УЧИТЬ УЧИТЕЛЕЙ. СПОСОБНОСТИ

Это шаблон

Подпись
DOI 10.22394/2078−838Х−2021−2−25−32
Александр АСМОЛОВ
Главный редактор журнала «Образовательная политика»
  • Татьяна Григорьевна Кутейницына
    к. соц. н., ведущий научный сотрудник самарского филиала РАНХиГС (443 056, РФ, Самара, пр. Масленникова, д. 37).
  • Наталья Юрьевна Посталюк
    д. пед. н., профессор, главный научный сотрудник самарского филиала РАНХиГС (443 056, РФ, Самара, пр. Масленникова, д. 37).
  • Олег Дмитриевич Фёдоров
    к. и. н., доцент, ведущий научный сотрудник Института образования НИУ «Высшая школа экономики» (101 000, РФ, Москва, Потаповский переулок, д. 16/10).
  • Елена Ивановна Казакова
    д. пед. н., профессор, член-корр. РАО, директор Института педагогики Санкт-Петербургского государственного университета (199 034, РФ, Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7−9).
  • Елизавета Михайловна Сатановская
    управляющий директор, бизнес-партнёр по управлению персоналом Сбербанка, руководитель направления HR-цикл АНО «Платформа новой школы»
  • Дмитрий Крутов
    основатель и генеральный директор Skillbox
  • Ярослав Кузьминов
    ректор НИУ ВШЭ
  • Владимир Мау
    ректор РАНХиГС
  • Максим Спиридонов
    сооснователь, генеральный директор образовательного холдинга «Нетология-групп»
  • Виктория Аркадьевна Прудникова
    к. пед. н., доцент, директор самарского филиала РАНХиГС (443 056, РФ, Самара, пр. Масленникова, д. 37).
Александр Матвеевич Моисеев
к. пед. н., доцент, ведущий научный сотрудник Института системных проектов Московского городского педагогического университета (119 261, РФ, Москва, ул. Панфёрова, д. 14).
СПРАВКА «ОП»
Сергей Иосифович Гессен (1887−1950) — философ, представитель гуманистической педагогики русского зарубежья. Родил­ся в Усть-Сысольске 16 августа 1887. Окончил юридический факультет Петербургского университета. Философское образование получил в Германии. В 1910 защитил докторскую диссертацию «Об индивидуальной причинности». С. И. Гессен поддерживал отношения с молодыми русскими и немецкими философами. В этом кругу возникла идея создания журнала «Логос» (1910−1914), посвященного проблемам философии культуры. В 1913—1917 гг. С. И. Гессен — приват-доцент Петербургского университета. В 1917—1920 — профессор Томского университета. В 1922 г. С. И. Гессен покидает Россию. С 1924 — профессор Русского педагогического института в Праге. В 1934 переехал в Польшу, где преподавал в университетах Варшавы и Лодзи. В своих работах С. И. Гессен создает законченную целостную концепцию развития и образования человека, базовые идеи которой остаются актуальными и сегодня.
Аннотация
В статье обсуждаются результаты исследования квалификационных дефицитов преподавателей дисциплин профессионального цикла ведущего колледжа. Представлены функциональная карта профессиональной деятельности, включающая в себя трудовые функции педагогов, квалификационный профиль отдельного преподавателя и целевой группы исследования. Приведены рекомендации по организации повышения квалификации педагогов ведущего колледжа для достижения соответствия их компетенций изменившимся требованиям профессиональной деятельности.

Методы исследования: экспертное интервью, анкетирование, групповое обсуждение, анализ, обобщение, метод структурно-функционального анализа деятельности, методы статистической обработки результатов опросов, методы графического представления результатов исследования.

Ключевые слова: ведущий колледж, квалификационный дефицит, педагог, профессиональное образование, профессиональный стандарт, трудовая функция.

