Пандемия предсказуемо показывает, что всплеск проблем закономерно требует дополнительных ресурсов.
Статья предсказуемо фиксирует рост тревожности учителей, описывает их оценку новых угроз.
Изменения, объективные и субъективные, высвечивают степень неготовности участников образовательного процесса справляться с новыми обстоятельствами.
Определенность картинки должна помочь выйти на определенность решений, достичь ясности в вопросах «Куда идем?» и «Как это работает?».
В привычных условиях учителя не беспокоит экстенсивность труда и переработка, если это его выбор, часть его картины равновесия. И выявленные опросом минимальные опасения потери работы (читай: профессионального несоответствия новым вызовам и обстоятельствам) можно понимать только как единодушную оценку профессионального сообщества: это не новые вызовы, а временная суета. Надо пережить.
Границы рабочего времени и коммуникаций с родителями и правда исчезли. Устанавливать новые границы плохо помогают и школьная администрация, и прежний опыт, и особенности профессиональной культуры, далекой от присущей бизнесу жесткости и заорганизованности.
Но ведь ограничение должно быть частью структурирования. Начинаем с того, что иначе увидели проблемы, наметили типовые способы их решения, построили систему поддержки и сопровождения. Типизируется и нормируется вся система работы в дистанте, а не узкий вопрос формального ограничения, регулирования контактов.
Управление обучением и управление учением — два сопряженных процесса. Роль учителя в зависимости от глубины специализации может более или менее отличаться в каждом из этих процессов, но дистант позволяет точнее увидеть, как управленческие функции строятся в двойной логике. В логике методической обучение и учение в офлайн- и онлайн-режимах требует тотального внимания к тому, чтобы учебные материалы, алгоритмы процессов и участие учителя, прямое или косвенное, обеспечивали мотивацию ученика и доступность учебных целей. В логике управления более дискретный процесс требует напоминаний о том, что на таком уровне самостоятельности работают элементы взаимных обязательств, по сути, договорных отношений. Онлайн-среда позволяет встраивать в процесс регуляции этих отношений и индивидуализацию настроек, и обусловленность возможности каждого «самостоятельного» шага, и сопровождение на основе структурированной оперативной информации.
Увеличение объема проверки и обратной связи, выпадающего на учителя в дистанте, закономерно. И требует решения не на уровне последствий, а на уровне самых глубоких причин. Два огромных усилия нужны для преодоления ловушки ремесленного труда, объективного ограничения и человеческих возможностей учителя в целом, и его эффективности в единицу времени. Усилие первое: нужно воспользоваться средствами компьютеризации для умного хождения вместе с ребенком через границу онлайна и офлайна, обучения и учения. Усилие второе: нужно потратить время, усилия, фантазию и профессионализм на формирование у ученика необходимой меры самостоятельности, автономии для учения онлайн. Дистант показал, что без решения этих двух задач говорить о сопровождении онлайн-занятий средствами организованного консультирования невозможно; придется действовать в ручном режиме, вот только без погружения в живой процесс общения.