Ваш АГА

Путеводитель школы возможностей:
программирование непрограммируемого

Александр АСМОЛОВ
Главный редактор журнала «Образовательная политика»
Можно ли спрогнозировать, с каким поколением детей мы встретимся в самое ближайшее время?

Этот наивный вопрос стоит держать в фокусе нашего внимания, отчетливо понимая, что даже дети нынешнего дня уже являются для нас с вами уравнением со многими неизвестными.

Поиск культурных связей между поколениями, утопичные попытки цифровых мигрантов предложить различные школьные стандарты и программы для поколения цифровых аборигенов — все это волнует сообщество неравнодушных людей, обсуждающих антропологические риски разрыва между поколениями, как бы мы этот разрыв ни именовали: «распад связей времен», «цифровой разрыв», «ценностный разлом» и т. п.

Пророческая повесть братьев Стругацких «Гадкие лебеди» рассказывает о детях, которые вслед за таинственными мокрецами покидают мир непонимающих их взрослых, а «Профессия» Айзека Азимова — о судьбе подростков, не вписывающихся ни в какие рамки, обладающих самобытным мышлением. Оба этих произведения фактически на наших глазах становятся не вымыслом, а былью.
Именно рефлексия рисков стремительно нарастающего разрыва между поколениями и мотивировала участников проекта, условно названного «Инициатива ФГОС 4.0», предпринять попытку найти стратегию согласия среди профессионалов, каждый из которых, как правило, привык солировать на сцене образовательной политики и редко поет в хоре.

Поэтому в данном номере журнала мы публикуем как тезисы, по которым авторы «Инициативы ФГОС 4.0» достигли согласия, так и сольные выступления, отражающие важные моменты, которые, по мнению некоторых участников обсуждения, пока не попали в центр поля дискуссии.

Среди эволюционных вызовов современности ведущим является вызов разнообразия. Прежде всего он приводит к появлению в XXI веке массового спроса на уникальность, а тем самым и на персонализацию образования.

Особенно подчеркну следующее: при всем различии представлений о будущем образования большинство участников дискуссии согласны с тем, что в основе платформы образования XXI века лежит идеология персонализации, педагогики достоинства и проектирования развивающего вариативного смыслового образования в изменяющихся социальных ситуациях развития человечества.
Почему для нас так важна идея персонализации? Да потому, что персонализация представляет собой развитие человека как субъекта собственного жизненного пути, в процессе которого через потоки общения и деятельности происходит познание своего мира и мира других людей и осуществляется главный выбор — выбор самого себя.

Не удержусь и напомню, что именно в контексте персонализированного образования действует принцип инвариантности целей и ценностей образования при вариативности средств их достижения. Этот принцип — смысловой стержень любого номера журнала «Образовательная политика». На этом остановлюсь, ибо моя преамбула затянулась.

В заключение рискну лишь попросить наших читателей, чтобы они, знакомясь с материалами журнала, придерживались мудрого напутствия Бенедикта Спинозы и старались по мере сил не смеяться, не плакать, не ненавидеть, а понимать.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!