Образование и профессия. EdTech
Онлайн-образование:
как вырастить эксперта
Я начал работать в IT, когда мне было 16, и вот уже четверть века я слышу про кадровый кризис в этой сфере. Если в конце 90-х — начале 2000-х, на волне взрывного роста отрасли, не хватало сотрудников-новичков, то позднее стало не хватать экспертов.
Дмитрий Волошин
Кандидат педагогических наук, автор монографии «Концепция непрерывного обучения». С 2016 года -директор корпоративной сетевой академии «Ростех», с 2017 года -старший вице-президент УК «ПроОбраз». Сооснователь компании Otus, специализирующейся на онлайн-образовании.
Впрочем, экспертов не хватает всегда и везде. Как писали братья Стругацкие в романе «Понедельник начинается в субботу»: «Нам нужен не всякий программист». Вузы и другие многочисленные центры образования понемногу научились давать современные знания и выпускают достаточное количество ребят, способных со временем стать экспертами. В то же время работодатель хочет, чтобы новый сотрудник требовал минимальных затрат на адаптацию и обучение и приносил максимальную пользу с первого же дня. И вот таких специалистов действительно мало. Они — самый ценный ресурс для IT-бизнеса.

Вместе с тем на рынке не так много компаний, центров и сервисов, которые создают курсы для развития специалистов. Это объективно сложная задача -делать курсы для профессионалов в сфереIT, где технологии, методики и инструменты постоянно меняются. Такие курсы могут быть только авторскими, построенными на личном опыте солидного эксперта со стажем более 10, а лучше — более 15 лет. Конечно, такому эксперту надо много платить, а еще его надо увлечь. И конечно, продвигать такие курсы очень сложно. Надо доносить до целевой аудитории достаточно нетривиальные сообщения. Куда проще сказать: «Приходи к нам и получи новую профессию» или «Учись у нас, и мы тебя трудоустроим в хорошую компанию». И, конечно, куда проще продвигать курсы среди начинающих специалистов, которых гораздо больше, чем экспертов, и которые гораздо снисходительнее к качеству контента. Понимая это, мы все же выбрали сложный и длинный путь: делать лучшие на рынке курсы по развитию цифровых навыков для профессионалов.

Наверное, основных причин такого выбора я могу назвать три. Во-первых, как метко сказал мой партнер Виталий, «нам с этими людьми потом работать». Это очень специфический посыл дляIT, его смысл — не делать туфту. Айтишникам в целом не свойственна профанация, захватившая многие другие сферы нашей жизни, и добиться уважения в их среде можно, только честно делая то, за что взялся. Как говорится, dorightrightthings- правильно делай правильные вещи.

Вторая причина — это четкое понимание, что рынок «наелся» новичками. Нам хотелось строить бизнес на много лет, на десятилетия. Исходя из этой цели, мы сделали ставку на развитие профессионального сообщества. Кроме того, выстраивая ресурс для экспертов, в будущем гораздо проще начать обучение новичков, нежели наоборот. Подниматься всегда сложнее.

И в-третьих, мы искали новый вызов. Мы с Виталием за несколько лет создали 60−70 курсов для новичков. Нам уже не было в новинку это делать. Хотелось немного выйти за границы привычного.
Наш преподаватель — практик
Обдумывая идею Otus.ru, мы заложили несколько принципов, отличающих нас от других образовательных проектов. Мы ввели обязательное тестирование, которое означает, что мы не готовы принимать деньги у тех, кто не может ответить на вопросы вступительного испытания. Это позволяет нам не только выровнять группу и увеличить эффективность обучения, но и качественно повысить уровень обратной связи о прохождении курса.

Как вы знаете, большая проблема образования как деятельности заключается в том, что достоверность отзывов о курсе, о занятии или, например, о домашнем задании обычно достаточно низкая. На достоверность сильно влияет уровень начальной подготовки и мотивация к обучению. С другой стороны, не имея достоверной обратной связи, невозможно улучшать курс, а без регулярного улучшения легко оказаться на прямом пути в бескрайнее царство профанации.

Мы ввели вступительное тестирование, «зарезав» воронку продаж примерно втрое. Да, это означает, что мы получаем меньше денег, но для нас важно качество.

Второй важный принцип связан с форматом обучения. Мы размышляли, должно ли обучение быть синхронным или асинхронным, и в итоге выбрали первый вариант. Наверное, для обучения новичков асинхронное обучение вполне применимо. Я думаю, что те, кто только задумался о профессии ИТ-специалиста, вполне могут быстро и качественно получить нужные знания для прохождения собеседования путем просмотра видеороликов. Но профессионалам это не очень подходит, они гораздо требовательнее к интерактиву и эмоциям, которые можно получить, только лично общаясь с преподавателем. Кроме того, переписывать видеоролики каждый раз, когда меняется курс, нам показалось весьма затратным. Так как каждый наш курс существенно (до 20% контента) меняется как минимум первые четыре запуска (то есть первые полтора года жизни курса минимум), то использовать предзаписанное видео было бы еще и экономически неправильно. Либо нам бы пришлось не менять контент в угоду погони за прибылью, а это опять про погружение в профанацию, что неприемлемо.
Нам ни разу не удалось посотрудничать с профессиональными преподавателями. Когда дело доходит до практики, когда мы начинаем требовать конкретных примеров, то профессиональным преподавателям или консультантам приходится плохо: у них давно не было опыта работы в production.
Третий принцип — критерии качества, отбор и обучение эксперта-преподавателя. Мы провели немало опытов и поняли, что наш преподаватель — это практик, который хочет систематизировать накопленный вал опыта, знаний и кейсов. Его волнует «лоскутность» или даже неполнота собственной экспертизы, он перфекционист и хочет быть лучшим в профессии. При этом, вероятнее всего, он не умеет преподавать, возможно даже боится этого. Понимая это, мы создали собственную школу преподавателей. Нам казалось критически важным учить хорошо и учить много. В начале мы делали двухмесячный курс для 10−15 человек, сейчас мы каждый месяц обучаем по 30−40 экспертов. Сложное обучение является отсеивающим фактором.

Интересно, но нам ни разу не удалось посотрудничать с профессиональными преподавателями. Когда дело доходит до практики, когда мы начинаем требовать конкретных примеров, то профессиональным преподавателям или консультантам приходится плохо: у них давно не было опыта работы в production.

Четвертый принцип: мы не занимаемся трудоустройством. Нас всегда возмущали пустые обещания, которые часто раздают образовательные центры. Ну как, скажите на милость, можно гарантировать трудоустройство? В этом процессе учебный центр не является стороной переговоров, он может только предоставить информацию о студенте конкретному работодателю. Понимая это, мы транслируем и нашим студентам, и нашим партнерам-работодателям следующее: мы организуем встречу и собеседование. И сделаем это для наших лучших выпускников, буквально для 3−5 человек из каждой группы. Так как мы обычно набираем от 30 до 70 студентов, то это не более 10% от всех обучающихся.

Почему мы так поступаем? Знаете, когда вы сидите в отделе рекрутинга большой IT-компании, то на вас валом валятся резюме. И у многих рекрутеров уже вырабатывается негатив в отношении провайдеров, которые бездумно рассылают информацию. Мы не хотим оказаться в черном списке, для нас гораздо важнее качество и долгосрочность отношений.
Дефицит качественных курсов
Вот на базе этих принципов мы и запустили Otus.ru, которому в этом апреле исполнилось два года. Какими цифрами мы гордимся? Во-первых, количество пользователей, которые у нас учатся или учились, которые читают наши материалы, участвуют в дискуссиях, сейчас составляет 45 973 человека — примерно 10% от всех ИТ-специалистов страны. Судя по темпам роста количества наших клиентов, планку в 250 000 мы преодолеем примерно еще через два года. Сейчас у нас одновременно обучаются около 800 студентов. Мы планируем достичь планки 2 500 студентов в моменте в течение года.

Ежемесячно мы проводим около 200 занятий. Это примерно 400 часов онлайн-интерактива с нашими студентами. За два года мы создали 18 курсов, сейчас на подходе еще столько же. К концу года мы ждем около 50 курсов, которые покрывают сферы программирования, эксплуатации, информационной безопасности, datascience. У нас сейчас около 100 активных преподавателей, а всего мы обучили 359 человек. Кто-то из них начал преподавать не у нас, и мы считаем, что это наш вклад в развитие системы IT-образования.

И еще немного слов о наших планах. Конечно, мы будем развивать иные профессиональные области. Дефицит качественных курсов заметен не только в IT, на эту проблему жалуются представители едва ли не любой профессиональной области.

Мы будем развивать партнерство с компаниями и вузами. Мы хотим помочь нашим коллегам вывести в онлайн программы, которые будут полезны для профессиональных сообществ. Сейчас, несмотря на стремительное развитие онлайн, система образования все-таки остается пока в оффлайн. Более 80% всей выручки в образовании происходит от реализации очных программ обучения. Кажется, что наши наработки в сфере перевода программ обучения в онлайн помогут увеличить выручку наших партнеров за счет большей географии и привлечения большего количества студентов. А еще мы пристально смотрим за рубеж. В нашей стране много чем можно годиться, и в том числе, уровнем наших айтишников. Отечественных IT-специалистов мировые корпорации справедливо считают сильнейшими. Значит, существуют подходы, которые позволяют их обучать, и которые мы планируем распространять по всему миру.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!