ДИАЛОГИ. IN MEMORIAM

«Я шел по пути вызовов»

Ефим Коган был не только исследователем, доктором наук, профессором, но и государственным деятелем, в частности — первым министром образования и науки Самарской области. В начале 90-х он стал одним из проводников глобальных изменений местной системы образования.

В 2018 году Ефим Яковлевич ответил на вопросы студентов лаборатории медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ для проекта «Свободная школа». В память о нем мы публикуем фрагменты этого интервью.
Ефим Коган
(8.11.1940-28.11.2019)
Доктор физ.-мат. наук, профессор. В 1992—2005 гг. возглавлял систему образования Самарской области. В 2001 году Ефим Яковлевич участвовал в разработке правительственной «Концепции модернизации российского образования до 2010 года». Уйдя с государственной службы, был научным руководитель Приволжского филиала ФИРО РАНХиГС, а также экспертом Национального фонда подготовки кадров.
Это было сделано в одну ночь
— Ефим Яковлевич, вы получили инженерное образование, работали завкафедрой физики педагогического института в Самаре. Как так получилось, что в 1992 году вы возглавили Главное управление образования Самарской области?
— Я был заведующим кафедрой и руководил большой и очень успешной лабораторией физической электроники. Это была, по-видимому, на тот момент единственная лаборатория в Поволжье, которая взаимодействовала с институтами Академии наук, выполняла заказы для Министерства обороны и т. д.

Это было время, когда Россия переходила от тоталитарного образа жизни к демократическому, принципиально менялась экономика страны, менялся состав губернаторов. Указом президента Ельцина губернатором Самарской области был назначен экономист Константин Титов. Совершенно неожиданно он предложил мне возглавить управление образования. Я дал свое согласие, понимая, что оставляю научную работу, педагогическую практику, меняю образ жизни.
— Кто оказался в вашей команде?
— Люди были собраны отнюдь не из системы образования. Это же не учительская работа — управлять. Пришли люди, которые умели или на месте учились принимать управленческие решения и определенными волевыми усилиями исполнять их. Например, в нашей команде работалвыпускник военного училища.
— А что было решающим фактором для того, чтобы вы согласились?
— Понимаете- новое. Амбиции нового. Некий вызов. Я как-товсю жизнь шел по пути вызовов, с открытым забралом. И здесь произошло примерно то же самое. Это была такая нетривиальная задача… И я за нее взялся.
— Что на тот момент происходило в системе образования?
— Это была совершенно штатная картинка, но прежде чем говорить я школах, я хочу сразу сказать, что я мыслил категориями не школ, а категориями системы образования в целом. От дошкольного до высшего и постдипломного образования. Невозможно выстроить систему, если ты не имеешь в виду целиком весь ресурс.

Мы всегда обслуживали цели другихграждан, ведомств и т. д. Мысль о том, что система образования самодостаточна, ошибочна. Как только у системы образования появляется своя цель, она деградирует.

Мы имели оченьчеткое разделение детских садов, школ, образовательных организаций среднего профессионального образования не только по месторасположению, но и по качеству подготовки учащихся, качеству персонала, качеству обеспечения.

Сейчас даже вспомнить страшно, что, например, система среднего профессионального образования решала только одну задачу — социальную. Студентам выдавали обмундирование за государственный счет, кормили их бесплатно обедами и т. д.

Школы давали знания, но ни о каком социальном лифте речи не было.

Страна переходила от тоталитарной экономики к либеральной. Нужно было думать, как встроить государственную образовательную систему в рыночную экономику. Вот это была очень интересная задача. Дело в том, что во все времена государство финансировало производителя — школу, вуз, колледж, ПТУ. Это плохо, потому что данный подход убивает конкурентную среду. Наша задача заключалась в том, чтобы начать финансировать потребителя. Это было сделано в одну ночь.
Нужно было думать, как встроить государственную образовательную систему в рыночную экономику. Это была очень интересная задача
Сейчас даже вспомнить страшно, что, например, система среднего профессионального образования решала только одну задачу — социальную. Студентам выдавали обмундирование за государственный счет, кормили их бесплатно обедами и т. д.

