рулевое колесо. стандарт
Что мы знаем о ФГОС?
Зачем нужны образовательные стандарты, как они менялись и исследовались (ч. 1)
DOI 10.22394/2078−838Х−2020−4−48−56
Надежда Владимировна Княгинина
научный сотрудник Лаборатории образовательного права Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (101 000, РФ, Москва, Потаповский пер, д. 16, стр. 10, каб. 305).
Аннотация
Данная работа открывает цикл статей, представляющих полную сводную картину существующих на сегодняшний день Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В первой части описывается влияние ФГОС на регулирование системы образования (обеспечение единых понятий, государственный контроль, действительная значимость при определении финансирования). Рассматриваются основные этапы эволюции стандартов с 1992 года. В дальнейших работах будут рассмотрены ключевые отличия поколений ФГОС, проведен обзор исследований ФГОС. Автором будут предложены новые методы изучения ФГОС, необходимые для адекватности и научной обоснованности будущих изменений стандартов.

Ключевые слова
ФГОС, образовательные стандарты, содержание образования, поколения стандартов, качество образования.
Зачем нужны ГОС в России?
Федеральные государственные образовательные стандарты — одно из немногих явлений отечественного образования, упомянутых в Конституции РФ (ч. 5 ст. 43): «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты». При этом в Конституции не указано, чем является ФГОС: обязательным документом, сборником рекомендаций или стратегическим ориентиром с идеологическим значением.

В России стандарты применяются в разных сферах. Например, существуют ГОСТы (государственные стандарты) и национальные стандарты, СНИПы (строительные нормы и правила), технические условия, профессиональные стандарты, и так далее. Часть из них являются обязательными, часть — добровольными. Порядок их разработки и необходимость сертификации соответствия также различны.
Стандартизация в образовании отличается сложностью функционального назначения
Стандартизация в образовании отличается сложностью функционального назначения. В первую очередь единые стандарты в образовании нужны, чтобы задавать общее для всех принципиальное понимание: кем становится выпускник, что он приобретает за время обучения. Для этого вводятся некоторые общие характеристики того, чему и как он был обучен. В советское время использовались обязательные перечни дисциплин с установленным числом часов. Позднее — триада «знания, умения, навыки» (ЗУН). Сейчас практикуется описание через «приобретаемые компетенции». Объем программы, ее структура, наличие специализированного оборудования также могут играть роль в достижении общего понимания. В попытке найти общий язык с работодателями выпускников введены нормы о связи ФГОС и профессиональных стандартов. Стандарту достается во многом идеологическая функция «общего языка» для разных стейкхолдеров.

Во-вторых, стандарт используется как инструмент государственного контроля (в широком смысле): во время государственной аккредитации и лицензирования, лицензионного контроля, федерального государственного контроля качества образования, федерального государственного надзора в сфере образования.
Единое образовательное пространство, преемственность, объем и пр.
Произошло существенное усложнение структуры стандартов: сотни документов содержат отсылки к сотням других.
Например, в Положении о лицензировании образовательной деятельности содержатся отсылочные нормы к условиям реализации образовательных программ, установленных во ФГОС. Чтобы получить и сохранить лицензию, университет должен выполнять требования ФГОС к кадрам, финансам, материально-техническим условиям, оборудованию помещений, библиотекам, учебникам, электронным системам и пр. От субъекта, который выдает лицензию или осуществляет проверку, не требуется понимания содержания учебных предметов, тонкостей преподавания и организации учебного процесса, знаний или компетенций. Он ориентируется на документ, содержащий показатели и индикаторы, которые можно оценить формально: подсчитать проценты сотрудников, сравнить численные показатели, измерить площадь помещения. Например, в ч. 2 ст. 18 Закона об образовании установлено, что нормы обеспеченности учебниками на одного обучающегося устанавливаются ФГОС. В различных ФГОС высшего образования указаны значения: 25 учебников на 100 обучающихся, 0,5 учебника на одного студента, и многие другие. Подобные показатели являются частью стандартов наряду с ценностными и идеологическими нормами. Они содержатся в разделе «Условия реализации программы».

