трудовая книжка. кейсы
Образование для наукоемких производств
Опыт партнеров Фонда
Аннотация
Эксперты Фонда инфраструктурных и образовательных программ говорят о том, что высокотехнологичный бизнес, как правило, сталкивается с нехваткой квалифицированных специалистов при разработке нового инновационного продукта, на этапах запуска и становления производства, а также при продвижении инновационной продукции. Выявление актуальных кадровых потребностей производственных компаний и помощь в разработке образовательных программ — важнейшее из направлений сотрудничества Фонда и инновационного бизнеса. В проектировании таких программ принимают активное участие российские вузы и научные институты, на базе которых эти программы реализуются и развиваются. За десять лет работы Фонда было реализовано более 200 образовательных программ, обучено 94 000 специалистов и студентов. Разработку программ инициировали около 200 компаний из 40 российских регионов. За это время партнерами Фонда стали более 75 вузов и научных организаций. Представители некоторых из них поделились опытом совместного проектирования и реализации образовательных программ для развивающегося бизнеса и тем, как опыт сотрудничества с Фондом позволяет обновлять и развивать основные образовательные программы вузов.

Ключевые слова
Образование и бизнес, повышение квалификации, дополнительное образование, основные образовательные программы.
Петрозаводский государственный университет
Петрозаводский государственный университет — партнер Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО с 2014 года. За это время завершено 6 совместных проектов, ведется работа над седьмой образовательной программой. Тематика обучения, организованного под задачи бизнеса, связана с применением наноматериалов в машино- и приборостроении, развитием нано- и оптоэлектроники.

Университету удалось продолжить продуктивное взаимодействие с компаниями после завершения проектов Фонда, развивать подготовку студентов. Проведена масштабная работа по обновлению содержания основных программ. Благодаря успешным образовательным проектам открыты 4 базовые кафедры на предприятиях, в интересах которых было проведено обучение.
Наталья Юрьевна Ершова
к. ф.-м. н., доцент, начальник отдела научных и образовательных программ Наноцентра Петрозаводского государственного университета (185 910, РФ, Республика Карелия, Петрозаводск, пр. Ленина, 33).
Сейчас как никогда нужно уметь структурировать поток информации и выделять из него самое важное: направление, возможно, очень узкое, но действительно необходимое. Вуз, безусловно, дает своему выпускнику базовые знания и умение учиться, а работодателю нужно развивать его как специалиста. При этом руководители предприятий нередко видят образовательную программу как довольно архаичную структуру и не торопятся обращаться в вузы за помощью в переподготовке сотрудников.

Уникальность проведенной совместно с Фондом работы состоит в переориентации образования под реальные потребности производства. Для ряда компаний мы стали первыми, кто услышал их потребности и выстроил программу дополнительного образования под этот запрос. А для себя, для университета, мы определили целью выстраивание долговременного сотрудничества, чтобы по итогам обучения индустриальный партнер благодаря приобретенным компетенциям внедрил технологию, дающую существенный экономический эффект, либо приступил к выпуску продукции.
Нам пришлось пойти новым путем и формировать программы бакалавриата и магистратуры, исходя из конечных образовательных результатов
Вот только один пример. В 2018 году вместе со специалистами Инжинирингового центра лазерных технологий при Владимирском госуниверситете мы разработали программу повышения квалификации для инженеров-исследователей, конструкторов, технологов и наладчиков в сфере технологий нанесения, сопряжения и упрочнения наноструктурированных покрытий, используемых в атомном машиностроении. Сейчас предприятие первым в отрасли внедряет новый технический процесс, которому их специалисты обучились в рамках этой программы.

Модульный принцип проектирования программы ДПО — обязательное условие Фонда — обеспечивает выбор обучающимися профессиональных модулей в зависимости от принадлежности к одной из целевых групп. Что особенно важно, главная роль Фонда и в этом проекте, и в других заключается в обучении методистов университета разработке модульных образовательных программ, в развитии новых компетенций в вузе.
Разумеется, приобретя столь богатый опыт внедрения на производство программ дополнительного образования, невозможно было не перенести его в основные образовательные программы вуза. В свете необходимости перехода на ФГОС 3++ с учетом профессиональных стандартов и требований работодателей и имея положительную обратную связь от работодателей, было решено внедрить опробованные на производстве модули программ и, главное, подходы к их реализации (технологию их проектирования) в процесс обучения студентов. Это помогло нам и с опережением ответить на запросы бизнеса, не заинтересованного в том, чтобы ждать отдачи от обучения в течение 5−6 лет, и стать действительно актуальными для современного рынка труда.

Традиционно учебный план образовательной программы составляется «от дисциплин» и преподавателей. Однако нам пришлось пойти новым путем и формировать программы бакалавриата и магистратуры исходя из конечных образовательных результатов. Мы посмотрели, какие глобальные умения сегодня востребованы, и впервые попробовали в разработке учебного плана идти не от преподавателей и материалов, которые они читают, а от запросов работодателей. Специалисты у нас в университете с большим опытом и преподавания, и работы на рынке труда, поэтому задуманное получилось.
Вообще, несмотря на различные меры, которые университет предпринимает для развития отношений с индустрией, наиболее успешными стали те, что стартовали с программ ДПО, поддержанных Фондом. Возникли новые структурные подразделения в самом университете, в 2019 году открыта уже четвертая базовая кафедра. Первые две, поскольку территориально расположены далеко, в основном принимают наших магистров на производственную практику, организуя полноценное обучение, предусматривающее одну-две недели лекций (во время которых ведущие специалисты предприятий знакомят ребят с разносторонней деятельностью предприятий) и 4 недели практики непосредственно в цехах. Есть среди выпускников базовых кафедр и победители программы «УМНИК» Фонда содействия инновациям. Это отличный инструмент для взаимодействия с индустриальными партнерами, и именно программы Фонда дают возможность сформировать такие точки роста. Подводя итог, могу сказать, что образовательные проекты Фонда стали ключевым ресурсом для развития университета и сотрудничества с бизнесом.
По результатам образовательных проектов с индустриальными партнерами и ФИОП университет открыл 4 базовые кафедры:

2016 г. — на базе GS Nanotech (Калининградская область),
2017 г. — в Дизайн-центре КМ211 (г. Москва),
2018 г. — в филиале АО «АЭМ-технологии» «Петрозаводскмаш» (Республика Карелия),
2019 г. — на литейном заводе «Петрозаводскмаш» (Республика Карелия).
Вятский государственный университет
Вятский государственный университет с 2013 года является партнером Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО. Три совместные образовательные программы направлены на опережающую подготовку кадров фармацевтического производства ООО «НАНОЛЕК» (портфельная компания РОСНАНО). Первый проект в этой сфере раскрыл ценность виртуальных тренажеров для обучения специалистов фармацевтической промышленности, и «визитной карточкой» ВятГУ стала разработка тренажеров, симулирующих процесс работы на реальном производстве.
Сергей Геннадьевич Литвинец
к. с.-х. н., доцент, проректор по науке и инновациям Вятского государственного университета (610 000, РФ, Киров, ул. Московская, 36).
Совместно с Фондом мы реализовали три проекта, посвященных переподготовке кадров для развивающейся отрасли — биофармацевтики. Проекты были ориентированы на разные группы персонала, в числе которых и исследователи, и инженерно-технические кадры, и специалисты рабочих профессий. Каждая из программ касалась достаточно прикладных вещей, связанных с появлением новых технологий и их внедрением на предприятии. Суть в том, что, когда предприятие получает определенный набор технологий, занимается трансфером на свою производственную площадку того или иного производства, возникают кадровые дефициты. Нашей задачей была переподготовка специалистов для высокотехнологичного производства завода «Нанолек».

Вузу сотрудничество с Фондом дает множество преимуществ. Так, мы получаем многоплановое, многофакторное взаимодействие с промышленным партнером. Фонд дает ресурсы на разработку программ, на которые у вуза обычно не хватает собственных возможностей.
Мы всегда стараемся делать интересные программы, отличающиеся от традиционных форм обучения, и нам это удается. Во многом отличительные черты наших программ были продиктованы особенностями биофармацевтических предприятий. Ведь самые важные и ответственные стадии технологического процесса проходят в чистых помещениях, в процессе производства используется большое количество сложного, высокотехнологичного оборудования, что вызывает потребности в подготовке сотрудников. При этом на производстве чрезвычайно важны практические навыки работы, а сформировать их, не рискуя качеством производимого продукта, не так-то просто. Хотя решение мы нашли быстро и в дополнение к самой первой программе, связанной с разработкой и производством иммунобиологических препаратов, выпустили четыре диалоговых тренажера.

Позднее, в 2018 году, в производственных условиях компании «НАНОЛЕК» был снят и вошел в состав нашей программы уникальный видеопрактикум, который «вживую», а не через смотровые окна или камеры видеонаблюдения позволял нашим обучающимся осваивать последовательность и технику выполнения основных и вспомогательных производственных операций биофармацевтического предприятия. Постепенно при реализации проектов симуляторы становились все сложнее и реалистичнее, а в прошлом году появился тренажер виртуальной реальности — для подготовки трех категорий рабочего персонала.
Фонд дает ресурсы на разработку программ, на которые у вуза обычно не хватает собственных возможностей
Виртуальная реальность имеет значительные перспективы в профессиональном обучении под задачи сложных, высокотехнологичных производств, когда эксплуатация реальных устройств и механизмов связана либо с повышенным риском, либо с большими затратами. Все это в полной мере характеризует современные биофармацевтические предприятия. Нарушение условий асептики может привести к многомиллионным убыткам, связанным с ненадлежащим качеством продукции, нанести вред и здоровью потребителей продукции, и здоровью персонала, принимающего участие в производстве.

Эти особенности требуют как выработки, доведения до автоматизма базовых навыков поведения в чистой зоне биофармацевтического предприятия, так и понимания всего производственного процесса целиком, особенностей взаимодействия между различными категориями сотрудников, понимания того, что в данный момент времени происходит на других участках производственной цепочки, как текущие действия работника отразятся на дальнейших стадиях процесса.

Использование тренажеров обоснованно в обучении современным рабочим профессиям и в переподготовке специалистов из смежных отраслей, например, пищевой, где действуют совершенно иные нормы и правила.
Инвестиционный проект РОСНАНО в сочетании с серией образовательных проектов Фонда оказал позитивное влияние не только на вуз, но и на весь регион, способствуя появлению новых рабочих мест, а разработка образовательных программ под заказ предприятия дала старт развитию нового направления подготовки в вузе: в 2014 году был открыт прием в бакалавриат и магистратуру «Фармацевтическая биотехнология»
Процесс высшего образования — довольно регламентированный и инерционный, а только что созданному предприятию «НАНОЛЕК» кадры нужны были здесь и сейчас, они не могли ждать несколько лет до развертывания нового направления подготовки и выпуска студентов. Дополнительное образование более привлекательно для производства, поскольку разработка программы под заказ и обучение по ней, составляющее от 1,5 до 6 месяцев — это быстрее, чем реализация программы любого уровня высшего образования.

В результате работы с Фондом и компанией «Нанолек» в университете сформировалось новое направление подготовки бакалавров и магистров — «Фармацевтическая биотехнология». Удачным оказалось сочетание, когда на фоне разработки и реализации программ дополнительного образования все лучшее из них, включая уникальные разработанные видеолекции, видеопрактикумы, тренажеры и т. д., становится частью образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, дополняя и повышая практикоориентированность основных образовательных программ. Большой объем образовательных материалов, создаваемых при разработке программ дополнительного образования, позволяет поддерживать актуальность основных образовательных программ, модернизирует их и в конечном счете позволяет максимально качественно подготовить выпускника к работе на предприятии.
На сегодняшний день 170 сотрудников компании «Нанолек», т. е. практически третья часть всех сотрудников предприятия — это выпускники Вятского государственного университета. Сотрудничество с Фондом и реализация совместных проектов привели к повышению узнаваемости ВятГУ как одного из лидеров в подготовке кадров для биофармацевтики. Расширение партнерства университета и сотрудничество с компаниями-лидерами отрасли, такими как ЗАО «БИОКАД», АО «Генериум», АО «Р-Фарм», ООО «Герофарм», в штате которых уже сейчас трудится немало наших выпускников, позволяет говорить о том, что в будущем нас ждет еще много новых интересных проектов, в каждом из которых мы, как и прежде, будем стараться сделать что-то по-настоящему инновационное, влияющее как на качество подготовки выпускников, так и на развитие биофармацевтической промышленности.
Институт металлургии и материаловедения им. А. А. Байкова Российской академии наук
История сотрудничества Фонда инфраструктурных и образовательных программ Группы РОСНАНО и Института металлургии и материаловедения им. А. А. Байкова Российской академии наук пишется прямо сейчас. Первый совместный проект стартовал в январе 2020 года и посвящен разработке и реализации программы профпереподготовки под кадровые дефициты ПАО «Северсталь». Его тема — «Разработка технологий синтеза металлических одно- и многокомпонентных порошков для порошковой металлургии и аддитивных технологий».

Программа рассчитана на 500 часов обучения двух целевых групп: инженеров-разработчиков по технологии синтеза металлических порошков и инженеров-технологов по производству порошковых изделий. Примерно половина времени обучения отведена на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям «Северстали». Результаты этих исследований будут использованы для внедрения на предприятии.

В проекте участвуют Московский политехнический университет и Череповецкий государственный университет, а также отдельные специалисты из ПетрГУ, Балтийского государственного технического университета «Военмех», МГТУ «СТАНКИН».