Школы давали знания, но ни о каком социальном лифте речи не было.

Страна переходила от тоталитарной экономики к либеральной. Нужно было думать, как встроить государственную образовательную систему в рыночную экономику. Вот это была очень интересная задача. Дело в том, что во все времена государство финансировало производителя — школу, вуз, колледж, ПТУ. Это плохо, потому что данный подход убивает конкурентную среду. Наша задача заключалась в том, чтобы начать финансировать потребителя. Это было сделано в одну ночь.
— В одну ночь?
— Конечно, этому предшествовала большая работа. Но да, в одну ночь мы ввели нормативное финансирование. По всей губернии, на уровне дошкольного, общего и среднего профессионального образования. Руководители образовательных учреждений проснулись в уже принципиально другой финансово-экономической реальности. Теперь их бюджет зависел от количества учащихся. Теперь директор школы или детского сада должен был думать, как реализовать полноценный набор воспитанников. Ну, а если вы хотите иметь очередь из клиентов, вам нужно обеспечить им соответствующие условия — в плохие они не пойдут.

Есть закон, согласно которому больше 25 человек в классе быть не может. Значит, директор умножает 25 на количество первых классов и говорит: «Вот такой у меня прием», находит детей и получает бюджет.

Мы очень жестко заявили, что система профессионального образования должна готовить кадры для экономики региона. Мы убрали бесплатные обеды, но сформировали систему стипендиального обеспечения и сохранили льготные цены на питание студентов в столовых. Это был первый в стране пример такого рода организации.

Следующий шаг заключался в том, чтобы забрать всю систему среднего профессионального образования в регион. Губернатор вышел с представлением Правительства РФ о передаче всех образовательных учреждений СПО в Самарскую область. Был получен положительный ответ, и мы все забрали.
— А частные школы?
— Частные школы — это другая песня. И кстати, мы способствовали возникновению частных школ в Самарской области. Потому что нам нужен был конкурент на рынке образовательных услуг. Более того, мы инициировали ситуацию, в которой областная дума приняла закон, по которому частные школы получали областной норматив. И до сих пор в Самарской губернии достаточно много частных школ.
«Невыгодно» становится определяющим
— Как удавалось развивать школу в условиях дефицита бюджета?
— Для меня было важнымвыстроить инфраструктуру образовательных организаций — эффективную в любой точке региона.

Когда мы ввели нормативноефинансирование, директора сельских школ начали считать деньги, чего раньше никогда не было, заговорили, что им невыгодно держать десятые и одиннадцатые классы. Потому что детей мало, а полный набор учителей надо иметь.Если мы живем в рынке, понятие «невыгодно» становится определяющим.И тогда было принято решение выстроить в больших селах образовательные центры, оснащенные по последнему слову техники. Мы решили привозить туда детей из соседних населенных пунктов. В каждом селе должна была функционировать начальная школа, затем на несколько сел приходилась бы одна основная школасдевятью классами и, наконец, нужна была полная средняя школа для детей, завершающих образование.

Вот такую систему мы начали выстраивать, и стало понятно, что нужно убирать муниципальные границы системы образования. Почему?Если муниципалитет по закону платит заобучение ребенка в конкретнойшколе, то, значит, он в эту школу уже не пустит человека из другого села. Возникает граница, которую ребенок не может пересечь, чтобы попасть в хорошую школу.

Когда мы ликвидировали муниципальные границы в регионе, сталопонятно, что нужно централизовать в областном бюджете все ресурсы образования и забрать их у муниципалитетов. По целому ряду оснований. Я уже не говорю о том, что муниципалитеты образовательные деньги тратили куда угодно, на любые нужды. Это был первый момент. Второй момент заключался в том, что обучениевшколе, ограниченной муниципальными границами, всегда связано с тем, что в этих границахи формируется мировоззрение ребенка до определенного возраста.Чтобыученик могподготовитьсяк более широкому выбору, требовалось выйти за пределы этих границ.И третье: разделение территории области для формирования системы образования не по муниципальному принципу должно было способствовать развитию промышленных рынков.Чтобы дети, которые там учатся, имели возможность потом там же работать.

