GLOBAL. СЦЕНАРИИ
УДК 378.
Перечни рабочих профессий
и специальностей

Анализ отечественных и зарубежных тенденций
DOI 10.22394/2078−838Х−2020−2−56−67
  • Владимир Игоревич БЛИНОВ
    профессор, д. пед. н., директор Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС (125 319, РФ, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1).
  • Айрат Илдарович САТДЫКОВ
    заместитель директора Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС (125 319, РФ, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1).













  • Борис Алексеевич САЗОНОВ
    к. т. н., ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС (125 319, РФ, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1).













  • Лариса Надировна КУРТЕЕВА
    к. пед. н., ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС (125 319, РФ, Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1).
Аннотация
В статье рассматриваются особенности перечней рабочих профессий и специальностей Германии, Великобритании и США. Анализируются тенденции их развития в сопоставлении с опытом модернизации аналогичных перечней в российской системе профессионального образования. Отмечаются отличия в подходах к классификации и кодированию элементов перечней, в степени диверсификации профессий и специальностей, их связи с потребностями работодателей и запросами рынка труда. Рассматриваются особенности ведения перечней, включения в них новых элементов, исключения устаревших. Описываются подходы к нормативному оформлению связи таких этапов введения новых образовательных программ, как включение новой профессии или специальности в перечень, разработка профессиональной образовательной программы, авторское сопровождение реализации образовательной программы в образовательной организации, присвоение профессиональной квалификации выпускникам. В заключении сформулированы рекомендации о возможностях использования отдельных положительных элементов зарубежного опыта при разработке российских обновленных перечней профессий и специальностей СПО.

Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.

Ключевые слова
Зарубежный опыт, профессиональное образование, перечни рабочих профессий, перечни специальностей, тенденции развития, профессиональные стандарты, независимая оценка квалификаций.
Введение
Перечни рабочих профессий и специальностей среднего профессионального образования (далее — Перечни) определяют структуру подготовки кадров для рынка труда. В последние годы обострились проблемы, связанные с необходимостью актуализации Перечней. Это обусловлено становлением новой системы квалификаций Российской Федерации, к основным элементам которой можно отнести: проект Национальной рамки квалификаций Российской Федерации, важнейшая составная часть которого утверждена приказом Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 148н в виде документа «Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов»; реестр профессиональных стандартов Минтруда России; перечень наименований квалификаций и требований к ним.
В ходе разработки концептуальных и методологических оснований актуализации Перечней необходимо было найти ответы на ряд вопросов. Каким образом новые Перечни должны сопрягаться с реестрами профессиональных стандартов и независимой оценки квалификаций Минтруда России? Каким должен быть приемлемый уровень диверсификации рабочих профессий и специальностей? Должна ли быть обеспечена преемственность между перечнями профессий квалифицированных рабочих и профессионального обучения? Каковы механизмы включения в Перечни новых профессий и специальностей и исключения устаревших? Насколько подробно и кем должны разрабатываться образовательные стандарты и программы по включенным в Перечни профессиям и специальностям? Перед разработчиками обновленных перечней рабочих профессий и специальностей среднего профессионального образования (далее — СПО) стояли и другие вопросы.
Отличительной чертой немецкого среднего профессионального образования является тесная связь учебных заведений с работодателями
В целях поиска ответов авторами проекта был проанализирован опыт создания и использования перечней рабочих профессий и специальностей в зарубежной образовательной практике. В данной статье представлены соответствующие материалы по системам образования Германии, Великобритании и США. Для представления зарубежного опыта умышленно были выбраны страны с существенно различающимися системами профессионального образования и разноудаленные от общеевропейских процессов унификации образовательной практики в рамках Болонского и Копенгагенского процессов, на которые в последние годы в значительной степени ориентируется российская система профессионального образования. Авторы не ставили целью дать обстоятельный анализ систем образования перечисленных стран, обращая внимание лишь на различия в подходах к устройству и практике использования перечней профессий и специальностей в различных образовательных системах.
Германия
Широко известно, что отличительной чертой немецкого среднего профессионального образования является тесная связь учебных заведений с работодателями. Дуальная система (англ. dual system) предполагает, что молодой человек учится в образовательной организации и одновременно работает на предприятии. По состоянию на 2017 г. в Германии по дуальной системе обучались 490 267 человек (Federal Institute for Vocational Education and Training, 2018, p. 90).

Дуальная система профессионального образования исторически институционализирована в немецком обществе и экономике. Она регулируется двумя основными нормативными актами: Законом о профессиональном образовании (нем. Berufsbildungsgesetz, BBIG), который действует с 1969 г. и в последний раз был серьезно обновлен в 2005 г. (Federal Ministry of Education and Research, 2005), и Законом о ремесле (нем. Handwerksordnung, HwO), который действует с 1953 г. (The Federal Ministry of Justice and Consumer Protection, 1953). Законом о профессиональном образовании регулируются в том числе вопросы, связанные с ведением перечня профессий.
Обучение по дуальным программам ведется в соответствии с признанными на уровне государства программами профессионального образования (нем. Ausbildungsberuf). Всего таких программ было 311 по состоянию на 2019 г. Каждая программа имеет следующие параметры: наименование, продолжительность (от двух до трех лет), описание программы (в разрезе знаний, умений и компетенций), примерные учебный план и требования к проведению экзамена (Federal Institute for Vocational Education and Training, 2017, p. 12). Основные полномочия по ведению перечня признанных программ профессионального образования (нем. Verzeichnis der anerkannten Ausbildungsberufe) возложены на Федеральный институт профессионального образования (нем. Das Bundesinstitut für Berufsbildung, BIBB). С наименованиями программ, входящих в перечень, можно ознакомиться на сайте.

