Наконец, просеивание, практически как у выдающегося поэта Маяковского, «тысячи тонн» детей через конкурсы и смотры с целью поиска талантов и «выдающихся экземпляров» было также отличительной особенностью системы, что делает ее изучение привлекательным и теперь — в контексте поиска и поддержки талантов (gift education). Конечно, такие особые советские и постсоветские практики, как образцовые творческие коллективы, служили совершенно другим целям, в частности, продвижению регионов, что, однако, не отменяло их высокого уровня.
Сама система внешкольного образования, как принято говорить, при всех ее идеологических перегибах (здесь нужно провести дополнительное исследование, чтобы быть полностью уверенным, в какой мере эти «перегибы» сохранились, как менялась их динамика), позволяла учитывать интересы партии и правительства, а также интересы ребенка, которого в любые времена трудно принудить исключительно к парадам и муштре.
Внешкольное образование было одним из утопических воплощений прекрасной системы, которое вновь возникает и в наших ретроспекциях, и в ностальгических настроениях жителей стран бывшего Советского Союза. Здесь нет мечты о большой и сильной руке — все-таки советское внешкольное образование было не про это. Тут, как видится, есть растущий запрос на справедливость возможностей, на то самое равенство и, конечно, на пространство (пусть и структурированное) свободы и творчества, без которого невозможно настоящее детство.