В-третьих, иногда стандарту приписывается функция основы для расчета финансирования. Такое представление складывается из текста ч. 2 ст. 99 Закона об образовании, где сказано, что нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере образования определяются в соответствии с ФГОС. В ФГОС высшего образования 3++ появился новый раздел: «Требования к финансовым условиям реализации программы».
Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».
На практике стандарты далеки от сметных документов, подходящих для таких расчетов, и фактически не используются в этих целях. Финансирование высшего образования организовано иначе. У государства есть установленные нормы по числу студентов-бюджетников (800 студентов на каждые 10 тыс. человек). В бюджете на это число обучающихся закладывается определенная сумма. Университеты подают заявки на получение бюджетных мест, где приводят свои расчеты о том, сколько студентов они планируют обучить за государственный счет. На основании этих заявок проводится конкурс (распределяются контрольные цифры приема), бюджетные места делятся между университетами эмпирически, в зависимости от показателей их «успешности» (от статуса университета до числа статей его сотрудников в базах цитирования). «Стоимость» одного студента для разных университетов отличается благодаря ряду масштабирующих коэффициентов. ФГОС и его требования при государственном финансировании не учитываются, за исключением того, что государственная аккредитация является одним из необходимых требований для участия в конкурсе. Понимание ФГОС как базы для финансовых расчетов стоимости реализации программы или отдельных бюджетных мест преувеличено.
Ч. 2 ст. 100 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2015 г. № 1040 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением».
Смешение в одном документе общих идеологических и типовых проверочных функций негативно сказывается на его применении. Компетенции, которые должны иметь в первую очередь ценностный смысл и являться ориентиром для разработчиков программ, становятся предметом проверок (их дословные формулировки ищут в программах). Качество образования предполагается зависящим от конкретной (в процентах) доли преподавателей. Эти проценты десятилетиями переходят из стандарта в стандарт без обоснования их необходимости или адекватности. Если ограничиться изучением нескольких конкретных ФГОС, произвольность их требований к условиям реализации программ не так сильно бросается в глаза. Но если исследовать все действующие стандарты, волюнтаризм становится очевидным. Такой анализ всех действующих ФГОС высшего образования (720 стандартов) для бакалавриата (292 шт.), специалитета (138 шт.) и магистратуры (290 шт.) проведен Лабораторией образовательного права НИУ ВШЭ. Результаты готовятся к публикации.

Несмотря на важную роль ФГОС в регулировании системы образования, научные исследования самих стандартов, оценка их эффективности и степени влияния на работу системы образования мало распространены. Возможно, это частично объясняется тем, что в системе стандартизации образования постоянно происходят существенные изменения, ФГОС одновременно выполняет разные функции, накапливается огромный объем информации.
Смешение в одном документе общих идеологических и типовых проверочных функций негативно сказывается на его применении. Компетенции, которые должны иметь в первую очередь ценностный смысл и являться ориентиром для разработчиков программ, становятся предметом проверок (их дословные формулировки ищут в программах). Качество образования предполагается зависящим от конкретной (в процентах) доли преподавателей. Эти проценты десятилетиями переходят из стандарта в стандарт без обоснования их необходимости или адекватности. Если ограничиться изучением нескольких конкретных ФГОС, произвольность их требований к условиям реализации программ не так сильно бросается в глаза. Но если исследовать все действующие стандарты, волюнтаризм становится очевидным. Такой анализ всех действующих ФГОС высшего образования (720 стандартов) для бакалавриата (292 шт.), специалитета (138 шт.) и магистратуры (290 шт.) проведен Лабораторией образовательного права НИУ ВШЭ. Результаты готовятся к публикации.

