Происходящие в последние десятилетия изменения — массовое использование цифровых инструментов, растущая ценность образования, изменение содержания разных профессий — обусловливают актуальность введения независимой оценки компетенций, которая бы позволяла гражданам планировать свои образовательные и трудовые траектории, а организациям — снижать затраты на поиск необходимых работников.
Фактически оценка компетенций человека осуществляется на разных этапах его жизни. Различные организации (в зависимости от целей своей деятельности) создают собственные подходы к оценке компетенций. Так, в высшем образовании имеет место переход на компетентностный подход, при котором результаты освоения студентами образовательных программ оцениваются по компетенциям, на формирование которых нацелена программа. Крупные государственные и коммерческие организации (например, «Сбер», РЖД) создают целевые модели компетенций сотрудников, служащие ориентиром при найме соискателей, а также при развитии имеющихся кадров. В ряде отраслей существуют профессиональные сертификации, признаваемые при найме и продвижении сотрудников по службе (например, в сфере финансов — CIMA, ACCA, CFA и CIА, сертификаты для дизайнеров, подтверждающие владение программами пакета Adobe (Adobe Sertified Associate (ASA)), сертификация Microsoft Technology Associate (MTA) для специалистов в области информационных технологий). Зарубежные компании (имеющие представительства и в России)
проводят сертификацию навыков и компетенций, особо востребованных в современном мире (так называемых «навыков XXI века») — критического мышления, коммуникаций и пр. Все эти примеры говорят о существовании различных внутрикорпоративных, внутриотраслевых подходов, но не о единой общенациональной системе независимой оценки компетенций.