В актуальной на 2018 г. версии перечня признанных программ профессионального образования в первой колонке (нем. Berufsgattung) указывался код профессии в соответствии с Немецким классификатором профессий 2010 г. (нем. Klassifizierung der Berufe der Bundesagentur für Arbeit, KldB 2010, далее — Классификатор). Далеко не по всем профессиям, представленным в Классификаторе, разработаны профессиональные программы, которые есть в перечне. Это связано с объективными причинами, а именно с тем, что для выполнения трудовых функций по отдельным профессиям необходимы более высокий уровень квалификации, наличие опыта работы, высшего образования.
Во второй колонке представлены наименования программ (нем. Berufsbezeichnung), в третьей — категория программы по сферам экономики (Lw — сельское хозяйство, Hw — ремесла, IH — промышленность и торговля, ӧD — государственная служба, FB — свободные профессии). Далее указывается длительность образования в месяцах (нем. Ausbildungsdauer). В следующей колонке содержится информация о правовом обосновании программы, а именно, когда и кем она была принята. В этой же колонке указывается, кем и когда был утвержден примерный учебный план (нем. Rahmenlehrplan). Далее, в шестой колонке, указывается уровень квалификации в соответствии с Немецкой рамкой квалификации. Последняя колонка содержит данные по количеству учащихся по каждой программе на 2016 г.
Значительное количество квалификаций по одной и той же профессии на образовательном рынке Англии позволяет учебным организациям выбирать наиболее подходящие для себя
Как уже отмечено выше, Федеральный институт профессионального образования (далее — институт) отвечает за ведение перечня признанных программ профессионального образования, за введение новых профессий, актуализацию имеющихся и удаление устаревших. Так, в 2006 г. в перечне было 343 профессии, в 2010 г. — 349, в 2015 — 328 (Federal Institute for Vocational Education and Training, 2017, p. 19). С 2006 по 2015 гг. 130 профессий было актуализировано и 19 новых профессий было введено. Помимо работы по непосредственному ведению перечня, институт отвечает за методическое обеспечение реализуемых программ (Federal Institute for Vocational Education and Training, 2017, pp. 19–20).

Инициатива по изменению профессий в перечне принадлежит, как правило, профессиональным ассоциациям, профсоюзам или специалистам института. Институтом исследуется необходимость внесения изменений в перечень и в случае наличия таковой запускается процесс обсуждения с привлечением федеральных и региональных органов власти, работодателей, образовательных организаций и профсоюзов. Процесс обсуждения и работа над позицией перечня не должны превышать одного года. Готовые изменения утверждаются специальным негосударственным комитетом по вопросам управления образованием. После этого они публикуются в официальной правительственной газете и вступают в силу на следующий учебный год (Federal Institute for Vocational Education and Training, 2017, pp. 24–31).
Необходимо отметить, что дуальное образование, несмотря на распространенность и популярность, не является в Германии единственной формой профессионального образования довузовского уровня. Значительная часть студентов, а именно 225 590 человек, в 2017 г. проходили обучение на базе образовательных организаций (англ. full-time vocational schools) (Federal Institute for Vocational Education and Training, 2018, p. 90). Речь идет в том числе о программах, регулирование которых осуществляется отдельными законодательными актами. Регулирование этих профессий носит ведомственный характер. Так, например, обучение всех специалистов-медиков (медсестер, фельдшеров и т. п.) осуществляется в соответствии с законодательством в области здравоохранения.
С наименованиями программ, входящих в перечень, можно ознакомиться по ссылке: www.bibb.de/dokumente/pdf/liste_der_deutschen_ausbildungsberufe_en.pdf (дата обращения: 10.12.2019).
Полная версия Немецкого классификатора профессий доступна по ссылке: statistik.arbeitsagentur.de/nn_10414/Statischer-Content/Grundlagen/Klassifikation-der-Berufe/KldB2010/Systematik-Verzeichnisse/Systematik-Verzeichnisse.html (на немецком языке) и по ссылке: statistik.arbeitsagentur.de/Navigation/Statistik/Grundlagen/Klassifikation-der-Berufe/KldB2010/Arbeitshilfen/EnglischeKldB2010/KldBEnglischl-Nav.html (на английском). (дата обращения 10.12.2019).
Примеры таких методических материалов доступны по ссылке: www.bibb.de/veroeffentlichungen/de/publication/series/list/2 (дата обращения 10.02.2019).
Великобритания
Рассмотрение такого узкоспециализированного вопроса, как ведение перечня профессий и специальностей в зарубежных странах, требует анализа и более общего контекста, который включает в себя систему квалификаций, систему профессионального образования и отдельные институты рынка труда.

Национальная система квалификаций (далее — НСК) Великобритании начала разрабатываться и внедряться с середины 1980-х гг. С середины 1990-х гг. рамки квалификаций были введены в странах Содружества наций — Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и ЮАР. Великобритания является безусловным инноватором и первопроходцем в этой области.

С 2015 г. в Англии и Северной Шотландии была обновлена система квалификаций путем введения новой Регламентированной рамки квалификаций (англ. Regulated Qualification Framework, RQF). В ней представлены все общие и профессиональные квалификации, охватывающие 8 уровней, и один входной уровень (англ. entry level) (Ofqual, 2018).
Подробнее о понятии и структуре НСК смотрите: Лейбович А. Н. Методология и политика разработки и применения национальной системы квалификаций / Образование и наука. 2012. № 4. С. 16−24. doi.org/10.17 853/1994−5639−2012−4−16−24
В Уэльсе и Шотландии рамка квалификации немного отличается от принятой в Англии и Северной Ирландии. Подробнее смотрите beta.gov.wales/qualifications и http://scqf.org.uk/ (дата обращения 03.12.2019)
Каждый уровень квалификации обладает своим дескриптором (Ofqual, 2018). Разработчики квалификации должны указывать, какой входной уровень знаний и умений, а также какие общее количество часов (англ. Total Qualification Time) и количество аудиторных занятий (англ. Guided Learning) необходимы для овладения ею. Исходя из этого устанавливается тип квалификации и то, каким документом он будет подтверждаться — сертификатом, дипломом и т.п.

Третий уровень квалификации достаточен для дальнейшего поступления в университет. Третий уровень также присваивается при прохождении обучения по профессиональным программам в системе доуниверситетского профессионального образования. Программы обучения на рабочем месте обычно оканчиваются присвоением третьего уровня квалификации. Четвертый и пятый уровни уже относятся к высшему образованию; тем не менее, отдельные программы системы доуниверситетского профессионального образования направлены на формирование компетенций высокого уровня. В Великобритании в 2016 г. 44% работающего населения имело четвертый уровень квалификации и выше (Department of Education, 2017, p. 15).
С типами квалификаций в Англии можно ознакомиться по ссылке: www.gov.uk/government/publications/types-of-regulated-qualifications/qualification-descriptions#sector (дата обращения 03.12.2019).
Квалификации разрабатываются специализированными специальными независимыми организациями (англ. awarding organizations) и организациями высшего образования. Организации-разработчики квалификаций и образовательные организации — не тождественные понятия. Разработчики квалификаций разрабатывают описание квалификации, необходимые для овладения ею требования — к преподавателям, к материально-технической базе и иные требования.

В качестве важного условия признания квалификации выдвигается ее востребованность со стороны работодателя (Ofqual, 2018). Требования работодателей формально отражены в профессиональных стандартах (англ. National Occupational Standards, NOS). Разработчики квалификаций также разрабатывают оценочные материалы и проводят экзамены, за которые взимается плата. Оценка достижений может проходить в форме тестирования, практического экзамена или оценки портфолио.
Реестр профессиональных стандартов Великобритании доступен по ссылке: www.ukstandards.org.uk/EN (дата обращения 03.12.2019).
Если образовательная организация хочет реализовывать образовательную программу, она обращается к разработчику квалификации, который в свою очередь проводит сертификацию организации на предмет возможности проводить обучение, ведущее к получению квалификации. Разработчик квалификации проводит периодический мониторинг успеваемости учащихся по образовательной программе, обращая особое внимание на процедуры оценки. После успешного завершения обучения учащемуся выдается документ о квалификации от имени организации-разработчика квалификации (Department of Education, 2017).

Рынок независимой оценки поделен между несколькими крупными компаниями — AQA, Pearson, OCR и City & Guilds, которые занимали в 2016/2017 учебном году 57% рынка. Остальные 150 организаций — только 33% рынка (Crossfields institute, 2017). Упомянутые выше четыре организации разрабатывают широкий спектр квалификаций, некоторые специализируются на конкретных профессиональных квалификациях.
Система образования США имеет ярко выраженный децентрализованный характер
Необходимо отметить один принципиально важный момент: наличие разработанной квалификации, скажем, пекаря третьего уровня квалификации, не означает, что другие организации-разработчики не могут разрабатывать аналогичную квалификацию. Значительное количество квалификаций по одной и той же профессии на образовательном рынке Англии позволяет учебным организациям выбирать наиболее подходящие для себя

По состоянию на 2016/2017 учебный год в реестре квалификаций в Англии было размещено 22 200 квалификаций (Ofqual, 2018) (включая уже не действующие), из которых около 13 000 были доступны для получения.

За выработку и проведение политики в области квалификаций отвечает Агентство по управлению квалификациями и экзаменами (англ. Office of Qualifications and Examinations Regulation, Ofqual, далее — Агентство), подконтрольное Парламенту страны. Агентство отвечает за порядок выработки и проведения школьных экзаменов, за порядок оценки профессиональных квалификаций, вырабатывает требования к программам ученичества. Также оно ведет реестр квалификаций (англ. Register of Regulated Qualifications, далее — реестр) и реестр организаций, разрабатывающих квалификации.
Подробнее информация об Агентстве представлена по ссылке: www.gov.uk/government/organisations/ofqual/about (дата обращения 03.12.2019).
Реестр доступен по ссылке: register.ofqual.gov.uk/ (дата обращения 03.12.2019).
Реестр квалификаций, по сути, и является отдаленным аналогом перечней профессий и специальностей СПО, используемых в России. В реестре содержится следующая информация:
код квалификации;
название квалификации (в названии содержится имя разработчика, уровень квалификации и собственно само название);
наименование организации-разработчика;
уровень и тип квалификации;
к какой укрупненной группе она относится (англ. Qualification Sector Subject Area);
даты регистрации в реестре и прекращения действия;
минимальная и максимальная продолжительность обучения в часах;
язык преподавания;
тип итоговой аттестации.
В реестре выделяют 15 укрупненных групп:
Подробнее смотрите тут: www.gov.uk/government/publications/types-of-regulated-qualifications/qualification-descriptions#sector (дата обращения 03.12.2019).
1
Здравоохранение, социальная работа и уход (англ. Health, Public Services and Care).
2
Науки и математика (англ. Science and Mathematics).
3
Сельское хозяйство, растениеводство и ветеринария (англ. Agriculture, Horticulture and Animal Care).
4
Инженерное дело и производственные технологии (англ. Engineering and Manufacturing Technologies).
5
Проектирование и строительство (англ. Construction, Planning and the Built Environment).
6
Информационно-коммуникационные технологии (англ. Information and Communication Technology (ICT)).
7
Розничная торговля и сфера услуг (англ. Retail and Commercial Enterprise).
8
Туризм и отдых (англ. Leisure, Travel and Tourism).
9
Искусство, средства информации и печатное дело (англ. Arts, Media and Publishing).
10
История, философия и теология (англ. History, Philosophy and Theology).
11
Общественные науки (англ. Social Sciences).
12
Филология, литература и искусство (англ. Languages, Literature and Culture).
13
Образование и обучение (англ. Education and Training).
14
Данная группа включает в себя направления по овладению навыками поиска работы, основам трудового права, первой медицинской помощи и здравоохранения, безопасности, охране труда, личным финансам и пр. Пример такой программы: www.aqa.org.uk/subjects/work-and-life-skills/aqa-certificate/preparation-for-working-life-short-course-4800 (дата обращения 03.12.2019).
15
Предпринимательская деятельность, управление, финансы и юриспруденция (англ. Business, Administration, Finance and Law).
Благодаря открытой архитектуре реестр обновляется перманентно, по мере того как организации-разработчики квалификаций вносят новые, корректируют или удаляют устаревшие наименования.