Несмотря на важную роль ФГОС в регулировании системы образования, научные исследования самих стандартов, оценка их эффективности и степени влияния на работу системы образования мало распространены. Возможно, это частично объясняется тем, что в системе стандартизации образования постоянно происходят существенные изменения, ФГОС одновременно выполняет разные функции, накапливается огромный объем информации.
Цель представленного цикла работ — зафиксировать динамику и текущее состояние стандартов и знаний о них: исторические изменения в регулировании ФГОС в России, ключевые отличия между поколениями стандартов профессионального образования, обзор системных исследований, которые рассматривали ФГОС как один из ключевых элементов системы образования.
Эволюция правового регулирования ФГОС
В 1992 году вступил в силу первый Закон об образовании в России. С этого момента в высшем образовании были приняты два поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ВПО), а также три версии ФГОС высшего образования (ВО). Начинается обсуждение концепции ФГОС 4-го поколения, хотя ряд ФГОС поколения 3++ был утвержден совсем недавно (в 2017—2018 годах), а для большинства направлений и специальностей эти стандарты не утверждены до сих пор.

Общее образование прошло этапы: федерального компонента стандартов, государственных стандартов 1-го поколения, а также ФГОС 2-го поколения. Сейчас в профессиональном сообществе активно идет обсуждение школьных ФГОС 3-го поколения, которые должны вступить в силу в 2021 году, а также «Инициативы ФГОС 4.0». Ниже рассматриваются ключевые события в правовом регулировании стандартизации образования в России с 1992 по 2020 годы.

1992 г. Принятие Закона об образовании. В первой редакции стандарты называются «государственными образовательными стандартами» (ГОС), они должны быть «основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников». В стандартах предполагается наличие обязательного «федерального компонента», устанавливающего: обязательный минимум содержания основных образовательных программ («чему учить»), максимальный объем учебной нагрузки обучающихся («сколько учить: часов, дней и пр.»), уровень подготовки выпускников («что будет знать и уметь выпускник»).
Несмотря на важную роль ФГОС в регулировании системы образования, научные исследования самих стандартов, оценка их эффективности и степени влияния на работу системы образования мало распространены
Принципиально новые версии ФГОС принято называть «поколениями» и обозначать порядковыми номерами (ГОС ВПО 1, ГОС ВПО 2, ФГОС 3). Новые редакции стандартов, связанные с существенными изменениями в законодательстве, но сохраняющие общий подход «поколения», принято обозначать добавлением знака «+» (ФГОС 3+, ФГОС 3++).
Этой инициативе посвящен отдельный выпуск журнала «Образовательная политика» № 2 (82), 2020.
Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266−1 «Об образовании».
1993−1996 гг. Принимаются алгоритмы разработки, утверждения и введения в действие ГОС и ГОС ВПО и СПО (среднего профессионального образования). ГОС ВПО представляет собой единый рамочный документ с обобщенными требованиями к содержанию, нагрузке, уровню подготовки. Конкретные требования по направлениям (специальностям) содержатся в федеральном компоненте ГОС ВПО. Компоненты принимаются в 1994—1996 годах. Их называют «государственными стандартами высшего профессионального образования первого поколения» (ГОС ВПО 1, 1994−1996 гг.). На школьном уровне федеральные компоненты принимаются спустя четыре года.

12 декабря 1993 года принимается Конституция Российской Федерации, где вводится термин «федеральные государственные образовательные стандарты». Но до 2007 года этот термин в законодательстве не применяется.

1996−2001 гг. В 1996 году принимается Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [3]. Закон прямо указывает, что ГОС ВПО нужны для обеспечения качества образования (ст. 5). Федеральный компонент сохраняется, и в 1999—2001 годах принимаются новые ГОС ВПО — второго поколения (ГОС ВПО 2).
Постановление Правительства РФ от 28.02.1994 г. № 174 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования»; Постановление Правительства РФ от 20.04.1995 г. № 387 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования»; Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 10 августа 1993 г. № 773 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования».
Постановление Правительства РФ от 18.08.1995 г. № 821 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования»; Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования».
Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Принимаются документы по стандартизации школьного образования: Базисный учебный план, Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования, Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования. Документы детально регулируют содержание школьного образования: представляют подробные тематические планы, содержат разбивку по классам и часам. В начале 2001 года начинается эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ), который в перспективе позволит оценивать качество образования в масштабах страны и повлияет на содержание образования и организацию учебного процесса. В конце года принимается Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, где уделяется внимание ГОС, в том числе необходимости принятия школьных стандартов с прицелом на вариативность и индивидуализацию образования.

2003 г. Россия подписывает Болонскую декларацию о создании общеевропейского пространства высшего образования. Одним из условий для участия в Болонском процессе становится использование зачетных единиц и кредитно-модульной системы (это найдет отражение в стандартах следующих поколений).
Приказ Минобразования РФ от 09.02.1998 г. № 322 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации».
Приказ Минобразования РФ от 19.05.1998 г. № 1236 «Об утверждении Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования».
Приказ Минобразования РФ от 30.06.1999 г. № 56 «Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования».
Постановление Правительства РФ от 16.02.2001 г. № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена».
Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
2004 г. После масштабного обсуждения с привлечением большого числа экспертов и организаций принимается Федеральный компонент ГОС для школы. Несмотря на то, что документ представляет собой только часть стандарта, его принято называть «ФГОС общего образования 1-го поколения». Он отличается от прежних стандартов, так как в большей степени является идеологическим документом, объясняющим цели уровня образования и дисциплин, ориентирован на развитие личности ученика, разностороннее применение полученных знаний. В нем впервые встречается термин «компетенции». Помимо федерального компонента принимается новый базисный учебный план, который действует до сих пор.

2007−2012 гг. В 2007 году вносится пакет изменений в Закон об образовании, где полностью пересмотрен подход к ГОС. Они перестают разделяться на компоненты, появляется термин «федеральные государственные образовательные стандарты».

В качестве целей ФГОС устанавливаются: обеспечение единства образовательного пространства, преемственность основных образовательных программ. ФГОС призваны быть основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников.
Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».

Принципиально обновляются требования к содержанию самих ФГОС. Вместо содержания, нагрузки и уровня подготовки ФГОС для основных образовательных программ устанавливает:

  • их структуру, соотношение частей программы и их объемов;
  • условия реализации (кадровые, финансовые, материально-технические и др.);
  • результаты освоения.

Закон усиливает значение примерных основных образовательных программ (ПООП): появляются требования по их «учету» при подготовке образовательных программ. Что именно представляет собой такой учет, до сих пор не раскрывается. Некоторым университетам предоставляется возможность утверждать собственные образовательные стандарты.

В высшем образовании начинают разрабатываться и применяться государственные стандарты 3-го поколения (ФГОС 3, 2007−2012 гг.).

Для общего образования большую роль играют изменения в законодательстве об образовании, вносимые Федеральным законом от 09.02.2007 г. № 17-ФЗ в отношении проведения единого государственного экзамена. Эксперимент по введению ЕГЭ закончился, экзамен стал формой государственной итоговой аттестации, и после переходного периода с 1 января 2009 года начинает работать во всей стране. С 2009 по 2012 годы принимаются ФГОСы общего образования 2-го поколения. С небольшими изменениями эти стандарты действуют и в настоящее время.
Указ Президента РФ от 09.09.2008 г. № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования».
В этот период ФГОС разрабатывались сначала на основании Постановления Правительства РФ от 21.01.2005 г. № 36, а в дальнейшем — Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 142.
Приказы Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; от 17.12.2010 г.№ 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
2012−2016 гг. В 2012 году принимается новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании). В нем в целом воспроизводится подход ко ФГОС 2007 года, однако исчезает норма о необходимости их обновления раз в 10 лет. Появляется определение качества образования, впервые качество «завязывается» на ФГОС: считается, что «качественные» образовательная деятельность и подготовка обучающегося соответствуют ФГОС. Вторая часть определения качества (соответствие потребностям человека) декларируется, но не находит прямого развития в законодательстве.

Принимаются обновленные ФГОС ВО 3-го поколения — ФГОС 3+ (2013−2016 гг.), ФГОС дошкольного образования и два школьных стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2015 — н. в. Появляется требование об учете профессиональных стандартов при разработке ФГОС (в ч. 7 ст. 11). В соответствии с ним принимаются «повторно» обновленные ФГОС высшего образования 3-го поколения (ФГОС 3++, 2017— н. в.). Процесс принятия обновленных ФГОС приостановился после начала реформы контрольно-надзорной деятельности («регуляторной гильотины»), которая касается в том числе системы образования.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказы Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. .№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (с 2016); от 19.12.2014 г.№ 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений».
Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Для поддержки реализации требования принимается новое Постановление Правительства РФ от 12.04.2019 г. № 434 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Рисунок 1. Общее количество ФГОС из числа действующих: накопленное по годам (а) и его годовой прирост (б)
ФГОС сегодня
На сегодняшний день в законодательстве сохраняется подход ко ФГОС, сформулированный в 2007 году.

Во-первых, ФГОС определяются как совокупность обязательных требований, которые являются основой объективной оценки образовательной деятельности и подготовки обучающихся.

Во-вторых, декларируется, что ФГОС обеспечивают единство образовательного пространства, преемственность программ и вариативность их содержания, государственные гарантии качества образования.
На сегодняшний день в законодательстве сохраняется подход ко ФГОС, сформулированный в 2007 году
По закону ФГОС содержит три основных вида требований:

1) к структуре программ и их объему;

2) к условиям реализации (кадры, финансы, материально-технические условия);

3) к результатам (для профессионального образования требования формулируются на основании профессиональных стандартов).

Кроме того, ФГОС устанавливают сроки получения образования.

Ряд университетов устанавливает собственные стандарты (но не ниже требований ФГОС).

В отношении правил разработки и утверждения ФГОС продолжает действовать Постановление Правительства РФ № 434: их проекты заказываются через систему государственных закупок или могут разрабатываться в инициативном порядке на безвозмездной основе, затем рассматриваются на совете Минобрнауки или Минпросвещения РФ по ФГОС и после утверждаются.

Продолжение этой статьи читайте № 1 (85) 2021 журнала «Образовательная политика»
С 1 июля 2020 г. ссылка на иные виды условий реализации исключена (Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Литература
1. Закон РФ от 10.07.1992 г. № 3266−1 «Об образовании» // СПС «Консультант». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ (дата обращения 1.11.2020).

2. Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // СПС «Консультант». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11446/ (дата обращения 1.11.2020).

3. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/12157429/ (дата обращения 1.11.2020).

4. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «Консультант». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 1.11.2020).

5. Федеральный закон от 02.05.2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона „Об образовании в Российской Федерации“» // СПС «Консультант». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178864/ (дата обращения 1.11.2020).

6. Федеральный закон от 02.12.2019 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об образовании в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72990882/ (дата обращения 1.11.2020).

7. Указ Президента РФ от 09.09.2008 г. № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/193831/ (дата обращения 1.11.2020).

8. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 10.08.1993 г. № 773 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/181955/ (дата обращения 1.11.2020).

9. Постановление Правительства РФ от 28.02.1994 г. № 174 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и введения в действие федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/1520069/ (дата обращения 1.11.2020).

10. Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» / СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/181094/ (дата обращения 1.11.2020).

11. Постановление Правительства РФ от 20.04.1995 г. № 387 «Об утверждении Порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/1565724/ (дата обращения 1.11.2020).

12. Постановление Правительства РФ от 18.08.1995 г. № 821 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/1520050/ (дата обращения 1.11.2020).

13. Постановление Правительства РФ от 16.02.2001 г. № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/182981/ (дата обращения 1.11.2020).

14. Постановление Правительства РФ от 21.01.2005 г. № 36 «Об утверждении Правил разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/187793/ (дата обращения 1.11.2020).

15. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 г. № 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/194968/ (дата обращения 1.11.2020).

16. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 г. № 661 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70429496/ (дата обращения 1.11.2020).

17. Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70488492/ (дата обращения 1.11.2020).

18. Постановление Правительства РФ от 12.04.2019 г. № 434 «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72122180/ (дата обращения 1.11.2020).

19. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: http://docs.cntd.ru/document/901807908 (дата обращения 1.11.2020).

20. Приказ Минобразования РФ от 09.02.1998 г. № 322 «Об утверждении Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/186598/ (дата обращения 1.11.2020).

21. Приказ Минобразования РФ от 19.05.1998 г. № 1236 «Об утверждении Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» // СПС «Контур.Норматив». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=31361 (дата обращения 1.11.2020).

22. Приказ Минобразования РФ от 30.06.1999 г. № 56 «Об утверждении Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» // СПС «Контур.Норматив». URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=58626 (дата обращения 1.11.2020).

23. Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/6150599/ (дата обращения 1.11.2020).

24. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/6149681/ (дата обращения 1.11.2020).

25. Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/197127/ (дата обращения 1.11.2020).

26. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения 1.11.2020).

27. Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70188902/ (дата обращения 1.11.2020).

28. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения 1.11.2020).

29. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (с 2016) // СПС «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения 1.11.2020).

30. Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/70862366/ (дата обращения 1.11.2020).

31. Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2015 г. № 1040 «Об утверждении Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant.ru/71233372/ (дата обращения 1.11.2020).

What we know about the Federal State Educational Standard?
Nadezhda V. KNYAGININA
Research Fellow at Education Law Laboratory, Institute of Education, HSE University (16/10, of. 305, Potapovsky per., 101 000, Moscow, Russian Federation).
Abstract
This work opens a series of articles that present a consolidated picture of the Federal State Educational Standards (FSES). The first part describes the influence of the FSES on the regulation of the education system (uniform concepts, state control, determining funding). The main stages of the evolution of standards since 1992 are considered. Further work will consider the key differences between the generations of the FSES. A large-scale review of works devoted to FSES or related to them is carried out. Despite the important role of the FSES in the field of education, a systematic study of the standards themselves is practically not carried out due to constant significant changes, a huge amount of information, mixing of different functions in one document. The author proposes new methods for studying the FSES, necessary for the evidence-based future changes in standardization.

Keywords: Federal State Educational Standards, educational standards, curricula, generations of standards, quality of education.
References
  1. Council of Ministers — Government of the Russian Federation. Resolution of August 10, 1993 no. 773 "On approval of the procedure for the development, approval and implementation of the state educational standard of higher professional education". Retrieved from link.
  2. Federal law of the Russian Federation of August 22, 1996 no. 125-FZ "On higher and postgraduate professional education". Retrieved from link.
  3. Federal law of the Russian Federation of December 1, 2007 no. 309-FZ "On modification of separate legislative acts regarding change of concept and structure of the state educational standard". Retrieved from link.
  4. Federal law of the Russian Federation of December 29, 2012 no. 273-FZ "On education in the Russian Federation". Retrieved from link.
  5. Federal law of the Russian Federation of May 2, 2015 no. 122-FZ "On amendments to the Labor code of the Russia and sections 11 and 73 of the Federal law "On education in the Russian Federation". Retrieved from link.
  6. Federal law of the Russian Federation of December 2, 2019 no. 403-FZ "On amendments to the Federal law "On education in the Russian Federation". Retrieved from link.
  7. Government of the Russian Federation. Resolution of the of February 28, 1994 no. 174 "On approval of the procedure for the development, approval and implementation of Federal components of state educational standards for primary, basic, secondary (full) general and primary vocational education". Retrieved from link.
  8. Government of the Russian Federation. Resolution of August 12, 1994 no. 940 "On approval of the state educational standard of primary vocational education". Retrieved from link.
  9. Government of the Russian Federation. Resolution of April 20, 1995 no. 387 "On approval of the procedure for the development, approval and implementation of the state educational standard of secondary vocational education". Retrieved from link.
  10. Government of the Russian Federation. Resolution of August 18, 1995 no. 821 "On approval of the state educational standard of secondary vocational education". Retrieved from link.
  11. Government of the Russian Federation. Resolution of February 16, 2001 no. 119 "On the organization of an experiment on the introduction of the unified state exam". Retrieved from link.
  12. Government of the Russian Federation. Resolution of January 21, 2005 no. 36 "On approval of the Rules for the development, approval and implementation of state educational standards for primary professional, secondary professional, higher professional and postgraduate professional education". Retrieved from link.
  13. Government of the Russian Federation. Resolution of February 24, 2009 г. no 142 "On approval of the Rules for the development and approval of Federal state educational standards". Retrieved from link.
  14. Government of the Russian Federation. Resolution of August 5, 2013 no. 661 "On approval of the Rules for developing and approving Federal state educational standards and making changes to them". Retrieved from link.
  15. Government of the Russian Federation. Resolution of October 28, 2013 no. 966 "On the licensing of educational activities". Retrieved from link.
  16. Government of the Russian Federation. Resolution of April 12, 2019 г. no 434 "On approval of the Rules for developing and approving Federal state educational standards". Retrieved from link.
  17. Government of the Russian Federation. Resolution of December 29, 2001 no. 1756-r "On the concept of modernization of Russian education for the period up to 2010". Retrieved from link.
  18. Law of the Russian Federation of July 21, 1992 no. 3266−1 "On education". Retrieved from link.
  19. Ministry of Education of the Russian Federation. Order of December 9, 1998 no. 322 "On approval of the Basic curriculum of general education institutions of the Russian Federation". Retrieved from link.
  20. Ministry of Education of the Russian Federation. Order of May 19, 1998 no. 1236 "On approval of Temporary requirements for the mandatory minimum content of basic general education". Retrieved from link.
  21. Ministry of Education of the Russian Federation. Order of June 30, 1999 no. 56 "On approval of the Mandatory minimum content of secondary (full) general education". Retrieved from link.
  22. Ministry of Education of the Russian Federation. Order of March 5, 2004 no. 1089 "On approval of the Federal component of state educational standards of primary, basic and secondary (full) general education". Retrieved from link.
  23. Ministry of Education of the Russian Federation. Order of March 9, 2004 no. 1312 "On approval of the Federal basic curriculum and sample curricula for educational institutions of the Russian Federation implementing general education programs". Retrieved from link.
  24. Ministry of Education of the Russian Federation. Order of October 6, 2009 no. 373 "On approval and introduction of the Federal state educational standard of primary general education". Retrieved from link.
  25. Ministry of Education of the Russian Federation. Order of December 17, 2010 no. 1897 "On approval of the Federal state educational standard of basic general education". Retrieved from link link.
  26. Ministry of Education of the Russian Federation. Order of May 17, 2012 no. 413 "On approval of the Federal state educational standard of secondary general education". Retrieved from link.
  27. Ministry of Education of the Russian Federation. Order of October 17, 2013 no. 1155 "On approval of the Federal state educational standard for preschool education". Retrieved from link.
  28. Ministry of Education of the Russian Federation. Order of December 19, 2014 no. 599 "On approval of the Federal state educational standard of education of students with mental retardation (intellectual disabilities)". Retrieved from link.
  29. Ministry of Education of the Russian Federation. Order of December 19, 2014 no. 1598 "On approval of the Federal state educational standard of primary General education for students with disabilities". Retrieved from link.
  30. Ministry of Education of the Russian Federation. Order of September 22, 2015 no. 1040 "On approval of General requirements to definition of standard costs on rendering the state (municipal) services in education". Retrieved from link.
  31. President of the Russian Federation. Decree of September 9, 2008 no. 1332 "On approval of the list of Federal state higher educational organizations that have the right to develop and approve educational standards for all levels of higher education". Retrieved from link.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!