Помимо прочего, растет число устойчивых научно-исследовательских коллабораций между вузами — участниками проекта «5−100» и институтами РАН [Guskov et al., 2018; Matveeva et al., 2021]. Подобный эффект влияния программы превосходства не уникален для России. Исследования подтверждают, что в других странах укрепление науки в секторе образования также происходит за счет сближения вузовского и научного секторов [Möller et al., 2016; Guskov et al., 2018]. Например, немецкая программа German Excellence Initiative поспособствовала росту числа публикаций высокого качества, в том числе за счет взаимодействия университетов и научных организаций, не принадлежащих вузовскому сектору [Möller et al., 2016]. В дальнейшем взаимодействие между научным и вузовским секторами продолжало усиливаться. Благодаря взаимодействию с научным сектором вузы — участники проекта «5−100» смогли приобщиться к международной академической повестке, значительно повысив качество публикаций [Кузьминов, Юдкевич, 2021].
Отдельно стоит заострить внимание на тенденции к пересмотру позиций и функционала вузов, а именно на появление исследовательских университетов, превращение вузов в научные центры [Водопьянова, 2020]. Этот тренд является наднациональным структурным императивом, задаваемым глобальной образовательной средой [Стариков, 2016]. В случае с Россией статус национально-исследовательских университетов получили вузы, привлекаемые правительством к исследовательской деятельности еще во времена существования СССР. Более того, многие из этих вузов являются участниками программы «5−100», из чего следует вывод о сильном влиянии истории и институционального наследия [Кузьминов, Юдкевич, 2021].
Об интеграции науки и высшего образования в России свидетельствует также рост числа вузов, выполняющих исследования и разработки: с 2000 по 2020 гг. число таких организаций увеличилось в 2,5 раза, тогда как число научных организаций за этот период, напротив, в 1,5 раза сократилось. Возросло вдвое и число кадров, занятых исследованиями и разработками, в секторе высшего образования. В научном секторе, напротив, их численность почти вдвое сократилась. Внутренние затраты на исследования и разработки за 20 лет увеличились в обоих секторах: в организациях высшего образования в десятикратном размере и в пять раз —
в НИО.
Суммируя вышесказанное, сделаем вывод: интеграция науки и образования в России в настоящее время имеет различные формы и проявляется преимущественно через совместительство в образовательных и научных организациях, соавторство при подготовке научных публикаций, совместные научно-исследовательские проекты, гранты, патенты, реализацию совместных образовательных программ (как правило, на базе вузов) и др.