СПРАВКА «ОП»

Консорциум «Развитие личностного потенциала в образовании» учрежден ведущими педагогическими университетами России в 2020 году при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Он создан для проведения совместных исследований, разработки и использо­вания методик, направленных на развитие личностного потенциала в системе образования.
Введение
Согласно национальной стратегии развития профессионального образования реализация ФГОС СПО по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям с учётом требований профессиональных стандартов и в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями (Топ-50) организована с опорой на так называемые ведущие профессиональные образовательные организации [3].
9 июня прошло заседание Экспертно-стратегического совета Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», посвященное генерированию нового, современного подхода к подготовке студентов педагогических вузов и колледжей. Члены Совета, приглашенные эксперты и представители образовательных организаций заслушали доклады спикеров, которые представили свое видение внедрения модели личностно-развивающего обучения в России и обсудили эволюционирование личностно-развивающего образования, актуальные вызовы и перспективы. «Образовательная политика» приводит тексты основных выступлений, прозвучавших на Совете.
Функциональная карта
2. Личностная позиция
Исходя из особенностей целевой группы была спроектирована функциональная карта профессиональной деятельности для преподавателей дисциплин профессионального цикла ведущего колледжа. В её составе — два блока квалификационных требований:
Когда речь заходит о сложности не только как о явлении повседневной жизни, но как о предмете* специального рассмотрения, мы сталкиваемся с ситуацией, похожей на ситуацию описания «системности»: всё может быть представлено как система. Почти с такой же уверенностью почти любое нетривиальное явление можно обозначить как сложное. В этом и заключается одна из «загадок» сложности. Поэтому необходима некоторая осторожность не только при обозначении признаков сложности, но также и при маркировании чего-либо как «сложного». Однако, на наш взгляд, вполне возможен конструктивный разговор о сложности, фиксация (пусть даже ситуативная) ее качественной определенности и множественности проявлений.
* В ряде исследований английский термин complexity переводится на русский язык как сложностность (Свирский & Аршинов, 2019).
А в ночь, поборовши робость,
Создателю своему
Кибернетический робот:
«Отдай, — говорит, — жену!
Имею слабость к брюнеткам, — говорит. —
Люблю на тридцати оборотах.
Лучше по-хорошему отдайте!..»
«…великий закон, проходящий через всю жизнь, более того — являющийся основой всей жизни и всех ее радостей — закон затребованного разнообразия…»

Иоганн Вольфганг фон Гете
Как вы оцениваете сегодняшний уровень идеологизации отечественного образования?
Я не знаю, что вы понимаете под идеологией, тем более что в различных словарях можно найти десятки определений этого слова. Для меня идеология — это ответ на вопрос «зачем?», а технологии — ответ на вопрос «как?». И я уверен, что мы реже, чем нужно, спрашиваем себя: «Зачем?».
1
инвариантный блок: содержит трудовые функции, реализуемые всеми педагогами целевой группы независимо от особенностей их должностного функционала;
2
вариативный блок: включает требования к квалификации педагогов данной целевой группы, обусловленные специфическими трудовыми обязанностями работников.
1
«Оснащение» учителя общеобразовательной школы методами (технологиями) и учебным материалом, стимулирующими собственную познавательную активность учащихся в области естественных наук, в том числе методами системной организации исследовательской и проектной деятельности монопредметного и междисциплинарного характера в общеобразовательной школе именно в рамках основного учебного времени.
Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) является мониторинговым исследованием качества общего образования, которое отвечает на вопрос, обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т. е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Данная программа осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD — Organization for Economic Cooperation and Development). Исследование проводится трехлетними циклами с 2000 года.

Особые требования предъявляются к педагогическому персоналу ведущих колледжей
Численные показатели игры

70 + игр проведено
5000 + участников
130 000+ доступных для анализа экономических действий игроков
4800 раз открыли компанию
9400 сделок между компаниями
300+ раз продали компанию

Декомпозиция ОТФ 5 на ТФ произведена в соответствии с методическими материалами WordSkills Russia [5; 6].
Рисунок 1. Распределение количества упомянутых в добровольном национальном обзоре мер по задачам ЦУР 4
Автор иллюстраций#nbsp;— Данила Меньшиков
Литература | References
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/06/13/trud-dok.html.

2. Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении методических рекомендаций о проведении аттестации с использованием механизма демонстрационного экзамена» от 01.04.2019 № Р-42 [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-01042019-n-r-42-ob-utverzhdenii/.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по наиболее востребованным, новым и перспективным рабочим профессиям и специальностям (ТОП-50) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/.

4. Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 608н [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71202838/.

5. Аналитика соответствия профессиональных стандартов, образовательных стандартов, компетенций WorldSkills International и Ворлдскиллс Россия [Электронный ресурс]. URL: https://worldskills.ru/nashi-proektyi/akademiya-worldskills/proektno-analiticheskie-rabotyi/analitika.html.

6. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия: Приложение № 1 к приказу Союза «Ворлдскиллс Россия» от 30.11.2016 № ПО/19 «О пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в 2017 году». М., 2016.

7. Никуличева Н. В. Организационно-педагогическое обеспечение подготовки преподавателя для системы дистанционного обучения: дисс. … канд. пед. наук по специальности 13.00.08. М.: Федеральный институт развития образования, 2015.

8. Программа развития ведущего колледжа ГБПОУ «Поволжский государственный колледж» на 2017–2020 годы (принята педагогическим советом ГБПОУ ПГК, протокол № 6 от 09.11.2017) [Электронный ресурс]. URL: http://pgk63.ru/assets/files/TOP-50/programma-razvitiya-vedushhego-kolledzha-2017-2020(1).pdf.
Skills gaps analysis of teachers leading college
  • Tatyana G. KUTEYNITSYNA
    Candidate of Sociological Sciences, Leading researcher. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (37, Maslennikova ul., 443 056, Samara, Russian Federation).
  • Natalya Yu. POSTALYUK
    Doctor of Pedagogical Sciences, Chief Research Officer. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (37, Maslennikova ul., 443 056, Samara, Russian Federation).
  • Viktoriya A. PRUDNIKOVA
    Candidate of Pedagogical Sciences, Director. Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (37, Maslennikova ul., 443 056, Samara, Russian Federation).
Abstract
The article contains the results of skills gaps analysis in teachers of professional vocational courses in leading college. The functional map of professional activity is presented, which includes the work functions of teachers, the qualification profiles of an individual teachers and of the target group of the study. The recommendations on the organization of advanced training of teachers leading college to achieve compliance of their competencies with the changing requirements of professional activity are given.

Research methods: expert interview, questioning, group discussion, analysis, synthesis, method of structural and functional analysis of professional activity, methods of statistical processing of survey results, methods of graphical presentation of research results.

Key words: leading college, skills gap, teacher, vocational education and training, professional standard, labor function.
References
1. Ministry of Labour and Social Protection of Russian Federation. (2013, April 12). On the approval of skill levels in order to develop draft professional standards. Retrieved from https://rg.ru/2013/06/13/trud-dok.html. (In Russ.).

2. Ministry of Education of the Russian Federation. (2019, April 1). On approval of guidelines for certification using the demonstration exam mechanism. Retrieved from https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-minprosveshchenija-rossii-ot-1 042 019-n-r-42-ob-utverzhdenii/. (In Russ.).

3. Ministry of Labour and Social Protection of Russian Federation. (2015). Federal state educational standards of secondary vocational education in the most popular, new and promising working professions and specialties. Retrieved from https://fgos.ru/ (In Russ.).

4. Ministry of Labour and Social Protection of Russian Federation. (2015, September 8). Professional standard of a teacher of vocational training, vocational education and additional professional education № 608n. Retrieved from https://base.garant.ru/71 202 838/. (In Russ.).

5. WorldSkills Russia Agency for the Development of Professional Communities and Workers. (2016). Analytics of compliance with professional standards, educational standards, competencies of WorldSkills International and WorldSkills Russia. Retrieved from https://worldskills.ru/nashi-proektyi/akademiya-worldskills/proektno-analiticheskie-rabotyi/analitika.html. (In Russ.).

6. WorldSkills Russia Agency for the Development of Professional Communities and Workers. (2016). Methodology of organizing and conducting a demonstration exam according to WorldSkills Russia standards. Мoscow. (In Russ.).

7. Nikulicheva, N. V. (2015). Organizational and pedagogical support for teacher training for the distance learning system. PhD Dissertation. Мoscow. (In Russ.).

8. Pgk63. (2017). Volga State College Development Program for 2017−2020. Retrieved from http://pgk63.ru/assets/files/TOP-50/programma-razvitiya-vedushhego-kolledzha-2017−2020(1).pdf. (In Russ.).
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!