Авторским коллективом программы руководит Александр Сергеевич Анохин, кандидат технических наук, заместитель директора ИМЕТ РАН по научной работе, ранее — технический директор ООО «Микробор Композит» (портфельная компания РОСНАНО, выход состоялся в 2018 году), участвовавшего в образовательных проектах Фонда как инициатор переподготовки кадров.
Александр Сергеевич Анохин
к. т. н., заместитель директора по научной работе ИМЕТ РАН (119 334, РФ, Москва, Ленинский просп., 49).
Благодаря таким образовательным проектам Фонд вносит огромный вклад в развитие российской инженерной школы, особенно после того, как большинство вузов стало работать по болонской системе (бакалавриат и магистратура), фактически отменившей специалитет. Программы Фонда закрывают этот пробел и на практике являются дополнительной индивидуальной траекторией развития и профессионального роста молодых технократов. Альтернативы в России практически нет, то есть это уникальные программы.

Несомненно, у некоторых крупных компаний есть свои корпоративные университеты, но их ничтожно мало. Если взять любую высокотехнологичную компанию до 50 человек, то там корпоративного университета нет. Часто это бизнесы, которые создают новые продукты с высокой добавленной стоимостью, где от технологической эрудиции и технических решений команды разработчиков зависят развитие и конкурентоспособность компании в целом. Технолог из компании ушел — и все, части технологии нет. И Фонд здесь выступает как некий «образовательный ангел», который позволяет высокотехнологичной индустрии в партнерстве с институтами и вузами в течение года провести опережающую переподготовку специалистов, которые нужны компании исходя из ее стратегии развития. Таким образом, это позволяет снять существенные кадровые риски с высокотехнологичных отраслей.

Чтобы вырастить с нуля хорошего инженера-технолога, который мог бы самостоятельно выполнять разработки и успешно интегрировать их в конкурентоспособную технологическую цепочку, компании нужно вложить не менее 5 миллионов рублей на одного сотрудника в течение пяти лет.
Фонд позволяет высокотехнологичной индустрии в партнерстве с институтами и вузами в течение года провести опережающую переподготовку специалистов
Возможно, для крупных компаний это подъемные деньги, но для развивающегося высокотехнологичного бизнеса или инжиниринговых центров, где количество сотрудников всего несколько десятков, это уже существенные суммы. Именно в этом случае эффективно работает модель Фонда, которая позволяет существенно снизить расходы на периодическую переподготовку персонала компании.

Еще один большой плюс программ, которые помогает делать Фонд — гибкость, позволяющая менять их под нужды конкретного предприятия и адаптировать курс под различные целевые группы слушателей. Это очень необычный подход, междисциплинарный, который зарекомендовал себя как эффективный HR-инструмент.

Полученный в проекте с Фондом опыт планируем тиражировать — совместно с партнерами разрабатывать новые учебные курсы для специалистов-практиков по всем четырем основным направлениям наших исследований: не только по цветной и черной металлургии, но и по керамике (бескислородной и кислородной), а также различным композитам. Рассматриваем еще масштабирование программы в «Военмехе», в Петрозаводском и Владимирском госуниверситетах и других вузах, чтобы их студенты имели возможность на старте своей профессиональной деятельности получить, помимо магистерской степени, дополнительную инженерную специальность.
Education for high-tech industries
  • Наталья Юрьевна Ершова
    к. ф.-м. н., доцент, начальник отдела научных и образовательных программ Наноцентра Петрозаводского государственного университета (185 910, РФ, Республика Карелия, Петрозаводск, пр. Ленина, 33).
  • Сергей Геннадьевич Литвинец
    к. с.-х. н., доцент, проректор по науке и инновациям Вятского государственного университета (610 000, РФ, Киров, ул. Московская, 36).
  • Александр Сергеевич Анохин
    к. т. н., заместитель директора по научной работе ИМЕТ РАН (119 334, РФ, Москва, Ленинский просп., 49).
Abstract
The experience of the Fund for Infrastructure and Educational Programs suggests that high-tech businesses face a shortage of qualified specialists when developing and launching a new innovative product as well as when promoting innovative products. Identifying the current staffing needs of manufacturing companies and helping to develop educational programs is the most important area of cooperation between the Fund and innovative business. Russian universities and research institutes where such programs are developed and implemented are actively involved in their design. Over the ten years more than 200 educational programs have been implemented, 94,000 specialists and students have been trained. About 200 companies from 40 Russian regions initiated the development of programs. During this time, more than 75 universities and research organizations have become partners of the Fund. Representatives of some of them talk about the experience of joint design and implementation of educational programs for innovative production that helps to update and develop the main educational programs of universities.

Keywords: Education and business, professional development, additional education, basic educational programs.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!