Необходимо отметить, что в Англии не запрещается организациям разрабатывать свои квалификации и не регистрировать их в Агентстве и, соответственно, не размещать в реестре. Но в таком случае реализация образовательных программ по этим квалификациям не может быть профинансирована за счет средств бюджета. Это особенно важно для учащихся, так как, в отличие от России, получение профессионального образования за счет бюджета не гарантируется британским законодательством.
Подводя итог, можно сказать, что в Великобритании отсутствует перечень профессий и специальностей в том понимании, в каком он есть в России. Вместо него используется реестр квалификаций, который обладает следующими преимуществами: возможность постоянной актуализации, большее количество сопутствующей информации, возможность доступа из интернета и клиентоориентированность.
Соединенные Штаты Америки
Система образования США имеет ярко выраженный децентрализованный характер. Право формировать и реализовывать образовательную политику относится к ведомству штатов. Штаты и муниципалитеты, а также частные организации учреждают образовательные организации, создают образовательные программы и вырабатывают требования к вступительным и выпускным экзаменам. В полномочия Департамента образования США (англ. U.S. Department of Education), федерального органа государственной власти в сфере образования, входят вопросы управления средствами, выделяемыми Конгрессом США на образование, сбор и обработку статистической информации, а также вопросы предоставления равного доступа к образованию и другие. Из общих затрат на образование лишь около 10% приходится на федеральный бюджет.
По данным сайта Департамента образования США. Режим доступа: www2.ed.gov/about/overview/fed/role.html (дата обращения 02.12.2019).
В связи с этим для системы среднего профессионального образования (англ. Career and Technical Education, CTE) США не характерны такие документы, как законодательно установленный на федеральном уровне перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, федеральные государственные образовательные стандарты и примерные образовательные программы. Их роль выполняет независимая профессионально-общественная аккредитация образовательных программ и образовательных организаций, тесная система профессиональных сообществ и ассоциаций, транслирующих системе образования потребности рынка труда. Это, с одной стороны, формирует рынок образовательных услуг и подстегивает образовательные организации адаптировать образовательные программы к требованиям рынка труда и повышать качество услуг, с другой, создает определенные сложности для признания полученной квалификации в других штатах.
Важным отличием зарубежной практики использования перечней от российской является роль разработчиков национальных профессиональных образовательных программ
С целью введения некоторой степени унификации и оказания методической помощи разработчикам образовательных программ Ассоциацией профессионального образования (англ. Advance CTE) в 2011—2012 гг. была предложена классификация образовательных программ из 16 укрупненных групп-кластеров (англ. Career Clusters), куда вошли более чем 79 направлений подготовки (англ. Career Pathways). Задача, которая ставилась перед этой классификацией, состояла в выделении в рамках каждой укрупненной группы и в каждом направлении подготовки общих общепрофессиональных компетенций, профессиональных компетенций, необходимых для овладения ими учебных модулей, требований к выходным знаниям, умениям и навыкам. Эта работа была проведена при активной помощи федерального правительства с активным привлечением работодателей и профессионального сообщества. Важно отметить, что целью разработки указанного методического обеспечения программ было создание единого образовательного пространства. Тем не менее их использование не является обязательным для образовательных организаций.
Старейшая общественная организация профессионального образования в США, объединяющая государственных и муниципальных управленцев, методистов, преподавателей системы СПО. Смотрите подробнее: careertech.org/ (дата обращения 08.12.2019).
Укрупненные группы и направления подготовки, а также методические материалы доступны по ссылке: careertech.org/career-clusters (дата обращения 08.12.2019).
Подробнее смотрите: careertech.org/cctc (дата обращения 08.12.2019).
Основным классификатором для системы профессионального образования (англ. postsecondary education) является Классификатор профессиональных образовательных программ (англ. Classification of Instructional Programs, CIP, далее — Классификатор), разрабатываемый и утверждаемый Национальным центром образовательной статистики (англ. National Center for Education Statistics, NCES) при Департаменте образования США. Классификатор используется преимущественно для статистических целей, а именно для сбора и анализа информации в разрезе программ. Впервые он был выпущен в 1980 г., затем перевыпускался в 1985 г., 1990 г., 2000 г. и 2010 г. (National Center for Education Statistics, 2000). Новейшей и актуальной на сегодняшний день является версия 2010 г.

В Классификаторе содержится информация о наименовании программ, а также их краткие описания. Важной его особенностью является отсутствие указания на уровень программ или получаемую по окончании степень. В большинстве случаев обозначенные программы могут предоставляться как для уровня профессионального обучения, так и в высшем образовании (National Center for Education Statistics, 2000).

Классификатор не является управленческим инструментом в том понимании, какое имеют перечни профессий и специальностей в России. За ними тянется цепочка: ФГОС, примерные программы, контрольные цифры приема… Классификатор же призван лишь стандартизировать статистическое кодирование программ, но ни в коем случае не содержит список официально признаваемых и разрешенных программ (National Center for Education Statistics, 2000). Более того, образовательные организации имеют право использовать названия, отличные от приведенных в реестре.
Версия Классификатора 2000 г. доступна по ссылке: nces.ed.gov/pubs2002/cip2000/ (дата обращения 09.12.2019).
Версия Классификатора 2010 г. доступна по ссылке: nces.ed.gov/ipeds/cipcode/resources.aspx?y=55 (дата обращения 09.12.2019).
Классификатор имеет трехуровневую систему кодификации, по два цифровых кода на каждый уровень. Первые две цифры обозначают укрупненные группы, которых в Классификаторе 47. Две следующие цифры обозначают обобщенную группу (направление подготовки), шестизначный показатель обозначает конкретную профессию (National Center for Education Statistics, 2000). К примеру, укрупненная группа 13 «Образование» включает в себя подгруппу 13.04 «Управление в образовании», в которую входит программа 13.0408 «Управление дошкольной образовательной организацией и образовательной организацией общего образования». Для каждой программы приводится краткое описание ее содержания.

Классификатор ведется Национальным центром образовательной статистики (далее — Центр). Обновление Классификатора осуществляется по результатам обследований, проводимых Центром, на основе запросов заинтересованных организаций и органов исполнительной власти, экспертных заключений и т. п. Изменения вносятся в Классификатор по мере необходимости, а не от выпуска к выпуску (National Center for Education Statistics, 2000).
Подробнее про укрупненные группы смотрите: nces.ed.gov/ipeds/cipcode/browse.aspx?y=55 (дата обращения 09.12.2019).
Подробнее смотрите nces.ed.gov/ipeds/cipcode/cipdetail.aspx?y=55&cipid=88 107 (дата обращения 09.12.2019).
Другим важным классификатором, о котором стоит упомянуть, является Классификатор видов занятости (англ. Standard Occupational Classification, SOC) Департамента труда США (англ. U.S. Department of Labor). В Классификаторе видов занятости от 2018 г. собраны 867 видов занятости, снабженных кратким описанием и сгруппированных в 23 укрупненные группы (Executive office of the President, 2018).
Материалы по Классификатору видов занятости представлены на сайте Департамента труда США www.bls.gov/soc/2018/#classification (дата обращения 09.12.2019).
Заключение
По результатам сопоставления представленных в статье материалов о практике нормативного оформления и использования перечней рабочих профессий и специальностей в зарубежном профессиональном образовании и тенденциях их развития можно сформулировать некоторые положения, учет которых мог бы быть полезным при разработке обновленных российских перечней профессий и специальностей СПО.

Обращают на себя внимание различия в институциональном статусе национальных перечней. В Германии, как и в России, подготовка может вестись только по тем рабочим профессиям и специальностям, которые включены в национальные перечни. В США и Великобритании аналогичные российским перечни отсутствуют.

В Великобритании неким аналогом перечня служит Национальный реестр квалификаций, в котором каждая организация-разработчик квалификации может зарегистрировать свою разработку и сделать ее доступной для всех заинтересованных образовательных организаций. Реестр постоянно обновляется и расширяется, чем обеспечивается его актуализация и развитие номенклатуры специальностей и профессий в соответствии с потребностями рынка труда. Для каждой квалификации в реестре указан ее уровень в соответствии с Национальной системой квалификаций Великобритании.
В США любая заинтересованная организация может разрабатывать профессиональные программы. Потребности рынка труда транслируются системе образования через систему независимой профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и образовательных организаций. Так формируется рынок образовательных услуг, адаптированный к требованиям рынка труда. Унификация профессиональных образовательных программ обеспечивается присвоением им кодов в соответствии с национальным классификатором, являющимся инструментом статистического учета в образовании. При этом количество реализуемых в стране образовательных программ ничем не ограничено.

Система классификации профессиональных образовательных программ (СIP), реализованная в образовании США, является наиболее привлекательной и позволяет сочетать строгость и полноту статистического учета с абсолютной свободой формирования и использования профессиональных образовательных программ в системе образования. В российском образовании неким аналогом CIP-2000 являлся проект Общероссийского классификатора образовательных программ (ОКОП), специально разработанный и использовавшийся для присвоения кодов элементам перечней профессий и специальностей в редакции 2009 г. (Сазонов, 2017). Для действующих перечней профессий и специальностей использовался новый классификатор ОКСО-2016, который имеет множество недостатков и является не классификатором, а копией утвержденных в 2013 г. перечней профессий, специальностей и направлений подготовки. При разработке обновленных перечней и новой системы классификации полезно проанализировать и использовать положительный опыт разработки и применения в российском образовании проекта ОКОП, что отвечало бы мировым тенденциям развития систем классификации в образовании (Сазонов, 2014).
Важным отличием зарубежной практики использования перечней от российской является роль разработчиков национальных профессиональных образовательных программ. В Великобритании разработчик указывается в реестре профессиональных образовательных программ; проводит сертификацию организации на предмет возможности проводить обучение; реализует периодический мониторинг успеваемости учащихся по образовательной программе; после успешного завершения обучения учащемуся выдается документ о квалификации от имени организации-разработчика квалификации. Этим в значительной мере обеспечивается качество подготовки в системе профессионального образования.

Значимой тенденцией развития российского перечня профессий и специальностей СПО на протяжении нескольких последних десятилетий было сокращение количества входящих в него профессий и специальностей (Executive office of the President, 2018). За период с 1994 г., когда был утвержден первый постсоветский перечень рабочих профессий, до настоящего времени количество включаемых в перечень профессий сократилось с нескольких тысяч до нескольких сотен. В проект разрабатываемого в настоящее время Федеральным институтом развития образования РАНХиГС перечня профессий и специальностей СПО входят 234 профессии и 236 специальностей. Эти цифры близки к тем, что мы наблюдаем в Германии. В перечень признанных программ профессионального образования Германии по состоянию на 2015 г. входило 328 позиций.
Литература
1. Блинов В. И. Профессиональные стандарты: от разработки к применению // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 5−14.

2. Лейбович А. Н. Методология и политика разработки и применения национальной системы квалификаций / Образование и наука. 2012. № 4. С. 16−24. doi.org/10.17 853/1994−5639−2012−4-16−24

3. Профессиональные стандарты: от идеи к практике / В. И. Блинов [и др.]; под общ. ред. В. И. Блинова. М.: LAP LAMBERT Academic Publishing RU, 2017. — 80 с.

4. Сазонов Б. А. Классификация профессиональных образовательных программ: состояние и возможные перспективы // Высшее образование в России. 2017. № 11 (217). С. 20−30.

5. Сазонов Б. А. О проекте нового Общероссийского классификатора специальностей по образованию [Текст] / Б. А. Сазонов // Инженерная педагогика: сб. науч. тр. в 3 т. / Центр инженерной педагогики МАДИ. Москва, 2014. Вып. 16. Т. 1. С. 194−198.

6. Сазонов Б. А., Куртеева Л. Н. Задачи актуализации перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2017. № 10. С. 21−24.

7. Advance Career Technical Education: [сайт]. (дата обращения 08.12.2019).

8. Annual Qualifications Market Report 2016 and 2017 academic year [Электронный ресурс] // Ofqual. (дата обращения: 03.12.2019).

9. Ausbildung gestalten [Электронный ресурс] // Bundesinstitut für Berufsbildung. (дата обращения 10.02.2019).

10. Browse CIP codes [Электронный ресурс] // National Center for Education Statistics. (дата обращения 09.12.2019)

11. Career Clusters [Электронный ресурс] // Career Technical Education. (дата обращения 08.12.2019).

12. CIP Conversion (2000−2010) [Электронный ресурс] // National Center for Education Statistics. (дата обращения 09.12.2019).

13. Classification of Instructional Programs (CIP 2000) [Электронный ресурс] // National Center for Education Statistics. (дата обращения 09.12.2019).

14. Classification of Instructional Programs — 2000 [Электронный ресурс] // National Center for Education Statistics. (дата обращения 09.12.2019).

15. Detail for CIP Code 13 [Электронный ресурс] // National Center for Education Statistics. (дата обращения 09.12.2019).

16. Education and training statistics for the United Kingdom [Электронный ресурс] // Department of Education. (дата обращения: 03.12.2019).

17. Facts and analyses to accompany the Federal Government Report on Vocational Education and Training — Selected findings. Link. (дата обращения: 10.12.2019).

18. Gesetz zur Ordnung des Handwerks (Handwerksordnung) [Электронный ресурс] // The Federal Ministry of Justice and Consumer Protection. (дата обращения: 10.12.2019).

19. Guidance Qualification descriptions [Электронный ресурс] // The Office of Qualifications and Examinations Regulation. (дата обращения 03.12.2019).

20. Klassifikation der Berufe [Электронный ресурс] // Der Bundesagentur für Arbeit. (дата обращения 10.12.2019).

21. Liste der deutschen Ausbildungsberufe [Электронный ресурс] // Bundesinstitut für Berufsbildung. (дата обращения 10.12.2019).

22. Qualifications [Электронный ресурс] // Welsh Government. (дата обращения 03.12.2019).

23. Repository for all approved National Occupational Standards [Электронный ресурс] // National Occupational Standards. (дата обращения 03.12.2019).

24. Standard of Occupational Classification Manual // Executive office of the President [Электронный ресурс]. (дата обращения 09.12.2019).

25. Ofqual Handbook: General Conditions of Recognition [Электронный ресурс] // Ofqual: [сайт]. [2008]. (дата обращения: 03.12.2019).

26. The Common Career Technical Core [Электронный ресурс] // Career Technical Education. (дата обращения 08.12.2019).

27. The Office of Qualifications and Examinations Regulation: [сайт]. (дата обращения 03.12.2019).

28. The Register of Regulated Qualifications [Электронный ресурс] // The Office of Qualifications and Examinations Regulation. URL: https://register.ofqual.gov.uk/ (дата обращения 03.12.2019).

29. The Scottish Qualifications Framework. Link. (дата обращения 03.12.2019).

30. Training regulations and how they come about [Электронный ресурс] // Federal Institute for Vocational Education and Training. (дата обращения 10.12.2019).

31. Vocational Training Act of 23 March 2005 [Электронный ресурс] // Federal Ministry of Education and Research. (дата обращения: 10.12.2019).

32. What is English awarding organization? [Электронный ресурс] // Crossfields institute. (дата обращения: 03.12.2019).
A comparative analysis of domestic and foreign trends in the development of educational taxonomies of professions and specialties
  • Vladimir I. BLINOV
    Advanced Doctor in Pedagogic Sciences, Professor, Director of the Center for Vocational Education and Qualifications Systems, Federal Institute for Education Development RANEPA, Moscow, Russia.
  • Ayrat I. SATDYKOV
    Vice-director of the Center for Vocational Education and Qualifications Systems, Federal Institute for Education Development RANEPA, Moscow, Russia.













  • Boris A. SAZONOV
    Ph.D. of Engineering Sciences, assistant professor, Leading Researcher of the Center for Vocational Education and Qualifications Systems, Federal Institute for Education Development RANEPA, Moscow, Russia.













  • Larisa N. KURTEEVA

    Ph.D. of Pedagogic Sciences, Leading Researcher of the Center for Vocational Education and Qualifications Systems, the Federal Institute for Education Development RANEPA, Moscow, Russia.
Abstract
The article discloses the features of the taxonomy of working professions and specialties in Germany, the UK and the USA. Tendencies of their development in comparison with experience of modernization of similar taxonomies in the Russian system of vocational education and training are analyzed. There are differences in the approaches to classification and coding of the elements of the taxonomy, in the degree of diversification of professions and specialties, their relationship with employers and the demands of the labor market. The article discusses the features of the taxonomies such as including new items and deleting outdated ones. The approaches to the normative design of the interconnection of such stages of the introduction of a new educational programs as the inclusion of a new profession or specialty in the taxonomy, the development of a professional educational program, the author’s support for the implementation of the educational program in an educational organization, the assignment of professional qualifications to graduates are considered. In conclusion, the recommendations on using some positive elements of foreign taxonomies in the development of Russian updated taxonomy of professions and specialties of vocational education and training system.

The article was written on the basis of the RANEPA state assignment research programme.

Keywords: Foreign experience, professional education, lists of working professions, lists of specialties, development trends, professional standards, independent assessment of qualifications.
References
  1. Advance Career Technical Education. (n.d). Retrieved December 8, 2019, from link.
  2. Blinov, V. I. (2015). Professional standards: from development to implementation. Higher education in Russia, 4, pp. 5−14. (In Russian).
  3. Blinov, V. I., Еsenina, Е. Y., Klink, О. F., Кurteeva, L. N., Satdykov, А. I., & Faktorovich, А. А. (2017). Professional standards: from development to implementation. Moscow: LAP LAMBERT Academic Publishing RU. (In Russian).
  4. Career Technical Education. (n.d). Career Clusters. Retrieved December 8, 2019, from link.
  5. Career Technical Education. (n.d). The Common Career Technical Core. Retrieved December 8, 2019, from link.
  6. Crossfields institute. (2017, July 17). What is English awarding organization? Retrieved December 3, 2019, from link.
  7. Department of Education. (2017, November 9). Education and training statistics for the United Kingdom 2017. Retrieved December 3, 2019, from link.
  8. Executive office of the President. (2018). Standard of Occupational Classification Manual. Retrieved December 9, 2019, from link.
  9. The Federal Employment Agency. (2010). Classification of occupations. Retrieved December 10, 2019, from link. (In German).
  10. Federal Institute for vocational education and training. (2016). List of German apprenticeships. Retrieved December 10, 2019, from link.
  11. Federal Institute for Vocational Education and Training. (2017). Training regulations and how they come about (8th, revised edition). Retrieved December 10, 2019, from link.
  12. Federal Institute for Vocational Education and Training (Ed.). (2018). VET Data Report Germany 2016/2017. Facts and analyses to accompany the Federal Government Report on Vocational Education and Training — Selected findings. Retrieved December 10, 2019, from link.
  13. Federal Institute for Vocational Education and Training. (n.d). Design training. Retrieved December 10, 2019, from link. (In German).
  14. Federal Ministry of Education and Research. (n.d). Vocational Training Act of 23 March 2005. Retrieved December 10, 2019, from link.
  15. Law on the order of crafts. (1953, September 17). Retrieved December 10, 2019, from link. (In German).
  16. Leybovitch, А. N. (2012). Methodology and Policy of Designing and Implementing the National Qualification System. The Education and science journal, 4, pp. 16−24. https://doi.org/10.17 853/1994−5639−2012−4-16−24. (In Russian).
  17. National Center for Education Statistics. (2002, April). Classification of Instructional Programs: 2000 Edtition. Retrieved December 9, 2019, from link.
  18. National Occupational Standards. (n.d). Repository for all approved National Occupational Standards. Retrieved December 3, 2019, from link.
  19. National Center for Education Statistics. (n.d). Classification of Instructional Programs (CIP 2000). Retrieved December 9, 2019, from link.
  20. National Center for Education Statistics. (n.d). 2000−2010 CIP Conversion. Retrieved December 9, 2019, from link.
  21. National Center for Education Statistics. (n.d). Browse all CIP codes. Retrieved December 9, 2019, from link.
  22. National Center for Education Statistics. (n.d). Detail for CIP Code 13. Retrieved December 9, 2019, from link.
  23. Ofqual. (2018, February 22). Annual Qualifications Market Report 2016 and 2017 academic year. Retrieved December 3, 2019, from link.
  24. Ofqual Handbook: General Conditions of Recognition. (2018, November 1). Retrieved December 3, 2019, from link.
  25. Sazonov, B. А. (2014). About the project of the new all-Russian classifier of specialties by education. Engineering pedagogy (1(16), pp. 194−198). Moscow: The Center for Engineering pedagogy of Moscow Automobile and Road Construction State Technical University. (In Russian).
  26. Sazonov, B. А. (2017). Classification of professional educational programs in the russian federaition: problems and possible decisions. Higher education in Russia, 11 (217), pp. 20−30. (In Russian).
  27. Sazonov, B. А., & Кurteeva, L. N. (2017). Tasks of updating the lists of professions and specialties of secondary vocational education. Vocational education. The capital [Professionalnoe obrazovanie. Stolitsa], 10, pp. 21−24. (In Russian).
  28. The Office of Qualifications and Examinations Regulation. (n.d). Retrieved December 3, 2019, from link.
  29. The Office of Qualifications and Examinations Regulation. (2020, May 6). Guidance Qualification descriptions. Retrieved December 3, 2019, from link.
  30. The Office of Qualifications and Examinations Regulation. (n.d). The Register of Regulated Qualifications. Retrieved December 3, 2019, from link.
  31. The Scottish Qualifications Framework. (n.d). Retrieved December 3, 2019, from link.
  32. Welsh Government. (n.d). Qualifications. Retrieved December 3, 2019, from link.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!