И снова здравствуйте! Перед вами — новый «старый» журнал «Образовательная политика». Чтобы передать смысл перерождения нашего журнала, начну с притчи цифровой эпохи.
Одного программиста спросили:
— Вы разрабатываете новые алгоритмы искусственного интеллекта. А что вы хотите получить в итоге?
Он на мгновение задумался и ответил:
— Не знаю. Вот когда программа получится, тогда и увидим.
Подобная smart-притча показывает, что один из ключевых конфликтов XXI века — это явная или неявная конкуренция творцов и их творений.
Этот сюжет всегда был известен как форма конфликта поколений. Эта форма до сих пор сохраняется, причем сейчас даже в более драматичном сценарии. И мы имеем дело с ключевой драмой образования XXI века — нарастающим отставанием учителей от учеников. Но конкуренция между создателями и творениями сегодня звучит и в ином контексте — человек начинает испытывать подлинный страх перед интеллектуальными технологиями, технологиями вообще. Раньше подобные страхи порождали мифы о големах, франкенштейнах, а теперь — провоцируют рассуждения о терминаторах или андроидах, готовых занять трон эволюции.
Все это десятилетиями занимало мастеров футурологии. В 1970 году вышла в свет книга Элвина Тоффлера «Шок будущего». А Рэй Курцвейл предсказывает, что мы живем в эпоху сингулярности и около 2050 года человечеству придется задуматься: не пора ли сойти со сцены, уступив место формам искусственного интеллекта?
Мы не сойдем со сцены. Ответы на вопрос «Почему мы в этом так уверены?» и несет в себе наш журнал — журнал антропологического оптимизма. Как бы ни развивались технологии, как бы ни возрастали опасность и многообразие высокотехнологичного мира, человеку есть чем ответить на все эти риски. На рост неопределенности мы отвечаем непредсказуемостью и неповторимостью. Ответим на подобное бесподобным!
Работа с людьми станет фокусом внимания XXI века. Грядет новая революция, не менее глобальная, нежели эйнштейновская или боровская. Грядет революция, которая удивит нас новыми находками в области искусственного интеллекта, в области гуманитарных, социальных и гуманистических наук. Они изменят наш мир!
Образование как передача знаний, умений и навыков никуда не уйдет. Изменятся лишь смыслы, ценности, методы, инструменты порождения знаний. Образование перерождается и становится сферой производства возможностей развития личности. И вершина этой созидательной деятельности — формирование человека, способного нести ответственность за свои творения: будь то дети или технологии. Поэтому сегодня на первый план выступают проблематики, связанные с развитием soft-skills, с гибкостью и вариативностью, показывающие, что образование уже не умещается в школьных стенах.
Наш журнал мечтает заняться взращиванием интеллектуальных грибниц и поиском — где, в каких формах и каким образом зарождается образование как генерация смысла, ценностей и мотивов. Слова «сеть», «ризома», «грибница» — не просто игра воспламененного разума. За интеллектуальными и социальными грибницами — будущее. Будущее, в котором образовательные программы становятся мобильными, вариативными, гибкими и пластичными. Будущее, в котором ключевым является запрос на превращение образования в лабораторию уникальных проектов человеческих судеб. Будущего, в котором мы творим «ТЕХНОЛОГИИ ПОД СМЫСЛ», а не квартиры под ключ. Обо всем этом и будет наш журнал.