Еще одним поводом для активного развития и принятия кодексов в университетах послужило то, что неформальные правила, которые регулировали поведение сотрудников университетов на протяжении длительного времени, уже не подходили для крупных университетов со сложными организационными структурами, где работает и учится большое количество сотрудников и студентов. Кроме того, изменились правила приема в университеты, образовательные модели обучения, источники финансирования как образовательного процесса, так и исследований, и все это требовало новых ориентиров и способов регулирования (Mion & Bonfanti, 2019).
В целом принятие кодексов в университетах было направлено на достижение нескольких целей (Schwartz, 2005; Mion & Bonfanti, 2019):
Этот вопрос исторически одним из первых подвергся этическому регулированию. Все изученные университеты включают в свои кодексы вопрос исследовательской этики. При этом чаще всего кодексы аккумулируют общие принципы научной деятельности:
Этический кодекс редко является единственным инструментом этического регулирования. Обычно в вузе создается целостная этическая инфраструктура, включающая в себя, помимо кодексов, и другие элементы:
Стандартная процедура предполагает, что при возникновении подозрений о нарушении положений кодекса или других документов по этическому регулированию студенты и сотрудники сообщают об этом, обращаясь: