— Как удавалось развивать школу в условиях дефицита бюджета?
— Для меня было важнымвыстроить инфраструктуру образовательных организаций — эффективную в любой точке региона.
Когда мы ввели нормативноефинансирование, директора сельских школ начали считать деньги, чего раньше никогда не было, заговорили, что им невыгодно держать десятые и одиннадцатые классы. Потому что детей мало, а полный набор учителей надо иметь.Если мы живем в рынке, понятие «невыгодно» становится определяющим.И тогда было принято решение выстроить в больших селах образовательные центры, оснащенные по последнему слову техники. Мы решили привозить туда детей из соседних населенных пунктов. В каждом селе должна была функционировать начальная школа, затем на несколько сел приходилась бы одна основная школасдевятью классами и, наконец, нужна была полная средняя школа для детей, завершающих образование.
Вот такую систему мы начали выстраивать, и стало понятно, что нужно убирать муниципальные границы системы образования. Почему?Если муниципалитет по закону платит заобучение ребенка в конкретнойшколе, то, значит, он в эту школу уже не пустит человека из другого села. Возникает граница, которую ребенок не может пересечь, чтобы попасть в хорошую школу.
Когда мы ликвидировали муниципальные границы в регионе, сталопонятно, что нужно централизовать в областном бюджете все ресурсы образования и забрать их у муниципалитетов. По целому ряду оснований. Я уже не говорю о том, что муниципалитеты образовательные деньги тратили куда угодно, на любые нужды. Это был первый момент. Второй момент заключался в том, что обучениевшколе, ограниченной муниципальными границами, всегда связано с тем, что в этих границахи формируется мировоззрение ребенка до определенного возраста.Чтобыученик могподготовитьсяк более широкому выбору, требовалось выйти за пределы этих границ.И третье: разделение территории области для формирования системы образования не по муниципальному принципу должно было способствовать развитию промышленных рынков.Чтобы дети, которые там учатся, имели возможность потом там же работать.
Мы объединили территории, которые имели разный экономический статус, но общую перспективу развитиякаких-то рынков. В каждомобразовательном округе существовало одно или несколькоучреждений профессионального образования. У ребенка был выбор: оставаться после выпуска в родном селе или идти дальше, уезжать в город, учиться в вузе. Появлялась возможность не уезжать. Почему эту возможность нужно было потерять, я не понимаю.