Мы объединили территории, которые имели разный экономический статус, но общую перспективу развитиякаких-то рынков. В каждомобразовательном округе существовало одно или несколькоучреждений профессионального образования. У ребенка был выбор: оставаться после выпуска в родном селе или идти дальше, уезжать в город, учиться в вузе. Появлялась возможность не уезжать. Почему эту возможность нужно было потерять, я не понимаю.
— При хорошем раскладе после школы человек идет учиться в вуз.
— Это неправильная точка зрения.Например, на Западе после завершения школы, как правило, человек получает среднее профессиональное образование, приобретает квалификацию, идет работать и, если ему чего-то не хватает для карьеры, идет учиться дальше.А у нас учатся из-за амбиций родителей.
— А как ученики добирались до школ?
— Мы первыми в стране организовали систему школьных автобусов.Ее обеспечивали в значительной мере дотации бюджета области.В конечном счете у муниципалитета были взяты в областной бюджет и финансы, и вся недвижимость.
ЕГЭ необходим системе
— На тот момент у вас имелся перед глазами пример какой-то зарубежной модели?
— Конечно. Когда губернатор области побывал в США, ему очень понравилась практика, связанная с тем, что на территории, которая обслуживается хорошей школой, стоимость жилья выше, чем на территории, которая обслуживается плохой школой. Он предложил подумать, можем ли мы устроить такой вариант организации. Мы долго думали и поняли, что это невозможно без изменения системы в принципе.

Но можно было пойти другим путем. В городах существуют школы двух уровней: основная и полная — 10−11 классов. В Тольятти, например, живет 800 тысяч человек. Этому городу требовалось всего 7полных школ на 2000 мест каждая. Тем более они привыкли к крупным школам. Так могла решаться проблема. Нам не удалось завершить ее в таком варианте, нов Тольятти мы начали это делать. Невозможно оснастить огромное количество школ. Я когда пришел в 1992 году в департамент, на территории было 1400 школ. Когда я уходил, их было 900.
— Вы бы еще сократили?
— Изменение количества школ не зависит от моего желания. Это определяется только целями и задачами. Вы хотите, чтобы сельский школьник имел такие же возможности поступить в Самарский аэрокосмический университет, как и городской? Тогда вы должны сделать так, чтобы школа, в которой он учится хотя бы последние два года, была оснащена и техникой, и учителями. Далее — нужно дать ему такие же права при поступлении, как и городскому ученику. Права при поступлении дает ЕГЭ. Пробить ЕГЭ в Самарской губернии стоило больших усилий, потому что вузы были категорически против.
— Как вы относитесь к ЕГЭ?
— ЕГЭ как некий инструмент абсолютно необходим системе образования. Потому что оценивать результаты деятельности системы не должна сама система, это должны оценивать другие. Это первое. Второе: ЕГЭ вообще решает две задачи. Одна задача заключается в том, чтобы дать информацию министерству или правительству, которое финансирует систему образования,о том, что оно вложило деньги в нужный или ненужный ресурс.Вторая задача— дать основания людям претендовать на конкурс в вузы.

То, что ЕГЭ должен отслеживать вызовы времени, — да, безусловно.То, что ЕГЭ не может договориться с вузами, — плохо. Вузы должны встроиться в ЕГЭ, а не наоборот.

На мой взгляд, ситуация сегодня примерно такая. Система ни общего, ни профессионального образования не видит,что пришло время уделить внимание универсальным компетенциям. Нужно обучать навыкам коммуникации и управления собой. И это должны отслеживать программы ЕГЭ.
— Много было сделано из того, что сейчас успешно работает.А что бы вы хотели реализовать, но времени не хватило?
— Я хотел сделать вузы региональными. Сделать так, чтобы вузы работали на экономику регионов. Причем это должно было быть ясным, понятным, четким, и регион должен был ставить перед вузами определенные задачи.
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!