направляли родителям для просмотра в удобное время;
  • проводили индивидуальные консультации с родителями в режиме онлайн;
  • направляли родителям материалы к занятиям для самостоятельного выполнения (стихи для разучивания, литературные произведения для чтения, задания на печатной основе и др.);
  • организовывали для родителей дистанционные конкурсы, челленджи и флешмобы;
  • другое.
Ответы на вопрос о формах организации образовательной деятельности в период само­изоляции показали, что в большинство педагогов проводили работу с детьми и родителями в удаленном режиме. Только 216 опрошенных сообщили, что образовательная деятельность в дистанционном режиме не проводилась. Как показывают данные опроса, наибольшее распространение в период самоизоляции получил формат работы, при котором педагоги направляли родителям материалы к занятиям для самостоятельного выполнения (стихи для разучивания, литературные произведения для чтения, задания на печатной основе и др.) — 885 респондентов указали, что применяли эту форму работы. Вторым по популярности оказался формат видеороликов от воспитателей с мастер-классами или записями обучающих занятий: 667 педагогов сообщили, что снимали такие видеоролики и направляли их родителям для просмотра и выполнения заданий. 585 воспитателей указали, что в период самоизоляции проводили для родителей индивидуальные консультации в режиме онлайн, 366 педагогов отметили, что организовывали для родителей и воспитанников дистанционные мероприятия — конкурсы, челленджи и флешмобы. Согласно данным опроса, наименьшее распространение получили такие формы дистанционной работы с дошкольниками, как онлайн-занятия в прямом эфире и создание видеозаписей чтения сказок или кукольных спектаклей. Такие формы работы применяли 197 и 203 опрошенных.
На основе анализа дистанционных форм работы, применяемых воспи­тателями детских садов, мы можем выявить направления, связанные с индивидуализацией дошкольного образования, которые могут быть реализованы с помощью цифро­визации и электронных средств обучения
Анализируя данные о вариантах применения дистанционной работы педагогами дошкольно­го образования, можно отметить, что популярность заочного сопровождения родителей в период самоизоляции объяснима наибольшим удобством и универсальностью. Направляя родителям материалы к занятиям для самостоятельного выполнения, педагоги могли использовать любые удобные средства передачи информации — мессенджеры, социальные сети, официальный сайт, электронную почту и т. д. Родители, получившие такие материалы, имели возможность выбора — применять или не применять подготовленные педагогом задания, а также самостоятельно решать, в какое время и как часто заниматься с ребенком. Подобный формат дистанционной работы воспитателя практически не зависит от качества интернета, не требует от педагога подготовки дополнительного места или внешнего вида, в отличие от видеовыступления, и может осуществляться не только с помощью компьютера, но и посредством смартфона (рассылка родителям стихотворений для разучивания, литературных произведений для чтения, файлов заданий на печатной основе и т. д.).
Широкое распространение авторских обучающих видеороликов как формы работы воспитателя в дистанционном режиме можно объяс­нить ее близостью к очной работе педагога, а также удобством для родителей, которые могут в удобное время просмотреть запись мастер-класса. Для многих педагогов и родителей именно занятие является основной формой взаимодействия с ребенком, которой придают ведущее значение для развития дошкольника. В период самоизоляции семьи дошкольников опасались, что дети пропускают занятия и не смогут подготовиться к школе. Кроме того, подготовка и проведение съемки такого видео­ролика связана с творчеством, что для многих воспитателей является основным привлекательным моментом в профессии. Создавая обучающие видео для родителей, педагоги получают возможность творческой самореализации, а также развивают профессиональные навыки, пробуя проводить объяснение и показ воображаемой аудитории, ориентируя направленность задания не только на интересы детей, но и на возможности их родителей, которые должны потом это задание выполнить вместе с дошкольником. Мы полагаем, что популярность обучающих видеороликов (занятий и мастер-классов) обусловлена отношением родителей и педагогов к занятиям как к самой важной форме деятельности ребенка, необходимой для его развития.
Несмотря на очень серьезное отношение воспитателей и родителей дошкольников к занятиям, стоит напомнить, что к основным видам детской деятельности относят игровую, изобразительную, коммуникативную, двигательную, музыкальную, познавательно-исследовательскую, восприятие художественной литературы и фольклора, а также конструирование, самообслуживание [Федеральный…, 2016]. В рамках дистанционного взаимодействия ребенка и педагога (видеозаписи или онлайн-общение) может быть организована лишь предпосылка к некоторым видам детской деятельности. В своем обучающем видеоролике воспитатель может рассказать ребенку правила игры, показать приемы изготовления поделки или рисунка, прочитать отрывок литературного произведения и обсудить его. По завершении видеоролика или онлайн-занятия ребенок остается с родителями, которым нужно продолжать и поддерживать деятельность, направление которой задал педагог. Как это сделать, как оценить успешность взаимодействия с ребенком, какие условия необходимо создавать для того, чтобы он смог дома заниматься различными видами деятельности — на эти и другие вопросы воспитатель отвечает родителям посредством проведения индивидуальных онлайн-консультаций.
Данная форма работы выступает логическим продолжением наиболее популярных вариантов, когда педагог присылает материалы заданий или обучающие видеоролики с показом приемов работы над заданием для того, чтобы родители выполняли их с ребенком дома. Получив от педагога задания в виде файлов для распечатывания или ролика для просмотра, родители знакомятся с ними и проводят занятие с ребенком. Для обсуждения затруднений и вопросов, возникших при подготовке или взаимодействии с дошкольником, педагог и родители проводят онлайн-консультацию. Поэтому можно считать, что третье по популярности значение в опросе данной формы работы обусловлено недостаточной информационной и педагогической подготовленностью родителей к взаимодействию с детьми и необходимостью консульта­ционной поддержки при реализации занятий по подготовленным воспитателями материалам (видео и заданиям).

Незначительное распространение такой формы работы, как дистанционные конкурсы, челленджи и флешмобы, можно объяснить сложностью методической и технической подготовки подобных мероприятий. Они требуют интересных идей, названий, разработанных критериев, информационного сопровождения, обусловленного спецификой интернет-продвижения (количество просмотров, «лайков», репостов, комментариев и т. д.). Не все воспитатели оказались готовы осваивать новую среду для проведения массовых мероприятий для родителей и детей.

Анализируя результаты опроса, отметим, что, помимо предложенных вариантов, многие педагоги ответили, что проводят онлайн-тестирование и диагностику развития дошкольников, а также используют для работы в дистанционном режиме персональный сайт или офици­альный сайт детского сада, где размещают задания для дошкольников, тексты консультаций для родителей, устраивают онлайн-выставки детских рисунков, общаются с родителями посредством электронной почты.
Низкая распространенность такого варианта дистанционной работы воспитателя, как проведение онлайн-занятий в прямом эфире, можно объяснить сложностью подготовки занятия, необходимостью выделить время и место для работы. У многих педагогов есть свои дети младшего возраста, которые в период самоизоляции также нуждались во внимании и не всегда оставляли воспитателю возможность проводить занятия с другими детьми в прямом эфире.

Более подробный анализ затруднений воспитателей во время работы в дистанционном режиме можно сделать на основе ответов, данных воспитателями на вопрос: «С какими сложностями при организации дистанционной работы вы столкнулись?». Педагоги могли выбрать несколько вариантов ответа или добавить свой. Результаты представлены на рис. 2.
Анализируя ответы педагогов, можно сделать вывод, что наибольшие сложности при организации работы в дистанционном режиме у воспитателей были связаны с техническими и социальными причинами. Первая проблема связана с покрытием сети Интернет в регионе, а вторая может быть обусловлена как занятостью родителей, которым в период само­изоляции приходилось работать из дома, так и отсутствием мотивации к взаимодействию с ребенком.

Следующие по количеству ответов сложности педагогов при организации работы в дистанционном режиме можно объяснить:

  • низкой материально-технической обеспеченностью дошкольных образовательных организаций, из‑за которой воспитателям для работы в дистанционном режиме приходилось использовать личную компьютерную технику;
  • необходимостью родителей работать в удаленном режиме, а школьников и студентов учиться дистанционно. Это привело к нехватке компьютерных устройств и невозможности обеспечить подключение дошкольников к онлайн-занятиям.

Отдельную проблему при организации работы в дистанционном формате для воспитателей составил процесс освоения программ для видео-конференц-связи, а также подготовка материалов для занятий в электронном виде. Педагогам пришлось осваивать различные способы оцифровки материалов (фотографирование, сканирование, поиск в интернете), их перевода в нужный формат, программы для съемки и монтажа видеороликов, создания презентаций и другие средства, необходимые для дистанционного взаимодействия с детьми и родителями.

Сравнивая отношение к сложностям в дистанционной работе, возникшим у педагогов дошкольных организаций города Иваново и Ивановской области, отметим существенные различия в двух позициях: нестабильное интернет-соединение и отсутствие компьютерной техники у родителей. В обоих случаях показатели области значительно выше, чем в городе. Это можно объяснить более высоким покрытием сети Интернет территории областного центра, чем районов Ивановской области, а также возможным различием в материальном положении семей, проживающих в городе, и семей из районов.

Результаты сравнения ответов о сложностях в организации дистанционной работы, возникших у воспитателей детских садов города Иваново и Ивановской области, представлены на рис. 3.

Педагогам была дана возможность развернутого письменного ответа на вопрос: «Какие особенности в поведении детей на дистанционном занятии и в организации дистанционных занятий с детьми дошкольного возраста вы можете отметить?». Большинство респондентов отмечают следующие особенности поведения дошкольника на дистанционном занятии:

  • неусидчивость;
  • невнимательность;
  • стеснение;
  • отвлекаемость;
  • неуправляемость;
  • быстрая утомляемость;
  • отсутствие мотивации к занятию.
В отдельных случаях воспитатели указывали, что дошкольники проявляли интерес к новой форме общения, а также отмечали, что в присутствии родителей взаимодействовать с ребенком сложнее, т. к. при них он начинает больше отвлекаться. Возможно, сокращение времени дистанционного занятия, подбор увлекательных заданий и более четкая инструкция для родителей по сопровождению деятельности ребенка позволят снизить выявленные педагогами негативные проявления поведения на дистанционных занятиях.

Отметим, что большинство педагогов, принявших участие в анкетировании, категорически против дистанционного формата до­школьного образования. Они аргументируют свое мнение важностью личного общения педагога с детьми, вредом для здоровья (осанка, зрение, психика), который наносится электронными устройствами. Вместе с тем современный уровень развития технологий и связи позволяет облегчить реализацию некоторых направлений работы детского сада, придать им новый вектор или повысить эффективность. Не противореча санитарным нормам и здравому смыслу, мы сделали попытку выявить те направления и формы работы воспитателя, которые могут быть реализованы с помощью электронных средств обучения или дистанционного режима, дать им теоретическое и методическое обоснование, а также уточнить с помощью опроса педагогов. Проведенный нами анализ может быть полезен для развития дошкольного образования на основе принятия правильных управленческих решений по применению современных технологий и электронных средств для обучения дошкольников.
Список источников | Referenses
1. Акентьева Е. Н., Гончарук М. В., Куликова С. В. (2021). Развивающее пространство дошкольного образования детей в дистанционном формате. Пространство и время в диалоге педагогических культур: интерсубъективность историко-педагогического понимания: Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции — XXХIV сессии Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования, Саранск, 07−09 октября 2021 г. Волгоград: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Волгоградская государственная академия последипломного образования», 313−317.

2. Атарова А. Н., Ничипоренко Л. К., Яфизова Р. И. (2020). Дистанционное дошкольное образование через призму подготовки будущих педагогов. Современное дошкольное образование, (6 (102)), 47−57. DOI: 10.24 411 / 1997‑9657‑2020‑10 089.

3. Афанасьева Т. П., Новикова Г. П. (2016). Проблемно-ориентированный анализ состояния педагогической системы ДОО. Современное дошкольное образование, (3), 20−36.

4. Волкова Н. А., Махнева Н. Н. (2017). Вопросы взаимодействия дошкольной образовательной организации с родителями, общественными организациями и социальными партнерами. Евразийский союз ученых, (103 (43)), 7−14.

5. Гамова М. А., Ханова Т. Г. (2021). Современные формы методической работы в дошкольной организации. Детский сад от, А до Я, (6 (114)), 80−87.

6. Журкина М. И. (2020). Различные подходы к определению понятия «Электронный образовательный ресурс». Проблемы педагогики, (3 (48)), 99−100.

7. Колчева Н. И. (2020). Из опыта дистанционного образования детей дошкольного возраста. Научно-методический журнал Поиск, (4 (72)), 29−32.

8. Найбауэр А. В. (2022). Взаимодействие педагогов и родителей в ДОО: «неизвестные» аксиомы. Дошкольное воспитание, (10), 19−26.

9. Налетова Н. Ю. (2020). Цифровизация образования: «за» и «против», текущие и имманентные. Педагогика, (1), 43−47.

10. Павлова Л. А., Вараксина О. В., Малышева Е. Л., Юрченко Л. И. (2018). Сайт детского сада и группы как форма социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитанников. Педагогический опыт: от теории к практике: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции, г. Чебоксары, 30 апреля 2018 г. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества „Интерактив плюс“», 171−174.

11. Портнова Н. И., Стариченко А. О., Погодина И. А. (2021). Дистанционное образование в системе дошкольного образования: научные подходы и перспективы развития. Социально-педагогические вопросы образования и воспитания: материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Чебоксары, 25 июня 2021 г. Чебоксары: ИД «Среда», 103−106.

12. Ступецкая А. Л., Немцева А. В., Зубкова Е. В., Беляева М. Л. (2020). Дистанционные формы работы с воспитанниками и родителями детского дошкольного учреждения в современных условиях. Применение технологии Лего-конструирования при формировании учебной деятельности дистанционно. Образование и наука в современных реалиях: сборник материалов Международной научно-практической конференции, г. Чебоксары, 04 декабря 2020 г. Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества „Интерактив плюс“», 102−105.

13. Суржикова К. Е., Рылеева А. С. (2022). Использование возможности цифровой образовательной среды во взаимодействии с родителями дошкольников. Образование XXI века: подходы, технологии, методики: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. В 2‑х томах, Курган, 27 мая 2022 г. Курган: Курганский государственный университет, 2, 202−204.

14. Уваров А. Ю. (2018). Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. М.: ГУ-ВШЭ.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт до­школьного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ. (2016). М.: ТЦ Сфера.
E-learning and distance learning technologies in kindergarten
  • Elena Valeryevna Shakirova
    Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Continuing Psychological and Pedagogical Education, Ivanovo State University, Russian Federation. ORCID: 0000−0003−1883−8402.
  • Sergey Vladimirovich Kuzmin
    Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Continuing Psychological and Pedagogical Education, Ivanovo State University, Russian Federation. ORCID: 0000−0002−5379−1227.
Abstract
The article presents the results of a survey of teachers of preschool organizations of the Ivanovo region, conducted in order to study the experience of organizing the work of kindergartens in remote mode. The study involved 1,484 teachers of preschool educational organizations of the city of Ivanovo and the Ivanovo region. Based on the survey data, the main difficulties in the work of educators in remote mode, the main forms of organizing educational activities using remote technologies, as well as some features of children’s behavior in classes conducted remotely were identified. Taking into account the specifics of the activities of a preschool educational organization, the directions of work of a preschool educational organization are presented, which are implemented for interaction with a child and his family in a remote mode — online lesson, parent chat, video consultation, Internet challenge, online competition. The variants of the implementation of the main directions of the kindergarten teacher’s work using digital technologies are given.

Keywords
Preschool education, remote mode, digitalization.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!