В достоверном прогнозировании смещения приоритетов управления школой в сторону педагогического лидерства особое значение имеют инструменты, которые дают административной команде информацию о ее приоритетах в управлении образовательным процессом. Желательно, чтобы в результате применения одного из этих инструментов директор и его команда смогли увидеть и оценить, как их работа по обеспечению качества образовательного процесса выглядит на фоне аналогичной работы других школ.
Мы остановили выбор на инструменте Ф. Халлингера «Оценка работы директора школы по руководству учебным процессом», который позволяет:
Ниже приведены управленческие профили школ, А и В, полученные в результате обработки данных. Из графика школы, А мы видим, что:
Даже прямое сравнение результатов может рассказать директору много нового о его деятельности, дать информацию для рефлексии, принятия управленческих решений. Это, в свою очередь, означает, что инструмент позволяет:
Для решения этих задач было проведено:
Анализируя данные, можно сказать следующее.
Директора и управленческие команды школ мегаполисов не позиционируют себя как педагогические лидеры. Школьные управленцы ориентируются на задачи, формулируемые учредителем, и на ресурсы, которые он предоставляет для их решения. Вопросы управления образовательным процессом спускаются на уровень методистов, руководителей объединений, учителей и т. д.
Поясним, что это может означать:
Рисунок 9 показывает, что у директора школы в приоритете вопросы, связанные с обеспечением качества образовательного процесса. То есть данное сравнение подтверждает выводы, полученные с помощью инструмента Ф. Халлингера.
Интересно посмотреть на выдержки из интервью с руководителями школ:
Интерпретации, на наш взгляд, вполне очевидны: